Требования к уровню освоения дисциплины. Учебно-методический комплекс курса
Риторика
Учебно-методический комплекс курса
Специальность 050703 – «Дошкольная педагогика и психология»
Специальность 050715.65 – «Логопедия»
Специальность 050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования»
Пермь
ПГПУ
Рецензент:
кандидат филологических наук, доцент кафедры методики начального обучения Пермского государственного педагогического университета М.В. Богачева
Авторы-составители: канд. филол.наук, ст. преп. Ю.В. Зверева,
канд. филол.наук, доц. Н.А. Линк
Риторика:учеб.-метод. комплекс курса. Специальности 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050715.65 – «Логопедия», 050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования» / авт.-сост. Ю.В. Зверева, Н.А. Линк; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – 21 с.
Учебно-методический комплекс курса «Риторика» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионально образования по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Логопедия». Дисциплина входит в национально-региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по данным специальностям и является обязательной для изучения. Издание позволяет изучать риторику в рамках данного курса самостоятельно.
Адресовано студентам педагогических вузов и преподавателям риторики и других лингвистических дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………………
1. Цели и задачи изучения дисциплин
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
4. Содержание курса...........................................................................
5. Темы практических и семинарских занятий........................
6. Тематика рефератов и контрольных работ...................................
7. Учебно-методическое обеспечение......................................
7.1. Литература....................................................................................
7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ,
7.3. Методические указания студентам
7.4. Методические рекомендации для преподавателя
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
I. Рабочая программа дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Курс риторики отвечает современным тенденциям преподавания речеведческих дисциплин и имеет целью формирование речевой компетенции студента. Востребованность риторики связана с осознанием важности речевого развития человека в формировании личности, способной к самовыражению и самореализации. Задачи курса можно сформулировать следующим образом: 1) сформировать у студентов представление о риторике как одной из речеведческих дисциплин, 2) помочь научиться анализировать любой риторический текст (устный и письменный), видеть его структуру, определять задачу и сверхзадачу, находить тезис и аргументы, определять этическую позицию автора, 3) пользуясь деятельностными технологиями, сформировать и закрепить риторические навыки, необходимые для изобретения собственного текста в тех жанрах, которые, по мнению личности, актуальны для ее профессиональной и непрофессиональной деятельности, 4) помочь выбрать оптимальные способы преподнесения текста аудитории, 5) помочь грамотно оценить свой успех и неуспех (опыт рефлексии), 6) помочь личности студента самореализоваться, раскрыть свой интеллектуальный потенциал, 7) воспитать ощущение русского языка, его стилистических и выразительных возможностей; воспитать вкус, благопристойность и хороший тон, которые проявляются в общении с другими людьми.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен иметь представление о риторике как науке, важнейших этапах ее развития, о делении ораторской речи на роды и жанры, осознавать такие основополагающие понятия, как инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (языковое оформление), меморио (запоминание), акцио (исполнение), оратор, аудитория, тезис, аргументы. Будущий специалист должен знать основные требования к публичному выступлению, этапы подготовки устного публичного выступления, правила поведения оратора в аудитории, основные функционально-стилевые разновидности устной и письменной форм литературного языка, коммуникативные качества речи. Владеть орфоэпическими, акцентологическими, морфологическими, лексическими, синтаксическими, стилистическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка. Владеть навыками создания устного и письменного текста.
Выпускник должен уметь самостоятельно подготовить публичное выступление, поддержать контакт с аудиторией во время выступления, ответить на вопросы, провести дискуссию. Специалист должен уметь: систематизировать языковые средства в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле и жанре они используются, продуцировать связные, правильно построенные монологические и диалогические тексты на различные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения.