I. Тест по дисциплине «Русский язык и культура речи», 1-ый семестр

1. Какие из перечисленных знаковых систем являются: А. искусственными Б. естественными Аалфавит
Б нотная грамота
В этнические языки
Г географические карты
Дэтикет
2. Какое из указанных явлений характеризует: А. внешнюю сторону знака Б. внутреннюю сторону знака А значение, смысл
Б форма
3. Поставьте * рядом с названием предмета, который можно считать знаком памятная медаль
авторучка в нагрудном кармане
галстук пионера
4. К какому уровню языка относится каждое из явлений в столбце напротив: А. морфологическому Б. синтаксическому В. лексическому Г. фонетическому Азвук
Бпредложение
Вслово
Г суффикс
5. Какое из определений относится: А. к слову Б. к фонеме В. к морфеме А Минимальная неделимая звуковая единица языка, служащая для различения слов и их форм
Б Единица языка, которая обладает самостоятельным значением, обозначает некое явление, соотносится с понятием
В Значимая часть слова, которая самостоятельно не функционирует в языке и считается минимальным несамостоятельным языковым знаком
6.О какой функции языка идет речь в каждом из высказываний? А. Без языка мы не могли бы передать наши мысли. Б. Язык хранит опыт наших предков. В. Язык отражает всю красоту человеческих отношений и внешнего мира. Г. Язык велит идти в бой и, если необходимо, погибнуть. Д. Язык устанавливает связи между людьми, располагает к общению. Е. Язык выражает все оттенки наших эмоций А. волюнтативной
Б. эстетической
В. коммуникативной
Г. когнитивной
Д. аккумулятивной
Е. эмоциональной
7.К какой разновидности нелитературного языка относятся приведенные примеры: А. В столовкекормят невкусно. Б. Зависать в аське – дурная привычка. В. Он грит: «Спросите о подробностях, еслиф что-то не поняли». А. к жаргону/арго
Б. к диалекту
В. к просторечию
8.Когда разделились русский, украинский и белорусский языки? А. в IХ веке
Б. в результате распада Киевского государства в ХIV –ХV вв.
В.в ХVIII в.
9.Кто является создателем современного русского литературного языка? А. Пушкин А.С.
Б. Ломоносов М.В.
10.К какому функциональному стилю языка относятся данные характеристики: информационность, точность, оценочность, использование средств речевой выразительности, эмоционально-экспрессивной лексики А.к официально-деловому
Б.кнаучному
В.к публицистическому
Г.разговорному
11.В каком из функциональных стилей намеренно смешивается лексика, относящаяся к разным стилям? А.в публицистическом
Б.в художественном
В.в разговорном
12.Какое из перечисленных понятий является родовым по отношению к остальным? А.жаргон
Б.диалект
В.социолект
Г.просторечие
Д. сленг
13. К какому из понятий относятся приведенные ниже определения: А. совокупность речевых и неречевых условий, в которых происходит реализация языка Б. конкретное применение языка с целью общения В. специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности А.речевая деятельность
Б.общение (коммуникация)
В.речевая ситуация
14.Какие правила общения нарушено в приведенном ниже примере: «Ей богу, Иван Иванович, с вами говорить нужно, гороху наевшись. (Это еще ничего, Иван Никифорович и не такие фразы отпускает.) А.Если можешь обойтись молчанием – слушай.
Б.Говоря, не возбуждай агрессию в собеседнике.
В.Говори так, чтобы тебя не только слушали, но и слышали.
Г.Будь учтив и внимателен.
Д.Свои обязательства выполняй неукоснительно – это основа твоей деловой репутации.
15.Какие виды отношений из указанных в столбце напротив можно считать: А.субординарными Б.паритетными А.Дети – родители Г.начальник – подчиненный Б.одноклассники В.друзья детства Д.члены кружка по интересам
16.Установите соответствие понятия его определению: А. потребность высказывания, которая порождается жизненными обстоятельствами, ведет к конкретной цели и порождает действия говорящего. Б. То, на что направлено высказывание и что определяет его форму и стилевую принадлежность А.цель общения Б.мотив общения В.намерение говорящего
17.Что составляет нижнюю (начальную) ступень обучения культуре речи? А.речевое мастерство
Б.правильность речи
18.Соотношению каких понятий из столбца напротив соответствуют набор указанных ниже качеств речи: логичность, ясность, краткость А.Речь – эстетика
Б.Речь – объективный мир
В.Речь – обстановка
Г.Речь – мышление
Д.Речь – язык
Б.коммуникативный
В.этический
19.Какой из видов точности нарушен в приведенном ниже примере: Моя семья никакого отношения к искусству не имеет: я родился в нормальной семье А.фактическая (предметная) Б.понятийная (неправильный выбор слова)
20.Какое качество (характеристика) высокой культуры речи отсутствует в приведенной ниже коммуникативной ситуации: Женщине говорят комплимент на официальной деловой встрече А.ясность, понятность, доступность Б. логичность В. уместность
21.Покажите стрелками (слева направо) соответствия между элементами левого и правого столбиков в данном вопросе теста: А. кинесические средства общения Б. такесические (тактильные) В. просодические А.прикосновения (рукопожания, похлопывания по плечу) Б. громкость голоса, тембр, паузы, интонация В. жесты, мимика, взгляд, телодвижения
22.Какой вид нормы нарушен в приведенном ниже высказывании: А. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок речи Б. Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал этот рассказ А.стилистическая Б.лексическая В.синтаксическая
23.Какие из приведенных ниже слов имеют обязательную норму ударения, а какие вариативную (установите стрелками соответствия слева направо): А. творог Б. договор В. раджа Г. генезис Д. досуг Е. красивее А.обязательная норма Б.вариативная норма
24.Какие из перечисленных слов относятся к женскому, мужскому, среднему или общему роду: А. тюль Б. шампунь В. мозоль Г. атташе Д. коммюнике Е. визави Ж. колибри   А.мужской род Б.женский род В.общий род (и мужской, и женский)

II. Теоретические вопросы для собеседования

1. Что такое функциональный стиль языка и речи?

2. Перечислите известные Вам функциональные стили.

3. Назовите характерные черты/особенности каждого функционального стиля.

4. Какие из функциональных стилей имеют подстили? Перечислите эти подстили. Какие жанры к ним относятся?

5. Что такое нормативность? Приведите по одному примеру орфографической, орфоэпической, пунктационной нормы из текстов любого стиля.

Полезный источник:

Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие для вузов/Л. В. Колпакова, Е. В. Максименко, О. С. Михайлова [и др.]. – Томск: Издательство ТГПУ. Ч. 1, 2008. – С. 20-21.

III. Практические задания

1. Составьте перечень правил русского речевого этикета, опираясь на приведенные ниже источники.

Полезные источники:

· Мельникова С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.

· Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. – М.: «НПО “Экономика”», 2000. – 152 с.

2. Внимательно прочитайте приведенный ниже текст и выполните к нему следующие задания:

· Какие аспекты языка нарушены в данном тексте официально-делового стиля? Аргументируйте свою точку зрения, приведя примеры из текста.

· Пересоздайте текст в соответствии с требованиями официально-делового стиля русского языка.

Объяснительная записка аспиранта из Китая руководителю сектора аспирантов и магистрантов:

«Уважаемый начальник! Здравствуйте! Наступила зима и ударили морозы. До сих пор не был на уроке. Я хочу просить у вас прощения за все свои грехи. В свое оправдание могу только сказать, что у меня плохо со здоровьем. Мне не хотелось бы говорить об этом, но поясница подвернулась. Днем работа – вечером отдых. Дядя-врач, он ухаживал за мной часто. Дела идут как будто неплохо, сейчас самочувствие сносное. Боюсь, что я был невнимателен к Вам. Извините! Надеюсь, что описал все. С приветом. (Далее следуетподпись)».

При себе необходимо иметь распечатку текста – неправильный и правильный вариант с исправлениями, помеченными цветным маркером.

Полезный источник:

Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов: учебное пособие для вузов/Л. В. Колпакова, Е. В. Максименко, О. С. Михайлова [и др.]. – Томск: Издательство ТГПУ. Ч. 1, 2008. – С. 36-45.

Примечание: Аспекты культуры речи:

· Нормативный– соблюдение действующих норм и правил языка в лексике (сочетаемость слов), орфографии, пунктуации, словообразовании, грамматике (управление, согласование в словосочетании и предложении, соответствие падежной формы, категории рода, числа, выбор разряда и словоформы прилагательных, числительных и т.п.).

· Коммуникативный – культура владения функциональными стилями языка (в том числе умение не смешивать разные функциональные стили в рамках одного текста); учет цели общения, речевой ситуации и особенностей собеседника (его интересов, степени осведомленности в теме/предмете общения); умение выбрать из числа языковых средств такие, которые с максимальной эффективностью выполняют задачи общения, поставленные в конкретной ситуации.

· Этический – соблюдение речевого этикета, в первую очередь, норм вежливости (употребление этикетных формул вежливости – устойчивых выражений; умение проявлять речевой такт – не задевать достоинство собеседника, не обижать его, употребляя слишком прямые или грубые выражения, задавая бестактные вопросы).

  1. Проставьте ударения над словами и разбейте список слов на 3 группы: А – слова с вариативной нормой, в которых ударение определяет значение; Б – слова с равноправными вариантами ударения (дуплеты), не влияющими на значение слова; В – слова с обязательной нормой ударения на одном слоге:

баловать, генезис, добыча, досуг, искра, красивее, кухонный, мизерный, феномен, раджа, договор, творог, свекла, петля, ходатайство, средства, каталог, квартал, августовский, щавель.

Наши рекомендации