Софисты способствовали развитию духовной культуры и умению ума ориентироваться во всяком деле.

Софисты.

Вторая половина 5-го века.

Название софистов они сами себе дали, разумея под ним учителей мудрости, т.е. таких учителей, которые могут сделать людей мудрыми.

Под мудростью софисты понимали риторику. Риторика – искусство красноречия.

Софисты были первыми агностиками. Они учили, что мир непознаваем.

Софисты были релятивистами. Релятивизм – учение о том, что всё в мире относительно. У каждого своя истина и каждый по своему прав.

Софисты отрицали не истину, а объективную истину.

Гносеологический релятивизм софистов дополнялся релятивизмом нравственным. Этические нормы оказывались относительными в зависимости практических обстоятельств.

Риторика в условиях греческой демократии становится царицей всех искусств. В судах, в народных собраниях умение говорить, убеждать, переубеждать становиться жизненно важным. “В судах решительно никому нет дела до истины, важна только убедительность”, - скажет позднее Платон.

Софисты сыграли положительную роль в духовном развитии Эллады. Они – теоретики риторики, красноречия. Софисты обладали даром слова, софисты способствовали открытию законов логики, они затрагивали проблемы человека, его частного мнения, общества, проблемы познания.

Итак, софиты – это учителя, которые за плату могут сделать людей мудрыми.

Софисты представляют противоположность нашим современным учителям, нашим ученым, которые исследуют то что есть и то что было. В результате чего появляется масса эмпирического материала, где открытие новой формы какого-нибудь червя или насекомого или открытие какой-либо новой формулы почитается великим счастьем.

Софисты стали применять мысли к мирским предметам. Мыль направлялась против многообразных определенностей теоретической и практической области.

Софисты это делали посредством образования. Поскольку каждый человек не желающий принадлежать невежественной черни должен был получать образование. И вот это полученное образование человек должен был применять к действительности.

Образование предполагает, что мы знакомы с всеобщими принципами, которые можем применять к любому предмету нашей действительности.Образованный человек умеет сказать кое-что о каждом предмете, отыскать в нем различные точки зрения.

1. Софисты в этом опирались на желание любого человека стать мудрым. Мудростью считают знание того, что составляет силу среди людей и в государстве. Зная эту силу я умею побуждать других людей действовать в соответствии с моей целью. Тот человек силен, который умеет сводить дела людей к главным целям.

И этой силой является человеческая мысль. Умение убеждать в своей точке зрения.

2. Почему мысль? Потому что человек не должен довольствоваться подчинением законам или авторитету, а хочет доставить удовлетворение самому себе, посредством собственной рефлексии, убедившись в том что для него обязательно то, что есть цель и что он должен делать для достижения этой цели. Рефлексия – анализ собственных предпосылок.

3. Именно красноречие вызывает в людях страх, гнев, страсти, чтобы добиться чего-нибудь. Красноречие выступает как искусство, благодаря которому отдельное лицо может приобрести авторитет у народа. При условии, что народу принадлежит решающее слово. Такое возможно только при демократии. Образование готовило людей к государственной публичной деятельности.

4. Красноречие выдвигает различные точки зрения, многообразные мнения и нужно придать силу тому из них, которое согласуется с тем, что мне кажется полезным.

Нужно владеть языком, словом в совершенстве. Если человек не умеет говорить, если он плохо образован, он никогда не донесет до народа свою точку зрения.

Красноречие так же должно знать различные точки зрения с тем, чтобы сообразно различным точкам зрения рассматривать какой-нибудь предмет.

Софисты странствовали по городам, и многие юноши примыкали к софистам в надежде стать лучше.

Софисты навлекали на себя много зависти и неудовольствий. Ведь необразованный враждебен образованному.

Софисты способствовали развитию духовной культуры и умению ума ориентироваться во всяком деле.

Софисты правда при этом выработали односторонние принципы и признавали лишь то, что человек усматривает сам. Софисты доказывали не касаясь существа самого предмета, опираясь на чувства человека и с нарушением законов логики.

Поэтому с такими доказательствами софисты зашли далеко: можно всё доказать, находя основания как за так и против.

Вот эта способность ума все подводить под точку зрения и развивали софисты. Софисты по их собственному мнению могут убедить народ, сенат, судей во всем, что хочет софист.

Софисты понимали, что если человек в своих поступках исходил из закона или авторитета не понимая сути явления, то такие поступки или точнее смысл таких поступков противоречив и является очень шатким.

И такая позиция софистов расшатывала нравы Греции: расшатывало бессознательную веру, бессознательно выполняемые законы, обязанности. Принимаемое за величайшее без осознания, без мыслящей рефлексии софисты сразу отодвигали на задний план, приводя в смущение собеседника.

Поэтому в дальнейшем софист принимает предосудительный смысл. Под софистикой стали понимать умение представлять черное белым, а белое – черное.

Отрицательное значение слова “софистика” мы оставляем в стороне и будем рассматривать софистику с положительной научной стороны.

Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики.

1.Употребление софизмов.

“Кто лжет, говорит то, чего нет; того чего нет, нельзя сказать; следовательно, никто не может лгать”.

“У тебя есть пес, этот пес имеет щенят, и он – их отец, следовательно, пес тебе отец и ты брат щенят”.

2.Вопросы на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно:

“Перестали ли вы бить своего отца?”, “Дома ли Сократ и Кай?” (если дома только один из них).

Наши рекомендации