Требования к уровню освоения дисциплины. Учебно-методический комплекс курса

Риторика

Учебно-методический комплекс курса

Специальность 050703 – «Дошкольная педагогика и психология»

Специальность 050715.65 – «Логопедия»

Специальность 050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования»

Пермь

ПГПУ

Рецензент:

кандидат филологических наук, доцент кафедры методики начального обучения Пермского государственного педагогического университета М.В. Богачева

Авторы-составители: канд. филол.наук, ст. преп. Ю.В. Зверева,

канд. филол.наук, доц. Н.А. Линк

Риторика:учеб.-метод. комплекс курса. Специальности 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050715.65 – «Логопедия», 050707 – «Педагогика и методика дошкольного образования» / авт.-сост. Ю.В. Зверева, Н.А. Линк; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – 21 с.

Учебно-методический комплекс курса «Риторика» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионально образования по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Логопедия». Дисциплина входит в национально-региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по данным специальностям и является обязательной для изучения. Издание позволяет изучать риторику в рамках данного курса самостоятельно.

Адресовано студентам педагогических вузов и преподавателям риторики и других лингвистических дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………………

1. Цели и задачи изучения дисциплин

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

4. Содержание курса...........................................................................

5. Темы практических и семинарских занятий........................

6. Тематика рефератов и контрольных работ...................................

7. Учебно-методическое обеспечение......................................

7.1. Литература....................................................................................

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ,

7.3. Методические указания студентам

7.4. Методические рекомендации для преподавателя

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

I. Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Курс риторики отвечает современным тенденциям преподавания речеведческих дисциплин и имеет целью формирование речевой компетенции студента. Востребованность риторики связана с осознанием важности речевого развития человека в формировании личности, способной к самовыражению и самореализации. Задачи курса можно сформулировать следующим образом: 1) сформировать у студентов представление о риторике как одной из речеведческих дисциплин, 2) помочь научиться анализировать любой риторический текст (устный и письменный), видеть его структуру, определять задачу и сверхзадачу, находить тезис и аргументы, определять этическую позицию автора, 3) пользуясь деятельностными технологиями, сформировать и закрепить риторические навыки, необходимые для изобретения собственного текста в тех жанрах, которые, по мнению личности, актуальны для ее профессиональной и непрофессиональной деятельности, 4) помочь выбрать оптимальные способы преподнесения текста аудитории, 5) помочь грамотно оценить свой успех и неуспех (опыт рефлексии), 6) помочь личности студента самореализоваться, раскрыть свой интеллектуальный потенциал, 7) воспитать ощущение русского языка, его стилистических и выразительных возможностей; воспитать вкус, благопристойность и хороший тон, которые проявляются в общении с другими людьми.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен иметь представление о риторике как науке, важнейших этапах ее развития, о делении ораторской речи на роды и жанры, осознавать такие основополагающие понятия, как инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (языковое оформление), меморио (запоминание), акцио (исполнение), оратор, аудитория, тезис, аргументы. Будущий специалист должен знать основные требования к публичному выступлению, этапы подготовки устного публичного выступления, правила поведения оратора в аудитории, основные функционально-стилевые разновидности устной и письменной форм литературного языка, коммуникативные качества речи. Владеть орфоэпическими, акцентологическими, морфологическими, лексическими, синтаксическими, стилистическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка. Владеть навыками создания устного и письменного текста.

Выпускник должен уметь самостоятельно подготовить публичное выступление, поддержать контакт с аудиторией во время выступления, ответить на вопросы, провести дискуссию. Специалист должен уметь: систематизировать языковые средства в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле и жанре они используются, продуцировать связные, правильно построенные монологические и диалогические тексты на различные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения.

Наши рекомендации