Художественный образ в выступлении

Особой активизирующей силой для слушателей обладает образность. При этом умелое владение приемами образного выступления предполагает следующее:

1. Используй художественные образы, прежде всего для раскрытия наиболее трудных вопросов.

2. Органично включай художественные образы в ткань изложения, их присутствие в выступлении должно быть оправданным.

3. Соблюдай меру в использовании образов: в одном выступлении достаточно использовать 2-3 коротких, но выразительных художественных фрагментов.

4. Используй художественный материал как средство интеллектуальной разрядки, отдыха слушателей.

5. Овладевай навыками художественного чтения.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ЮМОР В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

Выступающий должен стремиться к тому, чтобы эмоционально нагруженным было, прежде всего, само содержание выступления. Кроме того, нужно уметь:

1. Создавать и использовать свое собственное нужное настроение, поскольку оно является проводником воздействия на слушателей.

2. Соблюдать меру в проявлении эмоциональности. Нельзя доводить себя до состояния экзальтации. «Зажигай», но не «обжигай» слушателей.

3. Воспринимать с юмором некоторые специфические виды «сигналов» из аудитории.

4. Готовить свои юмористические «экспромты» заранее, даже записывать их.

5. Остроты нацеливать на поддержание главной иди выступления.

6. Излагать шутки соответствующим тоном: чем серьезнее излагается шутка, тем эффектнее и эффективнее она срабатывает.

7. Помнить, что не всякая шутка уместна в публичном выступлении. Нужно остерегаться устаревших, банальных шуток, вызывающих у слушателей чувство неловкости и досады.

Выступающему не следует избегать проявления своего остроумия, умения неожиданно подать, соединить мысли, которые до этого, казалось бы, не находились ни в какой связи. Однако не следует допускать превращения смеха в самоцель, в игривость. Д.И. Писарев утверждал, что когда юмор делается самоцелью — тогда начинается умственное распутство.

Трудно переоценить юмор, смех, смешное как средство активизации слушателей, особенно в полемическом выступлении. Н.В. Гоголь говорил, что насмешки боится даже тот, кто ничего на свете не боится.

ИСКУССТВО ПОЛЕМИКИ И ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Искусство полемики — важное средство выяснения объективной истины. Само слово «полемика» греческого происхождения, буквально оно означает «война». Под полемикой чаще всего понимается особо острый спор.

ПРИНЦИПЫ ПОЛЕМИКИ

К числу важнейших принципов полемики относятся следующие:

1. Правдивость.

2. Хорошее знание предмета спора.

3. Широкий кругозор.

4. Эмоциональная приподнятость.

5. Умелое владение словом.

6. Формирование принципиальной позиции и ее последовательное отстаивание.

7. Единство критической и конструктивной функций.

8. Принципиальное отношение к собственным ошибкам.

9. Дифференцированный подход к различным категориям оппонентов. И др.

Реализация указанных принципов полемики требует большого объема работы выступающего над собой.

Из принципов полемики вытекает требование последовательного осуществления ее главной цели, а именно — выявление заблуждений, разоблачение лжи и обмана.

Из принципов полемики вытекает и ряд общих правил, в том числе в отношении использования полемических элементов в составе любого публичного выступления, не обязательно откровенно полемического:

1. В полемике руководствуйся потребностями момента, интересами своих слушателей.

2. Однако, вступив в спор, стремись подняться выше непосредственной задачи данной минуты.

3. Учитывай степень социальной, профессиональной и личностной зрелости своих слушателей.

4. Начинай сразу с сути дела. Это самое лучшее объяснение предмета спора.

5. В полемике занимай активную позицию, для чего самостоятельно выдвигай свои вопросы, не дожидаясь, когда это сделает оппонент.

6. Активно используй возможности для выгодных сопоставлений с реалиями жизни, предоставленные самим оппонентом.

7. Оценивай настроения различных групп слушателей по серьезности их идей и серьезности корней этих идей среди других категорий людей.

8. Выбрав предмет полемики, не примешивай без необходимости другие вопросы. Не отвлекай свое внимание и внимание слушателей на опровержение третьестепенных идей и мнений.

9. Постоянно и всесторонне изучай своих оппонентов.

10. Точно определяй спорные пункты.

11. Правильно выбирай объект, предмет и форму своей полемической активности.

12. Дорожи общением, разговорами с коллегами на темы своих полемических выступлений.

Среди характерных ошибок полемики можно указать следующие:

1. (Ошибка: уступка оппоненту) Разбор чужих взглядов вместо развития своих.

2. Претензия судить и рядить о любых предметах.

3. Простая, хотя, может быть, и настойчивая формулировка положений и требований без их обоснования, доказательства.

4. (Ошибка: плохая манера) Подмена делового спора популистскими лозунгами.

Наши рекомендации