По трактовке Швейцера, Яворского, Носиной, Бодки и др. исследователей.

Характеристика интонаций и мотивов из произведений Баха S – символическое значение мотива Произведения, где встречается мотив Другие особенности
1. Интервал «Секунда» 2♫♫♫♫ - задержание, апподжиатуры; (suspirato)-вздохи. Symbols (S)- вздоха, жалобы, S человеческого страдания и печали. 3-хголосная инвенция №9 f-moll, 3-хголосн: -c-moll, и др.   восходящие- как просьбы, нисходящие- как жалобы.
2. Интервал Терции 3: : : : (трихорда) ì ì &( Q ●Ï•‌‌‌ ••f S-«Сына Божьего», «Аgnus Deiy», Юбиляция. ликование, колокольный перезвон в мажоре.   повсеместно   входит в состав других мотивов.  
3. Интервал Кварты – 4 символ креста Ì † †† (чистая) Тетрахорд-ì- постижения веры Господа, хорал: «Теперь возблагодарите все Господа» S-истовой веры, «верую»(Credo), S-креста животворящего ††† Первое причастие, S –вхождения во Храм   Встречается во всех произведениях.   2-голосн.Инвенция C-dur тема.   особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато.
4. Интонации Тритонов – уменьш квинт.ув. кварт     S-предательства, распятия, страдания Спасителя на кресте «cruces fixues», passus dirisculas – принятые Крестные муки   Часто встречается на кульминациях в драматическом напряжении   особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато.  
5. Интонация Квинты 5 (ì или î)   S- Святого Духа, Утешителя. посланного от Бога-Отца   повсеместно 2-хголосная Инвенция C-Dur Слушать, выделять
6. Интервал Сексты 6 м.   S- жертвенной любви Иисуса к людям S- его жертвенной любви к человечеству. Глория, восхищение.   3-гол. Инвенция c-moll   входит в мотив «жертвы», играть Dolente; (печально), легато. Входит в состав др. мотивов
7. Интонация Септимы 7,   ì î S-нарушения заповедей, 7 смертных грехов, протест против неверия. 2-гол.Инвенц. d-moll, Маленькая прелюдия d-moll используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих маркато, артиколато.
8. Интервал Октава 8вверх или вниз: Q Q H Q Q Q H Sanctus –«Святой боже»,олицетворяет число «8»- S –святости, цельности; бессмертия, величавая поступь   2-голос.инвенция C-dur, F-dur; 3-голосная a-moll, f-moll, F-dur, чаще в левой руке. вверх-с оттенком юбиляции, вниз- с оттенком страдания.
9. Интервал Нона 9   S- нарушения 10-ти заповедей, греха, сожаления. 2-голос. инвенции d-moll, f-moll, 3-голосн. c-moll используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих маркато, артиколато.
10.Мотив – «мордент» M m (из 3-4-х звуков), или мотив-группетто: T S-исполненного пророчества, «исполнения воли Господа» («да сбудется», «Amen») 2-гол. Инвенция E-dur №6, 2-гол.h-moll № 15, ES-dur 2-гол. встречается повсеместно S-«высшей» власти, мудрости, часто встречается в Кадансах.
10. Гаммаобразные мотивы вверх (“catabasis”)- “ ì S-«Воскресения», Богоявления, воскрешения Иисуса; (ангелы Света)   3-гол. Инвенция c-moll (№2), E-dur(№6)   Исполнять полётно, легато, леджиеро
11. . Гаммаобразные мотивы вниз (“anabasis”)- знаки печали, положения во гроб « « « î S-«нисхождения» к смерти (ангелы Смерти)   2-голосная Инвенция f-moll, c-moll, 3-х голосн: G-dur№10 Исполнять полётно, легато, леджиеро
12. Хроматические последования, и «секунда +секста +секунда» 2 +4 +2 нисходящие последования хроматические   S-страдания, несение † , S-искупления на Кресте. (закрытая кварта)   S- несения Креста, † движения к Смерти. (“anabasis”, “a profoundis”)   входит в состав многих произведений     входит в состав многих тем легато, легато-маркато.  
13 Тоническое Трезвучие в виде арпеджио, ломанного арп.   в миноре -------------   S- Троицы, Воскресения, Юбиляции, Ликования («Душа веселися, наш праздник настал»-хорал).   S-пеленания, оплакивания Инвенция G-dur 2-хгол, F-dur (6-крылый Серафим) 3-хгол.Инвенция g-moll   декламационное легато, маркато.    
14. Разложенный Квартсекстаккорд - 4+3 = символ Христовой веры: † (кварта) + терция (Иисус). S- жертвы, сожаления о грехе (предательстве), символоплакивания.   2-хгол. Инвенция a-moll, 3-хгол. c-moll     легато, легато- артиколато, портаменто.  
15. Ломанные интервалы 2,3,4,5,6,7,8 - в Мажоре----     миноре----------------------------- S-Воскресения, Искупления, сошествия Духа Святого, (колокольности).   S-неверия, сомнения в вере, или «раскачивающийся матрос»-пошатнувшаяся вера.   ХТК 2т. Прелюдия- C-dur   Маленькая прелюдия c-moll из 2-й тетради, использ. повсеместно легато- портато (сочное)   легато легато-маркато
16. Тетрахорды нисходящие, (по секвенциям) S- пеленания, оплакивания, положения во Гроб. Повсеместно Инвенц.C-dur 2-голосная – интермедия первая.   легато

Наши рекомендации