Доказательство и опровержение
Теория аргументации
Рабочая программа факультативной дисциплины
для студентов, обучающихся по направлению 42.03.01 – Реклама и СО
Орел
Пояснительная записка
«Основы теории аргументации» как учебная дисциплина входит в круг взаимосвязанных предметов коммуникативного цикла и является важным дополнением к базовому курсу риторики.
Концепция дисциплины предполагает понимание теории аргументации как области научного знания, в которой изучаются многообразные дискурсивные (рассудочные) приёмы, позволяющие «усиливать или изменять убеждения аудитории» [Ивин 1997: 4]. В курсе теории аргументации синтезируются и облекаются в стройную систему сведения об убеждении, накопленные в других науках: логике, психологии, философии. В результате у студентов формируется целостное представление о взаимосвязи этих наук, о способах обоснования и опровержения убеждений в различных ситуациях, связи между способами убеждения, типами аудитории и обсуждаемыми проблемами.
В данном курсе рассматриваются такие важные аспекты аргументации, как логический (последовательность и связность аргументов), фактуальный (данные о фактах, использующихся в качестве аргументов), риторический (способы убеждения при помощи речи), аксиологический (ценностный подбор аргументов), этический (нравственная приемлемость аргументов); законы логики в риторике и различные виды аргументации (эмпирический, теоретический, мето и контекстуальный); вопросы культуры дискутирования и полемизирования, некорректной аргументации, способов защиты от уловок в споре, формулировки своей позиции, этически выдержанного отстаивания своей точки зрения.
Цель курса– формирование у студентов представления о современной теории аргументации как области научного знания, а также умений и навыков построения аргументационной речи.
Задачи курса:
– ознакомление студентов с различными видами речевого убеждения и основными концепциями аргументации;
– обогащение теоретическими знаниями о технике убеждения, учитывающей все аспекты убедительного речевого поведения в различных ситуациях речевого общения с учётом особенностей аудитории и обсуждаемой проблемы;
– усвоение студентами законов логики, форм логического мышления и формирование представлений о правилах и методах логического доказательства;
– формирование навыков логического анализа и оценки высказываний в структуре рассуждений и доказательств;
– формирование умения точного и уместного употребления понятий, умения доказательно излагать мысли;
– формирование сознательного и ответственного отношения к речи, культуры публичного аргументированного выступления;
– выработка умения распознавать уловки в споре и противостоять им.
Итоговая форма контроля – экзамен, который может проводиться в различных формах: устного собеседования, защиты рефератов, письменной контрольной работы и т. д. При выставлении экзаменационной оценки учитываются также результаты рубежного и текущего контроля (понимание основных проблем курса, овладение терминологическим минимумом).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Количество часов | ||||
№ | Тема | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа |
1. | Теория аргументации как научная и учебная дисциплина. Главные понятия курса «Основы теории аргументации» | |||
2. | Логические аспекты аргументации. Законы логики в риторике | 0,5 | ||
3. | Доказательство и опровержение | 0,5 | ||
4. | Эмпирическая аргументация. Факты как примеры, иллюстрации и образцы | 0,5 | ||
5. | Теоретическая аргументация | 0,5 | ||
6. | Системная аргументация | 0,5 | ||
7. | Методологическая аргументация | 0,5 | ||
8. | Контекстуальная аргументация | 0,5 | ||
9. | Виды аргументов (к традиции, к авторитету и т.д.) | 0,5 | ||
10. | Социально-психологические аспекты аргументации | |||
11. | Культура дискутирования и полемизирования | |||
12. | Некорректная аргументация | |||
Итого: |
Практическое занятие № 1
Доказательство и опровержение
1. Понятие о доказательстве.
2. Структура доказательства.
3. Способы демонстрации.
4. Способы доказательства.
5. Опровержение.
6. Правила доказательства.
7. Правила опровержения.
8. Ошибки, допускаемые в ходе аргументации
9. Паралогизмы.
10. Софизмы.
11. Логические ошибки вследствие неточного определения и деления понятий.
12. Логические ошибки в структуре силлогизма.
13. Аргументированное высказывание как построение цепочки логически связанных суждений, образующих стройную систему аргументов, подтверждающих тот или иной тезис.
Литература:
1. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. / А. П. Алексеев. – М.: Изд-во МГУ, 1991 – 150 с.
2. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. Пособие / О. А. Баева. – 2-е изд., исправл. – Мн.: новое знание, 2001. – 328 с.
3. Введенская Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-н/ Д.: Изд-во «Феникс», 1995. – 576 с.
4. Волков А. А. Основы русской риторики / А. А. Волков. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 345 с.
5. Ерастов Н. П. Культура мышления лектора / Н. П. Ерастов. – М.:Знание, 1989- 61 с.
6. Ивин А. А. Основы теории аргументации: Учебник / А. А. Ивин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 352 с.
7. Курбатов В. И. Логика: учеб.пособие для студентов вузов / В. И. Курбатов. – Ростов-на- Дону: Феникс, 1995 – 320с.
8. Рузавин Г.И. Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 351с.
Задания к практическому занятию № 1:
1. Дайте логико-дедуктивное обоснование следующему тезису:
Платность высшего образования резко сокращает приток талантливых людей в народное хозяйство.
2. Постройте прямое и косвенное опровержения тезисов.
Культурный человек - это человек с высшим образованием.
3. К данному тезису подберите аргументы. Продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивные умозаключения.
Произведение У. Шекспира «Гамлет» - трагедия.
4. Сформулируйте антитезисы. Обоснуйте их несовместимость с тезисом.
Многие люди любят кошек.
5. Проанализируйте с позиций условий совместимости следующий тезис и его аргументацию:
Мне предложены и оплачены замечательные научные турне по университетам Англии, США и Канады. Но авиаперелеты – из области моих кошмарных снов. Пусть это будет намного дольше, но в Лондон я поеду поездом, из Англии в США так, как ездили а эпоху «Титаника», а по СШA и Канаде - тоже поездами.
6. Проанализируйте на соответствие общим принципам следующий тезис и его аргументацию:
В «Похождениях бравого солдата Швейка» один из героев Л Гашека говорил: «Когда бензин кончается, автомобиль останавливается. Вчера я это видал собственными глазами: «стал и стоит как вкопанный. И после этого болтают об инерции! Ну не смешно ли, господа?»
Практическое занятие № 2
Виды аргументации.