Основные этапы подготовки речи

· Определение цели (развлечение, убеждение, информация) и сверхзадачи (скрытой идеи речи),

· анализ аудитории и ситуации,

· подбор материала,

· составление плана, расположение материала в нужной последовательности,

· словесное оформление речи,

· заучивание текста речи.

· репетиция.

Композиция есть логика развития темы» К. Федин

Части речи Задачи Приемы и средства
ВСТУПЛЕНИЕ   -установить контакт со слушателями путем указания на общие взгляды - привлечь внимание - заинтересовать ОБРАЩЕНИЕ НАЗЫВАНИЕ ТЕМЫ (о чем будете говорить) ЗАЦЕПЛЯЮЩИЕ КРЮЧКИ: что-нибудь из жизни, что-то неожиданное, парадокс, неожиданный вопрос  
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ     - раскрыть историю проблемы; - сформулировать главный тезис;   РАССКАЗ-ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   «Генеральный штурм» аудитории: - закруглить речь, - повторить самое главное, причем с усилением Никаких новых сведений! ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛИМЕНТ  

Схема анализа выступления

Оратор должен ответить на вопросы: 1. удалось ли удержать внимание аудитории во время выступления 2. уложился ли в регламент 3. все ли сказал, что хотел 4. подчеркнул ли главное в заключении 5. не сбивался ли, не отклонялся ли от темы 6. уверенно ли чувствовал себя Да – 10, нет – 1; менее 50 – неудачное выступление Экспертная оценка: 1. Удачно ли начало 2. Есть ли динамизм 3. Удачны ли примеры 4. Адекватна ли громкость 5. Адекватен ли темп 6. Адекватен ли язык и стиль 7. Удачно ли завершение 8. Уложился ли в регламент 9. Хорошо ли держался 10. Интересно ли было слушать 11. Оригинально ли содержание 12. Ясна ли основная мысль 13. Убедителен ли оратор Да – 10, нет – 1; удачное выступление – не менее 86 баллов  

Литература:

1. Кони А.Ф. Приемы и задачи прокуратуры // Собрание сочинений в 8 т. – М., 1967. – Т.4. – С. 121-200

2.Мартьянова И.А. Основы риторики. – СПб., М., 2002.

3. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.

4. Одинцов В.В. Структура публичной речи. – М.,1976.

5. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2000. – гл.3

6. Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж, 1993.

ЗАНЯТИЕ № 8

Тема.Спор и его разновидности

Цель: дать представление о разновидностях спора (дискуссия, диспут, полемика), создать ситуацию спора и полемики, отработать умение задавать разные виды вопросов, умение применять разные способы опровержения обвинения.

Понятие спора. Логические и психологические предпосылки спора. Цель спора. Пути отстаивания позиции в споре: 1) Логический путь: доказательство правильности своих убеждений; указание оснований, из которых они вытекают; развитие следствий, подтверждающих правильность обоснованных положений. 2) Психологический путь: приемы запутывания противника, вызывание в противнике чувства неуверенности в себе, воздействие на слушателей и «перетягивание» их на свою сторону и т.п. Роль вопросов во время дискуссии, типология вопросов. Проблема этикета и этики в ситуации спора.

Вопросы:

Какова роль вопросов в споре? Дайте разные виды классификации вопросов.

Сформулируйте правила поведение противников в споре.

В чем отличие дискуссии от полемики и диспута.

Судебное разбирательство – особый вид спора?

Задания

Подготовьтесь к диспуту «Свободна ли современная Россия?». Организуйте партию, состоящую из 3 – 5 человек, выработайте совместно программу партии в тезисах. Каждый участник выбирает один из тезисов и доказывает его, для этого подбирает аргументы и продумывает способ доказательства. Партия готовит выступление перед избирателями с представлением своей программы, продумывает ответы на возможные вопросы. Выступление партии длится 5 минут, затем ответы на вопросы представителей других партий и избирателей.

Предлагаемые названия партий:

социалистическая; либеральная; монархическая; независимая; зависимая; любителей пива; любителей бананов; любителей животных; любителей зеленых насаждений; женщин; мужчин; студентов; ученых; архитекторов - строителей; продавцов; покупателей; москвичей; провинциалов; любителей жары; любителей холода; деревообработчиков; защитников леса; поборников старины; технократическая; спартанская; экзотическая; традиционная.

Литература:

1. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1998.

2. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. – М., 2002.

3. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.

4. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора// Вопросы философии – 1990 - №3 – с.61 – 132

5. Селезнева Л.В. Спор интеллигентов// Кадровик.ру. 2008. №5. с.84 - 87

6. Сергеечева В. Словесное карате. Стратегия и тактика общения. – СПб, 2002.

7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) по курсу «Риторика»

Наши рекомендации