РАЗДЕЛ 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК- средство письменного и устного общения сложившейся нации.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК – высшая форма существования национального языка, язык,

обработанный мастерами слова.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ДИАЛЕКТ – язык определенной местности, разновидность

национального языка.

ЖАРГОН – язык относительно устойчивой социальной группы людей, объединенных

по какому-либо признаку, разновидность национального языка.

ПРОСТОРЕЧИЕ – народно-разговорный вариант национального языка.

НОРМА – это совокупность правил написания и произношения, присущая литературному языку.

ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА – обязательная, не допускающая вариантов.

ДИСПОЗИТИВНАЯ НОРМА – допускающая варианты в написании или произношении.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ – варианты литературного языка, используемые в разных

речевых ситуациях.

ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ – основные способы организации

языкового материала в устном или письменном тексте.

КУЛЬТУРА РЕЧИ – мотивированное употребление языкового материала,

использование языковых средств, оптимальных для достижения коммуникативных

задач в определенной ситуации.

РИТОРИКА – наука об искусстве красноречия.

АНТИЧНЫЙ РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН – необходимые этапы, отражающие логику работы

над публичным выступлением

ИЗОБРЕТЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ – первый стратегический этап работы над речью,

включающий выбор темы, определение цели, задачи и сверхзадачи выступления,

формулирование главного тезиса, определение способа его разворачивания в тексте,

прогнозирование аудитории, отбор основного и вспомогательного текстового материала.

РАСПОЛОЖЕНИЕ – второй этап работы над речью, включающий выбор соответствующей

композиции, а также типа начала и концовки выступления.

СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ – третий этап, предполагающий работу с текстом

будущего выступления в соответствии с критериями красноречия, а также использование

выразительных средств языка .

ЗАПОМИНАНИЕ – завершающий этап докоммуникативной фазы работы над текстом выступления.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ – акт речевой коммуникации, кульминационный момент, результат того,

что было достигнуто на предыдущих этапах.

ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕЙ ПО ЦЕЛИ – классификация устных публичных выступлений, в

основе которой разные целевые установки оратора. По этому критерию выделяют

несколько типов устных публичных выступлений: информационные,

воодушевляющие, убеждающие, призывающие к действию, развлекательные.

ЭРИСТИКА – раздел риторики, изучающий специфику дискуссионных выступлений.

РАЗДЕЛ 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Оформление научных работ.

Учитывая трудности написания и подготовки научных текстов, в УМК включены справочные материалы по оформлению научных работ.

ТЕЗИСЫ

Задачи хранения, систематизации и обработки научной информации обусловили необходимость в сжатом и стандартизированном изложении первоисточника. Уже выработались определенные способы моделирования первоисточника, в процессе которых отпадает необходи­мость в сохранении всех его структурных особенностей. Научные документы, информация которых является сжатым и стандартизированным изложением первоис­точника, называются вторичными. К вторичным доку­ментам относятся тезисы, рефераты, авторефераты, аннотации и резюме.

Тезис — это сформулированная основная мысль, положение доклада, лекции, статьи или другого автор­ского произведения (первичного документа). Тезисы могут быть краткими или развернутыми, но они всегда, отличаются от полного текста (прототипа) тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Тези­сы представляют иногда сжатое изложение основных идей, положений научной проблемы, какой-либо концеп­ции как результат теоретических обобщений в науке. Образцом тезисной формы изложения могут быть зна­менитые «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса.

Тезис — заключение трактата (что?). Тезис — сокра­щенно формулирует трактат снова (как?).

Тезис — для повторения (для чего?). Тезис в записи — это положение, вбирающее в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится убедить читателя, вывод, к которо­му он его подводит.

Тезис — это доказываемое или опровергаемое поло­жение. В отличие от выписок, могущих содержать только иллюстративный или фактический материал, тезисы дол­жны всегда иметь доказательства рассуждением; другими словами, идеи тезисов могут быть защищены.

Что ставит тезисы на особое место среди других видов записей?

1. Тезисы, как никакая другая формы записи, позволя­ют обобщить материал, дать его суть в кратких формули­ровках, раскрывающих все произведение.

Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко сковывая этим творческую ини­циативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть со­держание книги, активно разобраться в нем, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные его по­ложения.

2. Процесс тематического тезирования позволяет глу­боко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содержание нескольких книг и статей.

3. Ни одна запись также хорошо не помогает соста­вить доклад, дать основное содержание материала для про­смотра оппоненту.

4. Тезисы ценны, а часто совершенно необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада. Суть воп­роса ими особенно акцентируется, заостряется. Тезисы крайне облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям и убеждениям других. Обратите внимание — имен­но убеждениям. Ведь порою автор может незаметно, четко не формулируя, проводить определенную мысль.

Цель исследователя — выявить ошибочные суждения и сделать нужные выводы, хотя они явно и не были сфор­мулированы автором. Эту особенность тезисов неоднократ­но использовали многие ученые.

Умение правильно тезировать материал говорит об уровне подготовленности читателя, понимании темы, сте­пени овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой.

Из этого ясно, что хотя тезисы и представляют до­вольно сложный вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из простых, а тем более текстуаль­ных выписок.

Вопрос о выборе типа записи, в частности, тезисов, разрешается в каждом отдельном случае и каждым студентом самостоятельно, с учетом конкретных возможностей (на­личие навыка, времени и т.д.) и особенностей материала.

Основные, простые, сложные

Основные, тезисы — это принципиально важные, глав­ные положения, обобщающие содержание источника, иногда в своей совокупности носящие характер главных выводов.

Из основных тезисов составляют отдельную самостоя­тельную запись, отображающую содержание всего мате­риала, иногда, правда, под тем или иным углом зрения (те­матическая запись).

Интересно, что основные тезисы, носящие характер "главных выводов", взятые из любой части научной работы, могут так или иначе определять дальнейшее содержание повествования и могут, таким образом, связывать его час­ти. Заключительные основные тезисы должны обобщать со­держание предыдущих, а не быть оторванными от них.

Простые тезисы — это главные мысли, входящие иног­да составной частью в конспект, реферат и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов. По­ясним эти понятия в их сравнении.

Простых тезисов содержится много в любом произве­дении, в любой его части, тогда как основных можно на­считать лишь несколько, и, более того, не из каждой части произведения их удается выделить. Там могут быть обосно­вания, примеры, аргументы и доказательства, постепенно подводящие читателя к главному выводу в самом конце кни­ги, иногда только в выводах к ней.

Простые тезисы удается выделить из всех частей про­изведения вне зависимости от его общей направленности, причем даже при первоначальном ознакомлении с ним. В противоположность этому основные тезисы можно успеш­но составить лишь после уяснения сути всего произведе­ния в целом. Известный совет делать записи только после ознакомления со всем произведением особенно относится именно к такому виду записи.

К каждому основному тезису может быть составлено несколько (иногда — много) простых, разъясняющих и рас­крывающих основной тезис.

Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные тезисы, подпунктам — простые.

Так мы подошли к определению третьего типа тезисов. Записи, включающие два вида тезисов (простые и основ­ные), называются сложными тезисами.

Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезиса­ми будут следовать простые.

Это очень полезный и достаточно совершенный вид фик­сации прочитанного. Хорошо написанные сложные тезисы в сочетании с планом и выписками (иллюстрирующими, рас­крывающими детали тезисов), как мы увидим, могут соста­вить прекрасный конспект или реферат.

Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой. В самих тезисах не приводят обосновывающих фактов, при­меров. Если, имея тезисы (например, используя не вами составленные тезисы или же читая при работе над книгой одни выводы), вы не знаете их обоснований, доказательств, наконец, не имеете хотя бы примеров к ним, то одних вы­водов окажется недостаточно для подлинного знания. Дока­зательства остаются в тезируемой книге или статье; к обо­снованиям и доказательствам полезно отсылать в записи.

Все сказанное верно, но с одной оговоркой. Вдумай­тесь, например, в известное высказывание академика И. П. Павлова:

"...Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Как ни совершенно кры­ло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши "теории" — пустые потуги".

Тут упоминание птицы и воздуха... Спрашивается, мож­но ли эту образность использовать в тезисах? Думается, что да. Ведь выразительность языка, его образность помо­гают запомнить это высказывание. Согласитесь, если вы запишете тезис: "Изучайте, накопляйте факты. Без фактов нет теории", то поблекнет не только форма, но и само содержание. Все равно придется вновь обращаться к пер­воисточнику, если нужно будет пересказать существо мыс­ли академика Павлова.

Таким образом, самобытная форма высказывания, ори­гинальность авторитетного суждения могут быть сохране­ны в тезисах, иначе они потеряют свою документальность, снизится острота восприятия материала.

Тезисы-цитаты

Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при написании рецензий и аннотаций для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах.

Но тезисы-цитаты иной раз могут быть очень длинны­ми. Поэтому полезно составлять к ним пункты плана.

Для ускорения записи тезисов-цитат иногда удобно пользоваться вкладными листками или шифрами. Такие те­зисы-цитаты могут быть привлечены для сравнения поло­жений, взятых из ряда источников: нетрудно будет открыть нужные места, например, в двух книгах и читать, сравни­вая положения, отобранные с помощью шифров-цитат или вкладных листков.

В противоположность простым тезисам, которые в боль­шинстве случаев могут быть составлены из цитат, основ­ные тезисы чаще всего формулируют самостоятельно. Те­зисы составляют так:.

После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично. При этом разбивают текст с помощью плана или без него — отчеркиванием и подчеркиванием - на ряд отрывков.

Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и есть тезисы.

Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Один из тезисов (первый, открывающий запись, или завер­шающий ее, последний) — наиболее общий и в той или иной мере определяет содержание остальных или подыто­живает все предыдущие.

Не исключено, что ряд положений потребуется объе­динить не в порядке их следования в источнике, а в их логичес­кой связи, важной для записывающего.

Чтобы не осложнять при этом поиск по записи нужных мест в книге, полезно связывать отдельные тезисы с тек­стом подлинника с помощью ссылочных страниц, шифров или вкладных листков, отсылающих к источнику (даже к нужному абзацу, а то и к отдельной его строке).

План, черновик и тезисы

Предварительно составленный план оказывает суще­ственную помощь в написании тезисов, в частности, в со­вершенствовании формулировок. Он выступает в роли чер­новика при написании тезисов. Его делают не очень подроб­ным. Если подробный план уже есть, его предельно сокра­щают, объединяя мелкие, но важные пункты и выбрасы­вая второстепенные. Легко догадаться, что при работе над тезисами такими второстепенными пунктами подробного плана будут пункты, отражающие отдельные факты, при­меры и т. д.

Для написания тезисов целесообразно использовать сложный план. При этом главное внимание обращают, ко­нечно, на основные его пункты. Подпункты сложного плана помогут, если понадобится расшифровать главные пункты плана и тем самым избежать пропуска ценных мыслей.

Но не следует думать, что план — лишь вспомога­тельное орудие при составлении тезисов. Его полезно при­лагать к тезисам (хотя бы в черновом виде). Такой план ока­зывается нужным пособием в дальнейшей работе над тези­сами и с их помощью. Его используют и для раскрытия те­зисов. Те самые "вспомогательные" пункты плана, которые при составлении тезисов не были приняты во внимание, теперь обоснуют и проиллюстрируют их. А это важно, ска­жем, в случае выступления по тезисам на занятиях, а так­же тогда, когда на основе тезисов студент составляет кон­спект, реферат.

Тезисы, составленные вчерне (возможны отчеркивания на вкладных листках или использование шифров), нелишне тщательно сверить с содержанием источника и лишь после этого переписывать начисто. Сверять тезисы с ис­точником помогает подробный его план. При этом важно, чтобы план был связан с текстом источника ссылочными страницами, вкладными листками.

В окончательном, чистовом виде тезисы нумеруют по порядку; это заранее тщательно разрабатывается. Рацио­нальная последовательность позволяет сделать тезисы наи­более краткими, избежать повторений. Все это, как прави­ло, ведет к коренной переработке всей записи, к ее совер­шенствованию, другими словами, к улучшению восприятия материала, к его глубокому познанию, анализу.

РЕФЕРАТ

Реферат (в переводе с латинского языка — «пусть он доложит») — краткое, сокращенное изложение со­держания научной работы (опубликованной или неопу­бликованной) или его части. Необходимость в рефери­ровании возникает всякий раз, когда нужно пересказать содержание привлекаемого научного документа или части его. Поэтому навыки реферирования молодым спе­циалистам надо развивать уже при первом ознакомлении с первоисточниками. Реферированию подлежит научная и специальная литература, в которой содержится новая информация: научное описание, новое кон­структорское решение, новые возможности применения: известных ранее способов, а также результаты исследо­вания. Как правило, не реферируются крупные монографии, учебники, учебные пособия, а также произведения художественной литературы. Здесь следует также упомянуть тот факт, что реферирование как форма изложения имеющейся информации может разделяться на: реферирование опубликованных материалов отечествен­ных и зарубежных специалистов и на реферирование собственного, авторского научного документа. В первом случае подразумеваются рефераты, составленные учреж­дением, во втором — рефераты дипломной работы или проекта в форме доклада при их защите, а также дис­сертационного материала (автореферат).

В задачу реферата входит раскрытие наиболее важ­ной стороны содержания реферируемой работы таким образом, чтобы читатель получил возможность сам оценить, целесообразно ли ему обращаться к первоисточ­нику. Вместе с тем реферат должен давать ясное пред­ставление о новизне предложенного научного или тех­нического решения.

Техника реферирования должна отвечать логике научного исследования, т. е. реферат должен отражать ту аспектацию, которая принята автором реферируемой работы. Так, аспектация научно-технического отчета принимает следующий вид: 1) проблема или тема исследования; 2) научно-техническая область исследова­ния; 3) цель и задачи исследования; 4) точка зрения на объект исследования; 5) метод исследования; 6) вид исследования; 7) использованное оборудование; 8) усло­вия исследования; 9) конкретные результаты; 10)техническая эффективность; 11) экономическая сторона.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к реферату как сжатому изложению сути научной ра­боты, язык вторичного документа должен быть предель­но лаконичным, иметь большую информативную насы­щенность. Вводные слова, экспрессивная лексика не уместны в реферате; назначение реферата - сообщать о чем-либо, но не убеждать в чем-либо. В реферате также следует избегать повторений, характерных для текста реферируемого материала, изложенного в виде рассуждения.

Поскольку реферат — краткая форма изложения первоисточника, то он может и не воспроизводить тек­стуально первичный документ. Реферативное описание научно-технической работы может быть сделано на ос­нове ключевых предложений, лексических и синтакси­ческих конструкций, а также фрагментов, взятых из ре­ферируемого текста. Терминология реферата должна быть стандартизированной, а при ее отсутствии наибо­лее употребительной и общепринятой. Терминология реферата не должна нуждаться в дешифровке и объяс­нениях. Если же термин неизвестен в данной области науки и техники или приобрел новое значение, то не­обходимо дать лаконичное определение предмета или явления, которое автор понимает под данным терми­ном. Термины и словосочетания, часто употребляющие­ся в реферате, могут заменяться аббревиатурами и со­кращениями. Краткость и лаконичность изложения ин­формации в реферате достигается путем исключения подробного изложения имевшихся ранее научно-техни­ческих решений и концепций по данному вопросу.

Заглавие реферата, как правило, соответствует за­главию реферируемой работы, но в отдельных случаях рефераты могут иметь и самостоятельное заглавие. Ци­тация заимствованного материала проводится так же, как и в реферируемой работе.

Таблицы и иллюстрации включаются в реферат лишь в том случае, если они отражают основное содер­жание реферируемой работы и позволяют сократить реферат путем замены вербального описательного изло­жения вербально-цифровым — схематичным.

В реферат также включаются дополнительные све­дения: название организации, где выполнялась работа, указание общей и частной (узкой) специальности, к ко­торой относится реферируемая работа и т. д.

АННОТАЦИЯ

Аннотация (от лат. annatatio — замечание) — краткая характеристика книги, статьи или рукописно­го сочинения, излагающая содержание первоисточника (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и даю­щая иногда его оценку. Аннотация может быть описа­тельной или рекомендательной, общей или специализи­рованной. Издаваемые в России аннотированные библио­графические указатели помогают читателю ориентиро­ваться в имеющейся литературе по тому или другому вопросу, облегчают работу учащихся, студентов, преподавателей, пропагандистов и др.

В аннотации, как и в реферате, излагаются основ­ные черты оригинала, указывающие на значимость и научную новизну первоисточника. Аннотация дает ясное представление читателю о том, следует ли ему обра­щаться к оригиналу. Если не представляется возмож­ным получить оригинал (первоисточник), то аннотация должна быть предельно исчерпывающей, чтобы заме­нить таковой. Таким образом, аннотация должна соот­ветствовать общей форме и научно-технической значи­мости оригинала, быть краткой и вместе с тем давать оптимальное представление об оригинале. Для осо­бой группы читателей аннотацию иногда делают выбо­рочной и подчеркивают лишь те черты, которые пред­ставляют особый интерес для данной группы. Оценка и критика не характерны для аннотации, за исключением так называемого критического обзора. Критичес­кая часть в аннотации выделяется особо.

Резюме (франц. resume от resumer— излагать вкратце) — это аннотация с элементами предваритель­ного рецензирования. Резюме содержит краткое указа­ние на содержание первичного документа и включает элементы предварительного рецензирования. Материа­лом для резюме обычно является авторский реферат (автореферат).

Резюме, как и аннотация, призвано сконцентриро­вать внимание читателя на узловых моментах обсуж­даемой работы, а также отражать ее композицию. Оно должно быть предельно лаконичным и может быть по объему сведено к одному развернутому предложению. Резюме, отражающее лишь отдельные моменты содер­жания публикуемого или обсуждаемого первоисточни­ка, называется избирательным. Так как резюме носит оценочный характер, оно может быть позитивным и не­гативным. Резюме иногда выступает как коллективная точка зрения печатного органа по поводу научно-тех­нической значимости авторского материала.

Резюме позволяет осуществить беглое ознакомление с проблематикой опубликованного материала и вырабо­тать правильный угол зрения, под которым следует его оценивать.

Резюме, помещаемое в конце статьи, включает толь­ко информацию оценочного характера.

КОНСПЕКТЫ

Систематическая, логическая связная запись, объеди­няющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, — вот что такое конспект. Следова­тельно, одновременно он должен содержать: планы, тези­сы и выписки, или планы и тезисы, или тезисы и выписки, или планы и выписки. В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспек­ты при обязательной краткости содержат не только основ­ные положения и выводы, но факты и доказательства, при­меры и иллюстрации.

Действительно, то, что вначале кажется второстепен­ным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запомина­ется.

Поэтому при составлении конспекта записывают не одни лишь основные положения. Даже не всегда нужно избегать повторения, если оно хоть немного по-иному подводит к вопросу или по-другому, метко и более выразительно, ос­вещает его. Это тот "аромат стиля", который помогает глуб­же разобраться в материале и лучше его запомнить.

На страницах конспекта может быть отражено отно­шение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, что­бы потом, при использовании своей записи, легко можно было разобраться, где авторское, а где личное, читатель­ское понимание вопроса.

Вообще важно различать два возможных этапа рабо­ты: над составлением конспекта: и по конспекту, и с самим конспектом.

Не следует забывать, что иногда даже ценное допол­нение, внесенное в текст записи, при невдумчивом отноше­нии к нему или при неудачной форме его подачи может привести к недоразумению.

Типы конспектов

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

1) плановые;

2) текстуальные;

3) свободные;

4) тематические.

Тут важно запомнить не названия типов конспектов (их можно называть по-разному). Важно понять суть каждого из них и их специфику.

Плановый конспект легко получить с помощью пред­варительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятель­ной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвеча­ет определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопро­вождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочи­танного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных и помогает лучше усвоить мате­риал еще в процессе его изучения. Содержание источника зак­репляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках пла­на. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта.

При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти пре­имущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Однако по прошествии времени с момента его написа­ния работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника. Существен­ную помощь здесь могут оказать вкладные листки или от­метки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причине вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют.

Самым простым плановым конспектом является вопрос­но-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точ­ные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим ло­гическую структуру и взаимосвязь отдельных положе­ний, причем, во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложе­ния оригинала.

Текстуальный конспект — это конспект, созданный, в основном, из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических пере­ходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект — прекрасный источник дослов­ных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность положений автора или выявить спорные момен­ты, которые значительно труднее найти по пересказу — свободному конспекту. В последнем случае все равно по­требовалось бы вновь обратиться к подлиннику для попра­вок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении мате­риалов для сравнительного анализа положений, высказан­ных рядом авторов.

Легко догадаться, что текстуальный конспект в боль­шинстве случаев — пособие, используемое длительное вре­мя. Иногда, правда, такой конспект составляется и как вре­менное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать ос­новные цитаты (умение делать выписки), этот тип конс­пекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он не активизирует внимание и память (если конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения). Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

Бывает так, что исследователь написал конспект, а ма­териала глубоко не проанализировал, не запомнил содер­жания источника, не усвоил его. Ему помешало авто­матическое переписывание цитат, которым он занимался в процессе первоначального чтения материала. Студенту могут помешать и выписки, сделанные давно, если он пе­ред переработкой выписок в конспект вновь не обратился к источнику. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в помощь себе ссылочные страницы, вкладные листки и др.

Иногда текстуальный конспект при последующей раз­работке его или даже в процессе создания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, боль­шой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества.

Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна — понять, осмыслить, записать четко, логично.

Над свободным конспектом приходится много рабо­тать — его не так-то легко составить.

Тематический конспект дает более или менее исчер­пывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил назва­ние тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Таким образом, этот конспект облегчает работу над те­мой при условии использования нескольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили когда-то то или иное нужное вам в этот момент положение. Так вы постепенно приучаете себя мобилизовывать свои знания. Ваш рабочий каталог, картотеки, наконец, ваши же конспекты и другие записи должны помочь этому.

Можно использовать так называемый обзорный тема­тический конспект. В этом случае составляется темати­ческий обзор на определенную тему, с использованием од­ного или чаще нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, вся запись подчинена хронологической последовательности событий.

Хронологический конспект, в отличие от обзорного, более краткий.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия – это письменный отзыв, разбор и оценка художественного, научного или научно-популярного произведения, предполагающие:

1) комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.);

2) обобщенную аргументированную оценку;

3) выводы о значимости работы в целом.

Рецензия отличается от отзыва тем, что рецензия - понятие более широкое: это не только отклик на произведение, мнение о нём, оценка произведения, но и разбор произведения, чего нет в отзыве.

Типовой план для написания рецензии:

1) предмет анализа;

2) актуальность темы;

3) формулировка основного тезиса;

4) краткое содержание работы;

5) общая оценка;

6) недостатки, недочеты;

7) выводы.

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ И МОНОГРАФИЯ

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

Научная статья – это научное сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Публикуется в научном журнале или в научном сборнике.

В статье раскрывается определенная научная проблема. В научной статье используются слова в прямом, а не в переносном значении, клише научного стиля речи, употребляется большое количество вводных слов. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

Статья имеет три основные части:

1) название или заголовок;

2) вступление, в котором автор вводит проблему;

3) основная часть, в которой идет расширение данной проблемы;

4) заключение, где автор обобщает все вышесказанное и делает вывод.

Монография - научный труд, научная книга, посвященные изучению одной проблемы, одного вопроса.

В монографии выделяются структурно-смысловые компоненты:

· название (заголовок),

· введение,

· основная часть,

· заключение (вывод).

Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста.

Существует несколько типов заголовков:

· название общего характера (введение в терминоведение; беседы о языке; асимметрия лингвистических познаний и знаковых систем);

· название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе; виды письменности в различных исторических социумах);

· названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса (русская орфография в историческом аспекте; поэтическая энциклопедия алхимии).

Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

· выбор темы исследования,

· описываются методы исследования,

· формулируются цели и задачи работы.

Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствие с задачами и объемом работы.

Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

ДОКЛАД – это публичное сообщение на определенную тему.

Доклад состоит из:

1) вступительной части, в которой в целом освещается проблема и привлекается внимание слушателей;

2) основной части, в которой дается аналитически-синтетическое освещение проблемы;

3) заключения, в котором обобщается все вышесказанное и делается вывод.

В докладе используется клише научного стиля речи, а также вводные слова и устойчивые сочетания, привлекающие внимание аудитории (видите ли, можно предположить, задумайтесь, обратите внимание и т. д.).

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа – это учебная работа с элементами научных исследований по определенной теме. Курсовая работа является первой работой студента, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы. Тема курсовой работы не может носить описательного характера, в формулировке темы должна быть заложена исследовательская проблема. Темы курсовых работ предлагаются и утверждаются кафедрами. Студенты самостоятельно выбирают дисциплину и тему курсовой, но в рамках учебного плана. Студент также может предложить свою тему курсовой работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки. Рекомендуемый объем курсовой работы 24-28 страниц.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА – это квалификационная работа по определенной проблеме, носит характер научного исследования. Выполнение дипломных работ является заключительным этапом обучения студента в вузе и имеет своей целью:

· систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении научных и производственных задач;

· развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов;

· выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в современных условиях.

Рекомендуемый объем дипломной работы 45-50 страниц.

Структура курсовой и дипломной работ предполагает наличие:

1) титульного листа;

2) оглавления;

3) введения;

4) основной части, состоящей из разделов, глав и параграфов;

5) заключения;

6) списка использованных источников и литературы;

7) приложений.

Наши рекомендации