Занятие 2. Речевое поведение.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое речевое событие? Каковы его важнейшие элементы? Из чего складывается речевое поведение человека?
2. Дайте определение речевой ситуации. Каковы ее главные составляющие? Приведите собственный пример речевой ситуации, назовите ее элементы.
3. Что такое речевой поступок (речевой акт)? Приведите собственные примеры речевого акта.
4. Какие принципы речевого поведения должен соблюдать говорящий, чтобы «возбудить в слушателе его собственное внутреннее слово»?
Выполните практические задания:
1. Опираясь на предложенную схему, определите, какие коммуникативные стратегии (стратегии близости, дистанцирования, отказа от выбора) используют герои в приведенных ниже отрывках из произведений А. П. Чехова и Л. Н. Толстого?
Схема:
I. Тема дискурса.
а) Какие темы предпочитает говорящий — отвлеченные (о погоде, о политике, о положении дел в школе, в классе, о спорте и пр.) или личные (о себе, своих хобби, своей жизни, своих настроениях, знакомых);
б) насколько легко и быстро переходит говорящий от одной темы к другой; есть ли какие-то связи между темами при таком переходе;
в) склонен ли говорящий сам вводить новые темы в беседу или только «подхватывает» те, что начинает обсуждать собеседник; насколько упорен говорящий, вводя «свою» новую
тему, если другие (другой — собеседник) не подхватили ее сразу?
П. Стратегия повествования в дискурсе.
Часто ли использует говорящий в беседе занимательные истории, случаи из жизни, анекдоты— «вставные рассказы».
Если да, то как он представляет себе их роль в беседе: хочет он просто развлечь собеседника, оживить общение или приводит их в связи с другой, главной темой, иллюстрируя ее, доказывая свое мнение? (В первом случае дискурс начинает напоминать цепь мало связанных друг с другом «рассказиков», во втором — это полноценная «тематическая» беседа, иногда весьма сложная по содержанию.)
III. Темп дискурса.
а) Темп (скорость) самой речи;
б) быстрота смены ролей говорящий/слушающий;
в) отношение говорящего к «нормальной» длительности паузы (пауза какой длительности не кажется «неловкой», «затянувшейся»?);
г) частота одобрительных сигналов, подтверждающих активное слушание и «участие» к собеседнику, типа: да-да, угу, так-так и пр. — то, что лингвисты называют «обратная связь».
IV. Акустика дискурса.
а) громкость голоса;
б) высота голоса;
в) насколько заметны переходы от высокого голоса к низкому или наоборот (резкая смена тона голоса является проявлением эмоций и их силы).
V. Движения: мимика, жест, поза.
а) Активность жестикуляции, мимики, пантомимики (движений тела);
б) направление взгляда;
в) предпочитаемое расстояние между собеседниками или оратором и аудиторией. (По поводу последних двух характеристик — б) и в) — заметим, что они тесно связаны: например, если расстояние между собеседниками вынужденно сокращено (скажем, в кабине лифта), то они чаще всего «отводят взгляд», особенно в паузах — пронаблюдайте сами, как люди в кабине лифта смотрят «в пол» или «в угол», только бы не создавался слишком тесный зрительный контакт.)
Примеры:
1) Это была натура рыхлая, ленивая до полного равнодушия к себе и плывшая по течению неизвестно куда и зачем.
Куда его вели, туда и шел. Вели его в какой-нибудь притон — он шел, ставили перед ним вино — пил, не ставили — не пил, бранили при нем жен — и он бранил свою, уверяя, что она испортила ему жизнь, а когда хвалили, то он тоже хвалил и искренно говорил: «Я ее, бедную, очень люблю».
(А. П. Ч е х о в. Рассказ неизвестного человека.)
2) С того вечера, как он видел ее в последний раз, она нисколько не изменилась и была все такая же.
— Полина! — сказал он, протягивая к ней обе руки. — Сколько зим, сколько лет! Если б вы знали, как я рад вас видеть! Милости просим!
Рассудина, здороваясь, рванула его за руку и, не снимая пальто и шляпы, вошла в кабинет и села.
— Як вам на одну минуту, — сказала она. — О пустяках мне разговаривать некогда. Извольте сесть и слушать. Рады вы меня видеть или не рады, для меня решительно все равно, так как милостивое внимание ко мне господ мужчин я не ставлю ни в грош. Если же я пришла к вам, то потому, что была сегодня уже в пяти местах и везде получила отказ, между тем дело неотложное.
(А. П. Ч е х о в. Три года.)
Постарайтесь подобрать собственные примеры использования различных коммуникативных стратегий — воспользуйтесь текстами художественных произведений или (и) собственными наблюдениями живого речевого общения.
2. Как вы думаете, в чем причина проблемы, с которой столкнулся герой повести Л.Н. Толстого «Юность»?
На следующих лекциях я уже не чувствовал так сильно одиночества, познакомился со многими, жал руки, разговаривал, но между мной и товарищами настоящего сближения все-таки не делалось отчего-то, и еще часто мне случалось в душе грустить и притворяться... Как только я чувствовал, что товарищ начинал быть ко мне расположен, я тотчас же давал ему понять, что я обедаю у князя Ивана Ивановича и что у меня есть дрожки. Все это я говорил только для того, чтобы показать себя с более выгодной стороны и чтобы товарищ меня полюбил еще больше за это; но почти всякий раз, напротив, вследствие сообщенного известия о моем родстве с князем Иваном Иванычем и дрожках, к удивлению моему, товарищ вдруг становился со мной горд и холоден.
Как объяснить существо происходящего с точки зрения «обыкновенного житейского здравого смысла»? Как вы считаете, какую коммуникативную стратегию использовал герой Л. Н. Толстого?
3. Аристотель определял риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Составьте и произнесите РЕЧЬ (3-5 мин.) с целью доказать или опровергнуть выбранное вами высказывание. Найдите для этого все возможные способы убеждения. По древней традиции эта речь будет совещательной, т.е. в ней надо склонить или отклонить от чего-либо, дать совет; ее назначение – раскрыть пользу или вред. Возможные темы для выступлений:
«Человек, который может любить – может все» (Л. Толстой).
«Я люблю в человеке возможность возвысить его» (Сент -Экзюпери).
«Дьявол с Богом борется, и полем битвы являются сердца людей» (Ф.М.Достоевский).
«Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав» (Шопенгауэр)
«Какою мерою мерите, такою и вам отмерится» (Евангелие).
«Против человеческой глупости бессильны даже боги» (Шиллер).
«Не сотвори себе кумира» (Библейское изречение)
«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать» (Морли).
«Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней» (Гюго)
«…Опыт – сын ошибок трудных» (Пушкин).
«Музыка – универсальный язык человечества» (Лонгфелло)