Комментарий к основным вопросам темы
1. Что такое культура публичной речи?
Как достичь цели, выступая публично?
Как завоевать аудиторию, привлечь ее на свою сторону?
Какую речь считать наиболее действенной?
В чем секреты убедительности устного публичного выступления?
Из чего слагается успех хорошей ораторской речи?
Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?
Найти ответы на эти вопросы непросто, особенно начинающему оратору. Ему не обойтись без глубокого изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных ученых и мастеров устного слова, без серьезной практической работы над собой.
Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы.
Чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.
Перед всяким человеком, готовящимся выступать публично, неизбежно встает целый ряд вопросов:
а) общих, связанных с целью речи: для кого говорю, что хочу им сказать, зачем говорю.
б) частных, отражающих внешнюю, «техническую сторону речи»: как сказать правильно, понятно, интересно, убедительно.
Помочь ему призвана риторика-наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Особо подчеркнем, что это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.
Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в неё вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменный и устный), и как наука и искусство устной речи.
В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации).
У этой науки есть и другие названия:
А) ораторское искусство;
Б) красноречие;
В) мастерство устного публичного выступления;
Г) элоквенция.
Они не совпадают полностью, между ними есть тонкие различия, но мы будем их рассматривать как синонимы.
Главным центральным понятием риторики является оратор (от лат. Orare - говорить) – человек, произносящий публичную речь.
Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию публичной речи (от лат. Audire - слышать).
Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих. Публичная речь – это общественно значимое, социально обусловленное выступление.
Когда оратор говорит перед аудиторией, им движут, как правило, два желания: поделиться мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетания мысли и чувства, рационального и эмоционального аспектов речи дают нам разнообразие жанров ораторского искусства, например: социально-политический, деловой, дипломатический, социально-бытовой, академический, судебный, военный, церковный (гомилетика). Это самая распространённая и традиционная классификация, так называемая жанрово – тематическая.
У каждого жанра своя специфика, он ориентирован на определенную ситуацию общения, и существуют довольно четкие каноны (законы) построения речей и их произнесения в конкретных жанрах. Внутри жанров можно выделить виды речей.
Например, в социально-политическом красноречии:
А) политическая речь;
Б) политический доклад;
В) агитационная речь;
Г) политический обзор;
Д) митинговая речь.
В академическом: