Художественный образ в выступлении
Особой активизирующей силой для слушателей обладает образность. При этом умелое владение приемами образного выступления предполагает следующее:
1. Используй художественные образы, прежде всего для раскрытия наиболее трудных вопросов.
2. Органично включай художественные образы в ткань изложения, их присутствие в выступлении должно быть оправданным.
3. Соблюдай меру в использовании образов: в одном выступлении достаточно использовать 2-3 коротких, но выразительных художественных фрагментов.
4. Используй художественный материал как средство интеллектуальной разрядки, отдыха слушателей.
5. Овладевай навыками художественного чтения.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ЮМОР В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ
Выступающий должен стремиться к тому, чтобы эмоционально нагруженным было, прежде всего, само содержание выступления. Кроме того, нужно уметь:
1. Создавать и использовать свое собственное нужное настроение, поскольку оно является проводником воздействия на слушателей.
2. Соблюдать меру в проявлении эмоциональности. Нельзя доводить себя до состояния экзальтации. «Зажигай», но не «обжигай» слушателей.
3. Воспринимать с юмором некоторые специфические виды «сигналов» из аудитории.
4. Готовить свои юмористические «экспромты» заранее, даже записывать их.
5. Остроты нацеливать на поддержание главной иди выступления.
6. Излагать шутки соответствующим тоном: чем серьезнее излагается шутка, тем эффектнее и эффективнее она срабатывает.
7. Помнить, что не всякая шутка уместна в публичном выступлении. Нужно остерегаться устаревших, банальных шуток, вызывающих у слушателей чувство неловкости и досады.
Выступающему не следует избегать проявления своего остроумия, умения неожиданно подать, соединить мысли, которые до этого, казалось бы, не находились ни в какой связи. Однако не следует допускать превращения смеха в самоцель, в игривость. Д.И. Писарев утверждал, что когда юмор делается самоцелью — тогда начинается умственное распутство.
Трудно переоценить юмор, смех, смешное как средство активизации слушателей, особенно в полемическом выступлении. Н.В. Гоголь говорил, что насмешки боится даже тот, кто ничего на свете не боится.
ИСКУССТВО ПОЛЕМИКИ И ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Искусство полемики — важное средство выяснения объективной истины. Само слово «полемика» греческого происхождения, буквально оно означает «война». Под полемикой чаще всего понимается особо острый спор.
ПРИНЦИПЫ ПОЛЕМИКИ
К числу важнейших принципов полемики относятся следующие:
1. Правдивость.
2. Хорошее знание предмета спора.
3. Широкий кругозор.
4. Эмоциональная приподнятость.
5. Умелое владение словом.
6. Формирование принципиальной позиции и ее последовательное отстаивание.
7. Единство критической и конструктивной функций.
8. Принципиальное отношение к собственным ошибкам.
9. Дифференцированный подход к различным категориям оппонентов. И др.
Реализация указанных принципов полемики требует большого объема работы выступающего над собой.
Из принципов полемики вытекает требование последовательного осуществления ее главной цели, а именно — выявление заблуждений, разоблачение лжи и обмана.
Из принципов полемики вытекает и ряд общих правил, в том числе в отношении использования полемических элементов в составе любого публичного выступления, не обязательно откровенно полемического:
1. В полемике руководствуйся потребностями момента, интересами своих слушателей.
2. Однако, вступив в спор, стремись подняться выше непосредственной задачи данной минуты.
3. Учитывай степень социальной, профессиональной и личностной зрелости своих слушателей.
4. Начинай сразу с сути дела. Это самое лучшее объяснение предмета спора.
5. В полемике занимай активную позицию, для чего самостоятельно выдвигай свои вопросы, не дожидаясь, когда это сделает оппонент.
6. Активно используй возможности для выгодных сопоставлений с реалиями жизни, предоставленные самим оппонентом.
7. Оценивай настроения различных групп слушателей по серьезности их идей и серьезности корней этих идей среди других категорий людей.
8. Выбрав предмет полемики, не примешивай без необходимости другие вопросы. Не отвлекай свое внимание и внимание слушателей на опровержение третьестепенных идей и мнений.
9. Постоянно и всесторонне изучай своих оппонентов.
10. Точно определяй спорные пункты.
11. Правильно выбирай объект, предмет и форму своей полемической активности.
12. Дорожи общением, разговорами с коллегами на темы своих полемических выступлений.
Среди характерных ошибок полемики можно указать следующие:
1. (Ошибка: уступка оппоненту) Разбор чужих взглядов вместо развития своих.
2. Претензия судить и рядить о любых предметах.
3. Простая, хотя, может быть, и настойчивая формулировка положений и требований без их обоснования, доказательства.
4. (Ошибка: плохая манера) Подмена делового спора популистскими лозунгами.