Рассказ как тип литературного текста. Композиционно речевые формы
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы понятия «Обрамление коротких рассказов». 4
1.1 рассказ как тип литературного текста………………………………………4
1.2 Понятие о зачине и концовки в жанре короткого рассказа……………….5
Выводы по первой главе
Глава II
1.1
1.2
Выводы по второй главе
Заключение………………………………………………...…………………20
Список использованной литературы.…………………...………21
Приложение 1 Название…………………...……………………………23
Введение
Цель данной исследовательской работы – Определение роли и значимости Композиционного обрамление текста короткого рассказа.
Для достижения цели необходимо последовательно решить ряд задач:
1. Изучить литературу по теме.
2. Рассмотреть основные понятия, касающиеся проблемы исследования: обрамление, короткий рассказ, Композиция литературно-художественного произведения
3. На практике рассмотреть различия обрамления коротких рассказов
Жанр рассказа является оптимальным для решения задач нашего исследования.
Наше общество не представляет своей жизни без книг. С помощью книг люди способны пережить все те эмоции, которые автор намерен донести до своего читателя. Любое литературное произведение, даже музыкальное невозможно воспринять сразу, необходимо время, чтобы прочесть даже короткий рассказ.
Композиция литературно-художественного произведения выполняет значимую функцию в определение идеи и смысла. Автор, сконцентрировав особое значение на тех моментах жизни, именно волнуют и заботят, воплотив их в художественные образы характеры, пейзаж, настроение, старается в художественном произведении сочетать их так, чтобы они звучали с наибольшей убедительностью. Побуждали, а так же глубокую работу мысли у читателя. Именно с помощью композиции писатель старается, чтобы читатель с наибольшей глубиной воспринял идею творения
Композиция художественного текста — это взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств». Это построение произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство. Композиция текста обусловлена авторскими намерениями, жанром, содержанием литературного произведения. Она представляет собой «систему соединения» всех его элементов. Эта система имеет и самостоятельную содержательность, которая должна раскрываться в процессе филологического анализа текста.
Данная тема активно обсуждается исследователями и активно разрабатывается в литературоведении и лингвистике. Понятие рамки, образуемой началом и концом текста, встречается в работах исследователей, как например Дж. Дэйн, А.И. Домашнев, В.А. Кухаренко, Н.В. Петрова, Н.И. Бялоус,Н.А. Змиевская, К.И. Шпетный и других.
Исходя из определения В.М. Кожевникова и П.А. Николаева из словаря литературного энциклопедического словаря, композиция - это построение художественного произведения, расположенность и соотнесённость всех частей произведения в единое целое, обусловленное его содержанием, а так же жанром.
Актуальность данного исследования выражается в виде интереса к вопросам типологии художественного текста и обусловлена необходимостью теоретического анализа и практического применения современных аспектов в изучении повествования.
Результаты исследования могут иметь большую практическую значимость. Материал может быть применён на занятиях по английскому языку в старших классах, а так же в дисциплинах по культуроведению в высших учебных заведениях, возможно использование в курсах теоретической и практической грамматике, стилистики английского языка, в курсах теории и практики анализа текста, при подготовке пособий, курсовых и дипломных работ.
Глава I. Теоретические основы понятия Обрамление коротких рассказов
рассказ как тип литературного текста. Композиционно речевые формы
Рассказ можно определить, как произведение, не большое по объёму, в котором содержится малое количество действующих лиц и чаще всего имеется одна сюжетная линия. В силу своего не большого объёма, для рассказа характерна одна проблема.
1 проза.ру[Электронный ресурс]:URL:http:// http://www.proza.ru/2009/01/09/61 (дата обращения 05.12.2016).
Рассказ – это повествовательный эпический жанр, нацеленный на единство художественного события. По "Литературному энциклопедическому словарю" В. М. Кожевникова и П. А. Николаева: "Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение "
Рассказ - «Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение». Рассказ уступает, например роману по объему, но при этом он содержательно насыщен, и каждый элемент несёт информацию. Его можно прочитать за короткий период и воспринимать как единое эстетическое целое. В связи с малым объемом возрастает значение обрамления в композиции. К примеру, обрамление способно усилить смысл и идею рассказа, или наоборот спорить с рассказом или корректировать его.
Как правило, рассказ повествует о каком-то моменте или событии в жизни человека. Но главным в определении жанра является не объем произведения и не количество сюжетных линий, а направленность самого автора на краткость. Характерной чертой рассказа является внимание деталям. Из-за своей краткости повествования любой предмет, которому автор уделил повышенное внимание, становится ключевым для осознания и понимания смысла произведения. Иногда даже герой рассказа может иметь меньшее значение, чем, на первый взгляд, незначительная деталь. URL:http://www.syl.ru/article/179623/new_chto-takoe-rasskaz-janrovoe-svoeobrazie-rasskaza (дата обращения: 19.12.2016)
Рассказам одного автора свойственна циклизация. Процесс, в ходе которого произведения одного жанра группируются вокруг какого-либо тематического признака.
Композиционно-речевые формы – это сложные единства, оформляющие мысль, упорядочивающие ее развитие и придающие ей целостность и связность. Разделяют словесный материал, делая его обозримым и воспринимаемым. Деление речи на формы повествования, описания и рассуждения, отражающие ступени познания человеком объективной действительности, объясняется самой спецификой человечного мышления. В процессе познания действительности субъект либо непосредственно наблюдает события, акцентируя внимание на его пространственных и временных соотношениях, либо воспринимает их опосредованно, устанавливая между ними связи; либо может делать это одновременно. К композиционно-речевым формам относятся повествование, описание, рассуждение,
Повествование можно определить, как изображение событий или явлений, следующих друг за другом или обуславливающих друг друга. В качестве примера используем отрывок из рассказа «Family in the wild» by F.Scot.Fitzgerald
«As the road straightened after the next bend and Gene saw his house in the distance, he remembered his wife’s face as she had made him promise, and he could wait no longer.» В данном отрывке автор повествует о последовательном происходящем действие.
В этом отрывке автор передает не только свое отношение, но и вводит читателя в курс дела, дает возможность додумать и до фантазировать получившуюся в голове читателя, картинку.
Описание – это статичная композиционно-речевая форма. К ней обычно относят пейзажи и портреты, а так же сообщение о внешних признаках действующего лица и обстановке действия. В качестве примера используем отрывок из рассказа.«HILLS LIKE WHITE ELEPHANTS» by ERNEST HEMINGWAY. «The hills across the valley of the Ebro' were long and white. On this side
there was no shade and no trees and the station was between two lines of
rails in the sun. Close against the side of the station there was the warm
shadow of the building and a curtain, made of strings of bamboo beads,
hung across the open door into the bar, to keep out flies. The American and
the girl with him sat at a table in the shade, outside the building. It was very
hot and the express from Barcelona would come in forty minutes. It
stopped at this junction for two minutes and went on to Madrid.»В данном отрывке прекрасно отслеживается форма описания пейзажа, и об обстановке действия.
Рассуждение – является типом текста, в котором не констатируется наличие предметов, явлений, событий, не даётся описание их свойств, признаков, а проводится их исследование путём раскрытия внутренних и внешних связей между этими предметами, явлениями, событиями для аргументации некоторых положений или некоторого обобщения в форме вывода.
Рассуждение имеет характеристику особых логических отношений между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждение соответствует форме абстрактного мышления, способствует логизации и аргументации речи.
На примере отрывка из рассказа «The rich boy» by F.Scott Fitzgerald «Begin with an individual, and before you know it you find that you have created a type; begin with a type, and you find that you have created – nothing. That is because we are all queer fish, queerer behind our faces and voices than we want anyone to know or than we know ourselves. Мы видим рассуждение автора.
1.2 Понятие о зачине и концовки в жанре короткого рассказа
В обрамление рассказа используют зачин и концовку.
Говоря о роли зачина и концовки необходимо обратиться к высказываниям и утверждениям известных научных деятелей в данной сфере. Данный приём обрамления служит для объединения частей рассказа и достижения элементарной связности короткого рассказа.
Но данный приём так же использовался для придания чёткого оформления
Согласно Дж.Дэйну, существует термин «кольцевая композиция»
Зачин – это начало литературного произведения. Он может состоять от нескольких слов, и до нескольких предложений. Зачин непосредственно подготавливает читателя, слушателя к восприятию основного содержания текста. В нём формулируется тема повествования.
Концовка-это заключительная часть литературного произведения. Завершение рассказа возможно открытое и закрытое. Открытая концовка предоставляет возможность читателю додумать свой финал, а так же оставляет читателя заинтригованным.
Композиционно-речевые формы – это сложные единства, оформляющие мысль, упорядочивающие ее развитие и придающие ей целостность и связность. Разделяют словесный материал, делая его обозримым и воспринимаемым. Деление речи на формы повествования, описания и рассуждения, отражающие ступени познания человеком объективной действительности, объясняется самой спецификой человечного мышления. В процессе познания действительности субъект либо непосредственно наблюдает события, акцентируя внимание на его пространственных и временных соотношениях, либо воспринимает их опосредованно, сустанавливая между ними связи; либо может делать это одновременно.
Говоря о роли зачина и концовки необходимо обратиться к высказываниям и утверждениям известных научных деятелей в данной сфере.
Согласно Дж.Дэйну, существует термин «кольцевая композиция»
Данный приём обрамления служит для объединения частей рассказа и достижения элементарной связности короткого рассказа.
Но данный приём так же использовался для придания чёткого оформления произведения.
Некоторые же лингвисты, например Дж.Фоули ,А.Бартлетт, для обозначение термина обрамления используют «конверт». Под данным определением подразумевается лексический повтор в начале и в конце текста. Приём обрамления, согласно Дж.Дэйну, использовался еще со времён античной риторики.
«Простой единичный повтор слов и тем более одного слова не может служить основанием для того, чтобы обозначить такую структуру текста кольцевой…»
Винокурова И. Ж. Языковой механизм связности зачина и концовки в тексте короткого рассказа // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2007. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoy-mehanizm-svyaznosti-zachina-i-kontsovki-v-tekste-korotkogo-rasskaza (дата обращения: 18.12.2016).
Стоит отметить, что в отечественной лингвистике тексте общепринятым считается мнение, что между началом и концом текста существует не только формальная, но и содержательная связь. В стилистике, когда текст начинается и заканчивается одними тем же элементом, принято называть обрамлением или кольцевым повтором. По словам Змиевской Н.А. роль дистанционного повтора в организации текста, отмечается в случаях, когда его компоненты находятся в начале и конце короткого рассказа, и в этом случае речь идёт о кольцевом, анафорическом дистанционном повторе. И таким образом осуществляется цельность и связность текса.
Из всего вышесказанного стоит отметить, что связь в заполнение между зачином и концовкой является неотъемлемой частью связности, целостности и интеграции текста.
Некоторые же лингвисты, например Дж.Фоули ,А.Бартлетт, для обозначение термина обрамления используют «конверт». Под данным определением подразумевается лексический повтор в начале и в конце текста. Приём обрамления, согласно Дж.Дэйну, использовался еще со времён античной риторики.
Существует и еще одна классификация связи между зачином и концовкой, предлагаемая Ноздриной Н.А.
1)Полное формально-тематическое кольцо.
2)Неполное формально-тематическое кольцо.
3)Тематическое кольцо
4)Кольцо антитеза
Из всего вышесказанного стоит отметить, что связь в заполнение между зачином и концовкой является неотъемлемой частью связности, целостности и интеграции текста.