Вводные упражнения — вводные положения

Вводные упражнения

Если Вы полистали эту книгу или прочли ее по диа­гонали, сразу же начинайте упражнения в речи, всевоз­можные указания по которым даны в разделе 3 этой гла­вы. Например, можно прочитать вслух короткие газет­ные статьи (перед воображаемыми слушателями) и сразу же пересказать их содержание собственными словами.

Разделы «Дыхание» и «Речь» можно освоить постепен­но, в процессе изучения книги, потому что хорошее уп­равление дыханием, четкое произношение и эффектив­ное речевое мышление — фундамент свободной речи. Постоянная тренировка памяти также представляет ог­ромную ценность для каждого оратора.

1.1.1 Дыхание

«Дыхание правит всем» (индийская пословица). Мы дышим от рождения до смерти. И это стоит того, чтобы делать правильно. Для поддержания жизни достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы набираем кис­лород и с его помощью создаем энергию. При выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма. Гете так вы­разил чередование вдохов и выдохов:

В дыхании есть два блага, без сомненья:

То воздух полнит грудь, то выдох дарит облегченье;

Что там - стесненное, здесь - свежесть и свободу обретает,

Да, жизнь чудесное смешенье представляет.

Будь благодарен Богу, если он тебя теснит,

И благодарен будь, коль вновь освободит.

Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пения, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат не сами; скорее, они вентилируются благодаря движению дыхательный мышц.

Бесчисленные легочные альвеолы не могут быть ак­тивными, напротив, они зависят от мускулов, располо­женных вокруг легких.

Наша задача не хватать воздух, а набирать его в лег­кие, и по возможности, именно через нос: тогда воздух нагревается и фильтруется. При дыхании только через рот быстро пересыхает гортань — в результате осипший голос и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдо­хе размещают под своими ключицами лишь немного воз­духа. Но мы используем нашу «воздуходувку» полностью, то есть мы предпочитаем «глубокое дыхание» (диафрагменное или брюшное дыхание) и боковое дыхание. И не довольствуемся верхним дыханием, последствием кото­рого могут быть спазмы, особенно при поднятом положе­нии плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округляется, а бока растягиваются.

Используйте глубокое дыхание, по возможности дыши­те свежим воздухом (20 вдохов). Прежде всего выдыхай­те и оставляйте внутри воздух в спокойном, тихом состо­янии до очищения отдаленнейших уголков легких. По­лезно представление о вдыхании аромата цветов.

Мы займемся дыхательными упражнениями при про­изнесении звуков «с», «ш» и «ф»; а позднее - при произ-

несении гласных и слогов. Произнося эти звуки, воздух выдыхают медленно или толчками.

Обходимся с дыханием экономно, большего достига­ем при меньших затратах воздуха. (Не допускаем ника­кого «дикого воздуха», как это бывает у плохого флей­тиста ). Мы тренируем «поддержку дыхания»:

• Выговариваем каждое слово в предложении пре­дельно медленно и протяжно.

• Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании.

Не радуйтесь, пока не произнесете предыдущую ци­тату из Гете на одном дыхании без труда.

Основное правило речевой практики: вдыхай воздух только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При быстрой манере речи у нас время только для недолгой пе­редышки, не допускающей полного дыхания.

Овладение навыками правильного дыхания — пред­посылка хорошей, богатой оттенками речи. Мы часто слу­шаем ораторов, которые через 10 минут выступления за­дыхаются, будто поднялись на вершину Цугшпитце (в Альпах, примеч. перев.).

Управление дыханием еще больше, чем все другие проблемы речи, нуждается во внешнем контроле. Книга дает только общие рекомендации. С техникой дыхания и, соответственно, дыхательной гимнастикой советуем познакомиться, например, в народных университетах и принять участие в занятиях.

Речь

В последующих рассуждениях о речи вы встретите лишь необходимый арсенал средств оратора: указания по произношению и по особым источникам опасностей. Если у Вас относительно произношения трудности осо­бого рода, то хорошо сделаете, если разберетесь во всем множестве упражнений по технике речи в книгах, приве­денных в списке литературы.

Учебник типа настоящего хорошо дополняет, но ни­коим образом не заменяет курс техники речи и оратор­ского мастерства.

Оратор не актер и не декламатор. Поэтому от него не требуют художественного чтения. Но говорить отчетли­во и осмысленно он обязан. Хорошим должно быть зву­чание голоса. Силу голоса, ударение, темп, тембр, резо­нирование настраивают в соответствии с имеющейся си­туацией, но прежде всего добиваются плавности речи. История знает ораторов, которые благодаря своей лич­ности и дикции имели большой успех, хотя их речь зву­чала плохо. Например, у Бисмарка голос был писклив и полон астматических шумов. Казалось, что звуки, про­износимые им, исходят из отверстия запонки для воро­тничка. Но это звучание не имело никакого значения. Побеждало отчетливое, звучное произношение.

При артикуляции основную работу выполняют язык и губы, поэтому движения их мускулов должны быть осо­бенно четкими.

Речь облегчается тем, что по привычке губы всегда не­сколько выпячены. Челюсть же постоянно остается по возможности свободной, чтобы разгрузить шейные мус­кулы. Не подражайте жевательным движениям многих «говорящих щелкунчиков», вызывающим спазмы и утом­ление (помогает гимнастика языка — произносите зву­косочетания «лалелилолу», «татетитоту» и др. ). Упраж­няйтесь в произнесении всех речевых звуков от А до Я и контролируйте отчетливое произношение всех звуков. Гласные образуются при различных округлых положени­ях губ: и-е-а-о-у;в такой последовательности возрастает округление губ. При произнесении ии е часто формиру­ют более плоское и широкое положение губ и затем из­дают звук вроде плачущего или сдавленного. При резком

вступлении гласных звуков голосовые связки под действи­ем потока воздуха внезапно размыкаются: так возникают гортанные звуки. Но мы обращаем внимание на мягкое вступление голоса, которое лучше достигается, если пред­ставим перед гласной звук х.

Согласные звуки должны быть четко отделены друг от друга. Слушатель должен воспринимать каждый слог, понимать каждое слово ясно и точно. Небрежное смеше­ние звуков (например, п-б, д-т) нередко ведет к непони­манию. Особо следует сказать о необходимости разделе­ния конечных и начальных согласных, если они одина­ково звучат в словах, непосредственно следующих друг за другом (например, говорящий подразумевает «... und denkbar ware das» (и это было бы благодарностью), одна­ко слушатель понимает: «... undenkbar ware das»(n это было бы неблагодарностью).

Следующие упражнения научат произносить согласные:

• Шепот необыкновенно увеличивает силу артикуля­ции. (Ученики нередко используют это упражнение для оказания помощи соседу по парте, попавшему в затруднительное положение.)

• Намеренно быстрая речь повышает беглость произ­ношения при большом числе согласных. Для этой цели подходят скороговорки: «Тот, кто ничего не знает и знает, что он ничего не знает, знает больше, чем тот, кто ничего не знает, и не знает, что он ни­чего не знает» и др.).

Если различные согласные следуют непосредствен­но друг за другом, то язык и губы изменяют поло­жение почти сразу. Если же этого не происходит или происходит слишком медленно, то возникает пол­ный беспорядок, мы слышим так называемый «ви­негрет из согласных».

Чтобы голос был сильным, с хорошим резонирую­щим звучанием, произносим медленно предложения со многими подходящими носовыми согласны­ми (м, н, нг), например: «Von dem Dome schwer und bang tbnt der Glocke Grabgesang»*.

• Хорошее упражнение для улучшения резонирующе­го звучания — напев вполголоса. Мелодию напевают отдельными звуками и в медленном темпе. Губы не сжимают, напротив, оставляют свободными. Даны указания по правильному произношению, которые легко выполнимы.

Основное правило ударения гласит**: корень легко подпадает под ударение; аффиксы обычно безударны, но не «проглатываются».

Мелодия предложения (изменение силы звучания) не остается неизменной, напротив, она ступенчато изменя­ется, как правило, повышаясь в начале и падая в конце предложения. Ударение — важнейший компонент пред­ложения. Каждое предложение имеет только один пик ударения. Под пиком ударения не всегда подразумевает-

* Предлагаем стихотворение Марины Цветаевой «Мореплаватель». Ее стихи со звуковым многообразием и богатством интонаций подходят для учебных целей.

Закачай меня, звездный челн! Голова устала от воли! Слишком долго причалить тщусь, — Голова устала от чувств: Гимнов—лавров—героев—гидр, — Голова устала от игр! Положите меж трав и хвои, — Голова устала от войн...

"Правильно ставить ударение - это правильно говорить; ударение име­ет большое значение в русском языке. В отличие от других языков, на­пример, французского, польского, в русском языке ударение не фик­сировано, т. е. не прикреплено к определенной части слова, а может падать на любую часть, на любой слог (доктор, кирпич, забросать, вы­вернуть); ударение подвижное: одно и то же слово в разных граммати­ческих формах имеет разное ударение (отломить—отломлю—отломит; занять-займу—занял; люди—людей—людьми). С акустической точки зрения ударный слог произносится с особой силой, ясно, отчетливо, а безударные — ослабление, редуцированно. Об особенностях ударения см.: Словарь ударений для работников радио и телевидения. - М.: 1970).

В случаях, требующих особого выделения, подчеркиваются целые смысловые отрывки.

Ударение имеет в речи особое значение: изменение ударного слова изменяет смысл всего предложения. Два примера: мы восклицаем: «Да это было бы еще лучше!» , Зло-иронично звучат эти слова, если мы сделаем другое ударение: «Да это было бы еще лучше!» Или «Я еду сегод­ня в Берлин». Это предложение может получать различ­ное смысловое значение в зависимости от того, какое слово я выделю.

Например:

Я еду сегодня в Берлин (а не мой сын);

Я еду сегодня в Берлин (а не лечу);

Я еду сегодня в Берлин (а не завтра);

Я еду сегодня в Берлин (а не в Гамбург). Многие ораторы имеют обыкновение вновь и вновь делать ударение в конце предложения. Они выделяют последнее слово, повышая тон или растягивая слово по слогам, даже если это слово несущественно. Это непра­вильное ударение в большинстве случаев вызвано затруднением, возникающим из-за следующего предложения, которое еще не «вертится на языке».

Есть три способа обозначить ударение: 1. Повышение тона. 2. Усиление звучания голоса. 3. Замедление речи (мед­ленный темп речи). Как правило, эти средства сочетают: если я говорю громче, то замедляю речь и повышаю зву­чание голоса.

Остерегаются отрывистой манеры речи (в экстремаль­ных ситуациях агрессивного тона). Говорите всегда плавно, связно, не спеша, так, чтобы на слушателя воздействовали смысловые блоки слов. Если не встречаются особые пики ударения, то следуем естественному ритму речи. «Внутри предложения мы стремимся к упорядочен­ным изменениям, потому что структура нашего языка требует тяжелых и легких слогов ... организованных под­ходящим образом, непринужденно, легко» (фон Эссен).

Без логической основы (иногда даже против всякой ло­гики!), из чисто ритмической потребности.

Я уже говорил о том, что оратор обязан владеть яс­ной, выразительной речью, произносить предложения плавно, в спокойной манере. Предупреждаю, что не сле­дует для упражнений брать за основу разновидность ка­кой-нибудь парадной речи с выражениями, подлежащи­ми удалению, подобно пустой породе.

Укажу пороки речи, которые, несомненно, мешают слушателю или вредят оратору:

• Слишком высока тональность речи! Утомление и повреждение голосовых связок не заставят себя ждать. Мы намеренно говорим более низким тоном, мы бережем наш голос.

• Сдавленный голос воспринимается как неестес­твенный, из-за поспешного дыхания и сокращения шейных мускулов.

• Проглатывание конечных слогов.*

• «Звуки размышления»: мы могли бы их назвать «атавистическими звуками»: о-о-э и э-э и т. д. Из­вестно, что даже выдающиеся ораторы не могли из­бавиться от атавистических звуков в течение, по­жалуй, всей своей жизни.

Причина? У оратора «на языке» нет готового следующего предложения, но он полагает, чувствуя

вину перед слушателями, что лучше «выдать» хоть что-нибудь, а это всего-навсего переходный мос­тик атавистического звука. Чаще всего замечают, что оратор «не на уровне», что у него множество атавистических «звуков размышления». В этом слу­чае проблему может снять контроль с помощью маг­нитофона.

• Несколько слов об особенностях произношения в русском языке. В основу русского произношения лег «акающий» московский говор. М. В. Ломоносов находил эту его черту привлекательной. В современ­ном произношении на месте букв в и о в первом предударном слоге после твердых согласных произносится о: вала, сасна. В начале слова предударные в и о произносятся как а: атец, ахрана и т. д. Если наруша­ются правила произношения, то речь плохо воспринимается. О нормах русского литературного произношения см.: Ожегов СИ. Сло­варь русского языка (любые издания, предпочтительно последние); Со­временный русский язык: Учебник для институтов. Ч. 1. /Под ред. Д. Э. Розенталя. - М.: 1976.

• Носовое или картавое звучание. (Знаменитый торговец предметами искусства Вол-лард встретил в обществе незнакомую даму. Она очень заметно «говорила в нос». Воллард спросил у своего соседа: «Не находите ли, что эта дама много выиграет, если ее труба будет звучать реже?» «Со­вершенно с Вами согласен, - отвечал сосед. - Я в течение 30 лет не могу к этому привыкнуть. Со­бственно, я ее муж») Мы слишком редко выясня­ем, какое впечатление производят на других наш голос и манера нашей речи. «То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека», — сказал учитель римлян в риторике Квинтилиан. Остерегайтесь также брызг изо рта во время речи; как писал Вильгельм Буш: «Брызги с губ, глаза свер­кают: «речь ему в охотку». Мокрой стала от слюны «шпионская» бородка».

• Для голоса вредны всякие чрезмерные восклица­ния, хмыкание и кашель.

Рычание более подходит иным зверям, нежели нам, людям. У некоторых ораторов из-за чрезмерного форсирования звука хриплый голос и звучит как шум при встряхивании коробки с канцелярскими кнопками, а у других слова звучат прерывисто, а между ними длинные паузы. Обращаем Ваше внимание, как важна для оратора плавная речь, ведь мы произносим взаимосвязанные слова, а не только слова в отдельности. Медики, специалисты по голосу и речи квалифицируют в на­учных трудах заикание как «спазматический невроз выражения». Установлено, что среди заикающихся гораздо больше мужчин, чем женщин, и процент­ная доля заикающихся возрастает к Западу: в Анг­лии, например, эта доля больше, чем в Германии, в США больше, чем в Англии. Согласно оценке, число заикающихся в Северной Америке превышает 2 миллиона человек. Случайное заикание людей с не­поврежденной речью объясняется мгновенным ис­пугом и чувством незащищенности, заикание может быть преодолено с помощью частых речевых упражнений. Большинство названных пороков речи может быть устранено только терпеливой работой, лучше всего под руководством педагога по речи (ло­гопеда) или учителя пения. Если существенный порок не удается устранить таким образом, значит он обусловлен органическими причинами. В этом случае целесообразен визит к врачу-специалисту. «Сегодня ни один человек не откладывает визит к зубному врачу до тех пор, пока разрушатся зубы. Но с голосом обращаются в той или иной степени по-варварски» (Шмидт).

Диалект *

В «Занимательном справочнике по немецкому язы­ку» Ганс Райман собрал вместе и расположил в алфавит­ном порядке разнообразные причины, определяющие тип речи.

«Речь зависит от географической широты, губ, домаш­него воспитания, друзей детства, ландшафта, неба, носа, окружения, питания, степени пространности изложения, школы, языка.» И далее: «Речь всегда окрашена, несте­рильна, пронизана особенностями... У нас есть учебни­ки для актеров и тех, кто хочет ими стать. Проповедуе­мый этими учебниками язык откосится к живому языку, как муляж к живому прототипу». Под этим мы можем под­аться целиком и полностью. Мы не хотим, чтобы речь была «дистиллированным продуктом стерильной сценической манеры выражения» (Килиан). Но понимаемый с трудом диалект должен быть отклонен так же, как и обез­личенный, бесцветно-гладкий официальный язык. Упот­ребление диалекта должно и может иметь право на жизнь, но ограничено правильным использованием и уместно, если хорошо понимается слушателями.

* Диалект — это говор, наречие, на котором общаются жители, прожива­ющие в каком-либо регионе.

Если мы говорим на понимаемом с трудом диалекте, то остается только одно: с помощью упорных занятий ус­транить те особенности, которые мешают речевому кон­такту с людьми из других областей. Хороший оратор из Южного Бадена в большей степени использует диалект на своей родине, но может говорить и так, что его пони­мают немцы в области Нордшлезвиг. Некогда в Бонне северогерманский политик в высшей степени раздражен­но прервал словесный поток одного значительного това­рища по партии из Швабии: «Если Вы не прекратите вы­ражаться на швабский манер и не начнете говорить на разумном литературном немецком языке». — И тут он взлелеял мысль о мщении - «denn so fangt wi an, platt to snacken, un denn schast du sehn: Du versteihst keen Wo-ort!»(dann fangen wir an, plattdeutsch zu reden, und dann wirst du sehen: Du verstehst kein Wort! - тогда мы начнем говорить на нижненемецком диалекте и увидишь: не пой­мешь ни единого слова!).

Ораторам желательно добиваться понимания. Буш описал в «Повествователе Клякселе» это следующим образом:

Как весело из шлюза рта, бывает,

Парусники мыслей выплывают,

При попутном ветре добром

Правят вдаль по гулким волнам

К головам людей, к гаваням ушей,

(Хоть порою, сидя в ряд, эти люди ... крепко спят).

1.1.3 Упражнение в речи

«Легкая и трудная победа: один добивается шутя, дру­гой — напряженным трудом, нажимая так, что у него го­лова раскалывается», — повторим мы вслед за Вильгель­мом Бушем. Так же обстоит дело и с речью: то, что одно­му дается тяжело, другому легко. Старое изречение гла­сит: «Poeta nascitur, orator fit(Поэтом рождаются, ора­тором становятся»). До известной степени ораторское ис­кусство можно постичь самостоятельно. Лучше всего, если упражнения в речи проводят в кругу друзей или слу­шателей одного курса; в этом случае возможны взаимо­контроль и взаимопомощь. Уже Квинтилиан (примерно 30—96 г. н. э.) заметил, что ораторское искусство требу­ет напряженной работы, необыкновенного усердия, раз­нообразных упражнений, богатого опыта, высокого ума и современного мышления.

Систематические упражнения по формированию речи должны выполняться достаточно долго, например — каж­дую неделю в течение полугода.

Ниже я обобщил десять основных положений, кото­рые, как показал опыт, приводят к свободному выраже­нию мысли. Дело в разумном поэтапном продвижении к заданной цели, начиная с простых упражнений и посте­пенно расширяя сферу речевых навыков. Каждое из этих обязательных упражнений нужно выполнять минимум двадцать или тридцать раз.

Чтение текста.

Громко читайте вслух (например, газетную статью) , бросая время от времени взгляды на воображаемых слу­шателей. Добивайтесь спомощью контакта глаз с вооб­ражаемой публикой ощущения свободной речи. При этом Вы систематически мгновенно читаете, забегая вперед, небольшие отрывки и сохраняете их в памяти. Это луч­шее упражнение для подготовки речевого мышления, при котором мысли немного опережают слова.

Передача смысла.

Прочтите отрывок, содержащий примерно от двух до пяти предложений и затем перескажите его, а именно:

• по возможности дословно (старайтесь запомнить детали!) или

собственными словами (самостоятельно формируй­те речь).

Речевое мышление.

К свободной речи приводит ни чтение статей, ни за­учивание их наизусть, а лишь постоянное упражнение по формированию речи на основе конспекта ключевых слов и речевого мышления.

Термином «речевое мышление» мы обозначаем тес­ную связь мышления и речи: мышление во время речи и речь во время мышления. Практически это означает, что существенная часть замысла (его мысленная опора) пред­ставлена с помощью ключевого слова или ряда ключе­вых слов (ключевое предложение).

Ключевое слово дает мне мыслительный импульс, и это побуждает меня раскрыть мысль формируя речь.

Поясним это на примере: Демосфен — величайший оратор древности, требовал от греческих племен, чтобы они были едины в борьбе против царя Филиппа.

Это предложение с помощью ключевых слов можно было бы представить так: Демосфен — величайший ора­тор древности — требовал от греческих племен единства против царя Филиппа. Эти ключевые слова являются кар­касом, вокруг которого группируются остальные слова.

Упражнения для ораторов в речевом мышлении заклю­чаются в том, чтобы вновь и вновь выявлять ключевые слова.

Швайнсберг говорит « о свободной подвижности вокруг неподвижных точек».

Перефразирование слов, сопряженных с ключевыми, можно выполнить, например, так: Демосфен, как известно, был величайшим оратором Древней Греции. Вновь и вновь призывал он греческие племена быть едиными, потому что только так они могли выстоять в борьбе про­тив царя Филиппа. Или: Величайший оратор древности Демосфен вновь и вновь требовал от греческих племен: «Будьте едины, если вы начинаете великую борьбу про­тив могущественного царя Филлиппа».

Вообще много возможностей для оформления этого небольшого каркаса, если пользоваться концепцией клю­чевых слов. Оратор не цепляется намертво за имеющую­ся фразу, напротив, он ту же самую мысль формулирует опять и опять, но по-новому. Оратор, пока говорит, уже успевает пробежать глазами следующее ближайшее клю­чевое слово и за короткое время запомнить его. «Следу­ющее предложение может быть для предшествующего «милее брата». Следующее предложение всегда является проблемой текущей минуты» (Науман).

Описанное третье основное положение создает пред­посылку для дальнейшей работы. Эту работу можно про­водить не очень часто. Эффективно дополнительное упражнение — оно состоит в следующем: начало предложения записывают, а затем заканчивают в свободной сло­весной форме.

Здесь я хочу заметить, что громкая речь имеет боль­шое значение для уяснения наших представлений. Всем ораторам рекомендуем читать сочинение немецкого писателя Генриха фон Клейста (1777 - 1811) «О посте­пенной подготовке мыслей во время речи». Клейст пре­образует французскую поговорку «l'appetit vient en man-geant» (Аппетит приходит во время еды) в «l'idee vient en parlant» (Мысли приходят во время речи). (Сочинение Клейста является ключевым для главы о подготовке до­кумента к записи, см. 2. 2. 2).

Мы усиливаем наши языковые возможности также с помощью определения (дефиниции) понятий.

Дефиниция определяет понятия, вырабатывает стиль

ражения, сочетающий широкий охват с выразитель- у стью. (Что такое: дом - государство - демократия и т. например, что такое глобус? Глобус - это вращающий-полый шар, раскрашенный в разные цвета; с помощью градусов широты и долготы дает наглядное представле­ние о земной поверхности).

Определение дефиниции дает Генрих Лансберг, когда пишет: «Дефиниция есть перифраза (описание) значения слова с целью отграничения объема значения этого сло­ва от возможных синонимов (похожих слов).» Упражне- ние в разработке определений очень важно для оратора. Он должен уметь быстро и точно постигать суть явления, предмета, если в дискуссии ему будет предложено дать разъяснение какого-нибудь предмета или слова (напри­мер: что, собственно, Вы понимаете под конъюнктурой?) Это совсем не так легко, как полагают. Тот, например, кто определит человека как «бесперое двуногое», уловит только часть сущности, но не суть человека. Этим опре­делением он уподобит человека ощипанной курице, кен­гуру и мыши, прыгающей в горшке.

Умение определить и выразить суть явления — цель обучения риторике.

Рассказ

Попытайтесь образно, увлекательно рассказать о все­возможных случаях, анекдоты, короткие истории, путе­вые заметки и т. д.

Возьмите, например, рассказы Германа Гесса (в сборни­ке «Авторский вечер») и другие произведения малых форм. Превосходно подходят сюжеты Лессинга. Не успокаивай­тесь, пока действительно не воспроизведете фабулу.

Хорошее упражнение на концентрацию внимания: сделайте обзор дня. Расскажите в течение пяти минут о наиболее существенных итогах Вашего дня. При этом об­ратите внимание на спокойную, плавную манеру речи.

Для рассказа о прошедших событиях Эдгар Нейс дает несколько обобщающих указаний, которые заслуживают нашего внимания:

• В рассказах о прошлом рассказчик исходит из пе­режитого им самим.

• Рассказывать следует свежо, непринужденно и ес­тественно.

• При этом рассказчик использует разговорную лек­сику.

• Чаще всего рассказ ведется в прошедшем времени, лишь в острых ситуациях рассказчик выбирает на­стоящее время.

• Рассказчик обращается непосредственно к своим слушателям.

• Если рассказ длинный, рассказчик мысленно разра­ботает каркас плана, благодаря которому упорядо­чит свои мысли, придаст повествованию направле­ние и цель. При этом рассказчик обращает внима­ние на начало, которое должно возбудить в слуша­теле напряжение, на кульминационный пункт, в котором напряжение достигает наивысшей точки, и на окончание, позволяющее слушателю ослабить напряжение.

• Естественно, рассказчику необходимо хорошо знать содержание рассказа. Но в момент выступле­ния у него наготове собственные устные формули­ровки этого содержания. Если же во время выступ­ления оратору придут новые мысли, они тут же во­площаются в слова. Но эта размышляющая речь, конечно, предполагает определенную зрелость ора­тора и технический опыт.

• На небольшие перерывы и помехи речи, возника­ющие во время выступления, лучше всего не обра­щать внимания; выступающий делает вид, будто это естественные паузы; слушатели, заметив их, в боль­шинстве случаев не различают, пауза это или не-

ожиданная заминка. Позднее позаботьтесь об устра­нении этих помех. В век изобилия образов и слов на радио и телевидении почти исчезло искусство рас­сказа. Однако намечается определенный «ренессанс» в этой области, многие люди стали с очевидной сим­патией относиться к этой личной, а зачастую интим­ной форме общения.

5. Деловое сообщение

Готовим извлечение из газетной статьи в виде ключе­вых слов и воспроизводим собственными словами с по­мощью конспекта ключевых слов содержание статьи (пе­рефразирование), лучше всего многократно с различным словесным оформлением.

Заключительные упражнения:

• Сокращаем статью (сжато вплоть до одного пред­ложения!).

• Расширяем статью, добавляя собственное мнение.

Следует стремиться к плавной речи, но что называет­ся не «чересчур отшлифованной». Случайные (!) останов­ки, случайные (!) повороты вовсе не искажают правиль­ного выражения, но речь приобретает определенную вы­разительность и жизненность. Английский министр Антони Идеи во время речи никогда не допускал остано­вок. Его речи всегда были бесподобно аккуратными, но также и бесподобно холодными, как сообщает граф Пюклер (газета Deutsche Allgemeine Zeitung, 24 июля 1938).

Но речи Черчилля или Болдуина, произнесенные да­леко не так гладко, волновали и увлекали слушателей.

Если Вам удается с помощью конспекта ключевых слов произнести десяток предложений в «полусвободной» речи при ее спокойном, равномерном течении, у Вас оп­ределенно прогресс. Обращаем внимание, чтобы пред­ложения произносились до самого конца без их пере­стройки, без растягивания частей предложения и без пауз Для размышления. Многие ораторы не обеспечивают правильного течения речи. Они сжимают отдельные части предложения в блоках слов (произносимых быстро) и делают между ними неоправданные паузы.

♦ Вновь и вновь упражняйтесь в произнесении речей эк­спромтом.

Рассмотрите картину, опишите событие, изображен­ное на ней. Внимательно разглядите детали и их взаимос­вязи. Выразительно расскажите о представленных в кар­тине образах, дайте меткие сравнения.

Рекомендуем проработать раздел о подготовке, пос­троении и произнесении речи. Много указаний дает под­раздел о стиле речи, средствах выражения, о вступлении, заключении и помехах речи. Указания быть могут учте­ны уже в настоящий момент.

Наши рекомендации