Правила записи прочитанного
1. Заметки на полях делай только в своих книгах, журналах, газетах и т.д.
2. Выписки делай на отдельных карточках. Это дает возможность удобной систематизации и классификации выписок.
3. Нумеруй карточки (страницы) записей.
4. Для каждой выписки (цифры, фактической справки и т.п.) находи место возле соответствующей позиции, рассуждения, которые могут быть мотивированы этими выписками, подкреплять их.
5. Цитируя, поясняй. Избегай ошибки: отсутствие отношения читающего к прочитанному.
6. Используй сигнализацию в записях: различные обозначения для различных фрагментов прочитанного в соответствии с возможностью их использования в выступлении.
7. Обозначения (сигналы) старайся не менять без необходимости, привыкай к ним.
8. Не стремись включать в одно выступление все, что есть в выписках, досье. Накопленный, но не вошедший в то или иное выступление материал, используй для ответов на вопросы после выступления, включай в другие выступления.
9. Время от времени просматривай личный архив (досье). Удаляй из него устаревшее, ненужное.
После того, как собран и систематизирован материал, на основе всех имеющихся записей, пишется, как правило, полный текст предстоящего выступления. Заключительной стадией написания полного текста является его редактирование. Говорят, что искусство писать (и говорить) — это искусство вычеркивать (или опускать) все лишнее. «Когда вы с чувством удовлетворения, — писал Марк Твен, — окончили свою статью, тут только и нужно начинать ее писать. К этому моменту вы обрели ясное и логичное представление о том, что собственно вы хотите в ней сказать». (см. об этом также раздел 5.2.).
ПЕРЕД ВСТРЕЧЕЙ СО СЛУШАТЕЛЯМИ
Важный момент в судьбе вашего выступления — момент перед встречей со слушателями. Он важен тем, что с ним должны быть связаны следующие ваши действия: перед встречей нужно еще раз прочитать текст, а еще лучше — составленный на его основе конспект предстоящего выступления. Нужно еще раз скорректировать цифры, имена, даты, названия, чтобы не перепутать их в выступлении. На этой стадии некоторые опытные выступающие прибегают к своего рода эксперименту — мысленному проговариванию материала, и даже полному произнесению вслух, как можно реже заглядывая в конспект или текст. Кстати, проговаривание вслух лучше всего позволяет рассчитать время выступления.
При этом уместны два правила:
1. Намечай заранее, какие части подготовленного выступления могут опускаться без ущерба для содержания (описания, примеры, иллюстрации и т.п.).
2. (обратное) Намечай заранее, что из дополнительного материала можно использовать, если времени в вашем распоряжении окажется больше, чем предполагалось.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Выступление окончено, наступило время вопросов. Что делать с заданными вопросами? — Конечно же, отвечать. Но нужно помнить, что ответы на вопросы после выступления — это на самом деле наиболее важная и трудная часть вашего выступления. Она требует высокой общей культуры, страстности, нередко находчивости, остроумия. Даже один неудачный ответ может существенно подорвать авторитет выступающего в данной аудитории и тем самым ухудшить общее впечатление от выступления. При этом наиболее сложными оказываются так называемые «острые» вопросы. И еще — слушателям импонируют ораторы-эрудиты.
Все отмеченное говорит о необходимости развития особого навыка анализировать вопросы слушателей: о чем спросили? сколько задали вопросов? почему задали тот или иной вопрос и не задали третий?
Кроме того, нужно уметь выделять вопросы-сигналы, указывающие на то, что что-то было недостаточно ясно изложено, и вопросы о желании узнать больше, понять глубже — самый ценный результат выступления.
Особо должно настораживать отсутствие вопросов. Это зачастую сигнализирует о неудаче выступления.
При ответах на вопросы после выступления рекомендуется придерживаться следующего:
1. Собирай «острые» вопросы заранее.
2. По окончании выступления быстро просмотри поступившие письменные вопросы, сгруппируй их: оставь на конец те, на которые можешь дать наиболее удачные ответы (усиление).
3. На вопросы отвечай правдиво, по существу.
4. Выявляй демагогические вопросы, раскрывай их тенденциозность, нередко — лживость. Объясняй ошибку задавшего подобный вопрос «с чужого голоса».
5. Развивай в себе находчивость и смелость. Не можешь ответить — говори прямо: не знаю, поищу ответ, если найду, постараюсь сообщить ответ.
6. Никогда не отвечай на вопросы скороговоркой.
7. По возможности переводи ответы на вопросы, если ситуация позволяет, в русло свободной беседы, обмена мнениями, дискуссии.
8. Сохраняй записи с вопросами, обобщай вопросы, используй в будущих выступлениях.
9. Анализируй вопросы после каждого повторного выступления на одну и ту же или близкую тему.
(См. также правила из раздела 10.7.).