Пронунциа́ция. см. произнесение речи

ПРО́ПОВЕДЬ– первичный жанр религиозного дискурса; в христианстве – церковное наставление, произносимое в храме за литургией (или мессой), в котором повествуется о библейских событиях и разъясняется учение Иисуса Христа. П. составляет предмет особой богословской науки – Гомилетики (См.). У иудеев П. (как и в христианстве) служит средством духовного руководства народом и его ознакомления с основами вероучения. Как правило, христианская П. строится на тексте Евангелия (как иудейская П. – на тексте Торы). Для мусульманской П. не характерно толкование Корана в мечети; обычно П., называемая «хутба», совершается имамом по праздникам и во время пятничного полуденного богослужения. Такая П. начинается с прославления Аллаха и его пророка. Иногда читается в форме рифмованной прозы.

История христианской П. насчитывает более двух тысяч лет. В первые века христианства П. существовала в виде «церковного собеседования»: в храме собирались верующие и обсуждали вопросы веры с наставником. П. в современном виде – монологическая речь проповедника-оратора. Цели, задачи и содержательные параметры П. за всё время существования этого жанра не менялись. Христианская П. – продолжение дела Иисуса Христа: раскрытие евангельского учения людям. Опираясь на Евангелие, можно говорить о Христе как о первом проповеднике, давшем будущей церкви первый образец – Нагорную проповедь. На Русь П. пришла с принятием христианства и формировалась на основе традиции Византии, где создавались богословские основы православия и основные черты византийского стиля П. Знаменитые проповедники XI–XVI вв.: митрополит Киевский Иларион, Кирилл Туровский, Феодосий Печерский, епископ Владимирский Серапион и др. В период латино-польского влияния (XVI – XVII вв.) П. приобретает черты католической схоластики, что объясняется появлением на Руси в XVI веке иезуитских коллегий, получением многими проповедниками образования за рубежом (в католических семинариях), влиянием латинского языка (как языка всей европейской науки и культуры того времени). Известные проповедники этого времени: митрополит Киевский Пётр Могила, архимандрит Иоанникий Голятовский, иеромонах Симеон Полоцкий и др. Относительно самостоятельный период развития П. (XVIII–XIX вв) связан с деятельностью Петра I и его соратника архиепископа Феофана (Прокоповича). П. способствует продвижению реформ, становится глашатаем преобразований, объясняет их смысл и значимость. Расширение тематики П., внесение в неё нерелигиозного, общественного и государственного компонентов способствовали изменению её формы. П. Прокоповича отличались простотой и ясностью и носили публицистический характер. Знаменитые проповедники этого периода: митрополит Филарет, протоиерей Родион Путятин, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский и др. В период с 1917 года до наших дней Русская Православная Церковь попадает в новые условия атеистического государства. В годы гонения на Церковь проповедничество, тем не менее, продолжало существовать. Во время Великой Отечественной Войны для духовной поддержки населения, поднятия боевого духа и укрепления веры в победу правительство обращается за помощью к Церкви. С середины 80-х годов Церковь обретает свободу, что способствует развитию проповедничества. Проповедники этого времени: митрополит Антоний Сурожский, протоиерей Александр Шаргунов, архиепископ Викентий (Морарь), диакон протоиерей Геннадий Фаст и мн. др. Выдающимся религиозным оратором является нынешний патриарх Русской Православной Церкви Кирилл.

Единой точки зрения на внутрижанровое деление П. нет. Основными видами П. можно считать: катехизическое поучение (основные уроки веры и жизни христианской); экзегетическую П. (изложение Священного Писания, житий святых и др.); апологетическую П. (излагает основные истины христианства); миссионерскую П. (цель – обращение людей к вере); публицистическую П. (тематически обращена к современным проблемам).

Лит.: Ветелев А. Святоотеческая проповедь как образец для подражания // Журнал Московской Патриархии. 1955. № 4, 6; Ветелев А. Учебный курс по истории проповедничества русской православной церкви для 4-го класса: учеб. пособие. Загорск, 1990; Захаренкова О.С. Жанровые особенности современной проповеди (на материале текстов красноярских и железногорских священнослужителей) // Лингвистический ежегодник Сибири. Вып. 6. Красноярск, 2004; Истомина И.А. Современная православная проповедь: стилистическая и прагматическая специфика: КД. Екатеринбург, 2013; Крылова О.А., Савин Г.А. Коммуникативная стратегия автора православной проповеди в современном церковно-религиозном дискурсе // Филологические науки. 2008. № 6; Крысин Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. М., 1996; Расторгуева М.Б. Речевой жанр церковно-религиозной проповеди: КД. Воронеж, 2005; Таушев А. Руководство по гомилетике. URL: http://www.klikovo.ru/db/book/head/874.

А.Н. Смолина

ПРОПОНЕ́НТ(от лат. proponēntis – ‘предлагающий’) – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый Тезис (см.).

Основная задача П. зависит от отношения Оппонента (см.) к выдвинутому тезису. Если оппонент склонен поддержать тезис и, возможно, принять его, П. рекомендуется ещё более настойчиво и активно поддерживать тезис. Если оппонент нейтрален в отношении предлагаемого тезиса, т.е. не имеет доводов ни за, ни против него, задача П. – склонить его на свою сторону, рассеяв те возражения, которые могут возникнуть. Если же оппонент отвергает предложенный тезис, П. должен попытаться переубедить собеседника, выдвигая свой тезис и аргументируя его.

П. может выражать свою личную позицию либо представлять коллективное мнение – научной школы, трудового коллектива и т.п.

Лит.: Ивин А.А. Основы теории аргументации: учебник. М., 1997; Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 1999; Старичёнок В.Д. Большой лингвистический словарь. Ростов н/Д, 2008.

Г.А. Копнина

ПРОСИОПЕ́ЗИС (ПРОСИОПЕ́ЗА), или ПРОЗИОПЕ́ЗА (от др.-греч. προ – ‘впереди’ и σίωπή – ‘молчание’), − стилистический приём, состоящий в намеренном опущении начальной части высказывания (предложения), напр.: …да не греет (КП. 19.03.1966, заголовок). Ср.: Светит, да не греет; …и я скажу, кто вы (ЛГ. 09.12.1970, заголовок). Ср.: Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты; …и сам не плошай (СК. 20.11. 1984, заголовок). Ср.: На Бога надейся, да сам не плошай.

Для создания П. обычно используются пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологизмы, строчки из широко известных литературных произведений. Для П. характерна функция интригующего (рекламного) заголовка. На основе свободных сочетаний слов П. создаётся достаточно редко. Напр.: …и тишина (КР. 04.11.1988, заголовок); …И Пушкин падает в голубоватый, / Колючий снег… (Э. Багрицкий).

Лит.: см. лит. к ст. Апозиопезис.

А.П. Сковородников

ПРОСТОРЕ́ЧИЕ −речь лиц, недостаточно овладевших нормами литературного языка.

П. образовалось на базе городских койне при влиянии диалектной среды. В XIX в. это был «язык народных масс, находившийся во взаимодействии с крестьянским языком» [Виноградов 1982]. В настоящее время П. – одна из форм национального языка наряду с литературным языком, диалектами и жаргоном.

Характерные особенности современного П.: несоответствие нормам литературного языка; отсутствие собственных норм – это в принципе ненормированная языковая сфера; отсутствие функциональных стилей (носитель просторечия, не владея разнообразием стилевых регистров и не осознавая неправильности своей речи, использует одни и те же языковые ресурсы и в обиходно-бытовой сфере, и в официальном общении); бытование преимущественно в устной форме, хотя может обнаруживаться и в письменной (письма, объявления); отсутствие, в отличие от диалектов, существенных территориальных особенностей.

П. необходимо отграничивать от разговорной речи – они различаются и по составу носителей, и по языковым особенностям, и по отношению к литературному языку.

Выделяются «два круга носителей современного просторечия: горожане старшего возраста, не имеющие образования (или имеющие начальное образование), речь которых обнаруживает явные связи с диалектом и полудиалектом (просторечие-1), и горожане среднего и молодого возраста, … не владеющие нормами литературного языка; их речь лишена диалектной окраски и в значительной мере жаргонизирована (просторечие-2)» [Современный… 2003: 56].

Рассмотрим некоторые явления П.-1.

Фонетические особенности: радиво, пенсанер, эксплатировать, гастрабайтер, ризетка, конбинат, транвай, порфель, центер, жинсы, промблема, экскорт, дермантин. Морфологические особенности. Как твое фамилие?; Курей всех украл; местов свободных много; В польтах не пустят, надо раздеться; Они у ейной матери живут; Все для их старалася; Энтот опять тебя спрашивал; Тогда летом он два лета подряд бетон ложил; Целую кастрюлю сготовил / ну нисколько не едено не отъедено прям / прям под самые края. Лексические особенности: катанки (валенки), срамота, вертаться, склизкий, нонче, вчерась, надысь, завсегда, опосля. Синтаксические особенности: Оно любить надо / с детьми-то работать; А мне душа радуется / ребятки в люди выходят; Уделите на меня внимание; Да вот сижу за Олечкой посмотреть / вон на качельках; Заместо что ругаться / разберись сначала.

П.-2 «представляет собой систему менее яркую и менее определённую по набору типичных для нее языковых черт. В значительной мере это объясняется тем, что просторечие-2 как своеобразная разновидность городской речи относительно молодо. При этом оно занимает промежуточное положение не столько между литературным языком и территориальными диалектами (это характерно для просторечия-1), сколько между групповыми и профессиональными жаргонами, с одной стороны, и литературным языком – с другой» [Современный… 2003: 64].

В области фонетики это смещение ударения: дóговор, катáлог, квáртал, звóнит, хозяевá. Морфологические особенности «имеют спорадический, случайный характер и нередко локализованы в отдельных словах и словоформах» [Современный… 2003: 66]: стояли в очереди за тюлью, покрыли крышу толью, замучился с этим мозолем, две недели в отпуску был.

Многие лексические явления, относимые часто к П., допустимо интерпретировать как пограничные между П. и разговорной речью: диминутивы: ротик открой, чёлочку длинную будем делать, колбаска свежая, оладушки вкусные, съездить надо на недельку; «мещанские эвфемизмы» [Капанадзе 1984: 127]: отдыхать (спать), кушать (есть), выражаться (ругаться матом), выпивать (злоупотреблять спиртным); жаргон: выступать, тусовка, разборка, ловить кайф, всё ништяк, всё путём, штука (тысяча денежных единиц); обращения: мужик, братан, шеф, начальник, командир (в речи мужчин); экспрессивная лексика: лопать, дрыхнуть, оборзеть, облаять, опупеть, облапошить, зашиться, рехнуться, звездануться, втемяшиться, раздрызганный, обалденный, репа (голова).

П. употребляется безотчётно людьми, не овладевшими литературной нормой; возможны и другие случаи, когда говорящий намеренно использует П. («просторечные слова «возводят разговорность в квадрат» [Капанадзе 1984: 128] – шутит, подражает кому-то, стилизует чужую речь: кина не будет, опять поддамши, вас тут не стояло, местов нет; девушка (не подозревая о нарушении литературной нормы): У вас отсюдова ничего не забирали? – мужчина (иронизируя или передразнивая): Оттудова никто ничего не брал //.

Таким образом, современное городское П. неоднородно и по составу носителей, и по языковым характеристикам.

Лит.: Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII–XIX вв. М., 1982; Гнусина Е.В. Сравнительный анализ современного французского просторечия и современного русского просторечия: на материале современной художественной литературы и других источников: КД. М., 2006; Городское просторечие: Проблемы изучения. М., 1984; Капанадзе Л.А. Современная просторечная лексика (московское просторечие) // Городское просторечие: Проблемы изучения. М., 1984; Капранова Н.А. Функционально-семантическая специфика ненормативных форм языка: просторечие и молодежный жаргон: КД. Краснодар, 2009; Китайгородская М.В. Наблюдения над построением устного просторечного текста // Разновидности городской устной речи. М., 1988; Купина Н.А., Шалина И.В. Современное просторечие: взгляд изнутри // Русский язык в научном освещении. 2004. № 1 (7); Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003; Филин Ф.П.О структуре современного русского литературного языка // Вопросы языкознания. 1973. № 2; Шалина И.В. Уральское городское просторечие: культурные сценарии. Екатеринбург, 2009.

Л.А. Киселёва

ПРО́СЬБА–1. Наименование побудительной ситуации общения, когда говорящий склоняет или понуждает адресата к выполнению того, что нужно, полезно просящему.2. Сумма выражений, составляющих тематическую группу со значением П.3. Каждое из выражений, с помощью которых осуществляется речевое действие (акт) П.

Грамматической формой побуждения является императив глагола. Без специального знакавежливости такое употребление содержит лишь требование и в некоторых ситуацияхвыглядит грубоватым: Сделай(-те)!; Принеси(-те)!; Напиши(-те)!

Основные выражения П. (сопровождаемые словом пожалуйста): Передай(-те) мне …; Сделай(-те) …; Принеси(-те) …; Напиши(-те) …. Напр.: Пожалуйста, передайте мне словарь.

Вежливость П. связана именно с тем, что выполнять действие будет адресат, а результат присвоит говорящий, поэтому он должен компенсировать усилия адресата вежливостью, т.е. демонстрацией уважительного отношения к нему. Если собеседники находятся в официальных, деловых отношениях, необходимым является употребление актуализатора вежливости: Если вам не трудно …; Если вас не затруднит, дайте (пожалуйста) …; Будь(-те) добры, передайте мне …; Будьте любезны, скажите …

Возможность выразить П. более вежливым образом связана с рядом стереотипов, свойственных интеллигентам старшего поколения: Сделайте одолжение …; Не откажите в любезности …; Окажите любезность …; Не сочтите за труд ….

В том случае, когда говорящий выражает настоятельную П., используется перформативный глагол просить, а также интенсификаторы очень, убедительно, настоятельно: Я прошу вас (тебя) …; Очень прошу вас (тебя) …; Убедительно прошу вас (тебя) …; Настоятельно прошу вас (тебя)…; Возможна удвоенная П.: Прошу вас (тебя), сделай(-те) … П. с оттенком желательности: Я хочу попросить вас (тебя)…; Я хотел(-а) бы попросить вас (тебя) …; Мне хотелось бы попросить вас (тебя) …; Я хочу попросить вас (тебя), чтобы вы (ты) …; Мне хочется попросить вас (тебя), чтобы вы (ты) ….

П. дать что-л. являются выражения: Дайте мне, пожалуйста…; Я хочу попросить у вас (тебя) …; Я хотел(-а) бы попросить у вас (у тебя) …; Мне хочется попросить у вас (тебя) …; Мне хотелось бы попросить у вас (у тебя) ….

Вежливость П. выражается в «вопросе о возможностях» адресата: Вы можете …; Вы не можете …; Вы не могли бы …; Можете ли вы …; Не можете ли вы …; Не могли бы вы …; Вам не трудно …; Вас не затруднит …; Не трудно ли вам …; Не затруднит ли вас … Такие выражения употребительны в официально-деловом общении.

Повышенная официальная вежливость содержится в выражениях, когда говорящий как будто осведомляется о своей возможности обратиться с П.: Я могу; Могу я; Могу ли я; Не могу ли я; Можно ли; Нельзя ли. Напр.: Могу ли я попросить вас дополнить материал новыми данными?; Нельзя ли попросить у вас текст доклада?

Менее вежлива, обиходна просьба-вопрос, выраженная глаголом конкретного действия: Вы (ты) сделаете(-ешь) это?; Вы (ты) не сделаете(-ешь) это? Напр.: Вы не переведёте мне этот текст?; Ты сходишь в магазин?

В непринуждённой обстановке к близким людям возможны следующие выражения П.: Сделаешь (это)?; Поможешь?; Починишь мой видик? (разг.) Обиходная П. может выражаться вопросом о наличии/отсутствии предмета, в котором нуждается говорящий. Такая П. уместна в непринуждённой обстановке: У тебя (вас) есть … (это)?; У тебя (вас) нет … (этого)? У тебя (вас) не найдётся … (этого)? У тебя (вас) не будет … (этого)? Напр.: У тебя нет красной ручки?; У тебя есть лишняя кружка?; У вас не найдётся карандаша? Как видно из примеров, так просят о чём-то незначительном, но важном для говорящего в данный момент.

П. разрешить что-л. сделать, как правило, направляется вышестоящему или равному и реализуется в следующих выражениях:Можно мне …; Нельзя ли мне …; Можно ли мне …; Я могу …; Могу ли я ….Напр.: Могу ли я воспользоваться вашим компьютером?; Можно мне взять твой учебник?

В официальной обстановке высказывают П. следующим образом: Разрешите (позвольте), я … (сделаю замечание по проекту); Разрешите (позвольте) мне … (использовать ваши материалы). При этом собеседники в деловом общении могут быть равны по статусу и роли. Ответом на П. является согласие, Разрешение (см.) что-л. сделать или Отказ, запрещение (см.).

Лит.: Дунев А.И. Самая вежливая просьба в русском языке // Русский язык в школе и дома. 2011. № 9; Зализняк А.А. Заметки о словах: общение, отношение, просьба, чувства, эмоции // Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелёв А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М., 2005;Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Формановская Н.И.Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. М., 2009; Ярмаркина Г.М. Обыденная риторика: просьба, приказ, предложение, убеждение, уговоры и способы их выражения в в русской разговорной речи: КД. Саратов, 2001.

Н.И. Формановская

ПРОТАГОНИ́СТ(др.-греч. πρωταγωνιστής, от πρώτα − ‘первый’ и γωνιστής − ‘состязаться’) – главный герой литературного произведения, фильма или компьютерной игры, который находится в центре действия и конфликтов. Противопоставляется антагонисту, герою, вступающему в спор, ведущему борьбу с протагонистом и противоположному ему по жизненной позиции, нравственным ценностям, программе поведения. Первоначально П. – актёр, исполнявший главную роль (героя или героини) в древнегреческом театре; был впервые введён в действие трагедии в 534 г. до н.э. древнегреческим поэтом Фесписом, основателем архаической, доэсхиловской греческой трагедии. Второго актёра (девтерагониста) ввёл в древнегреческий театр Эсхил; третьего (тритагониста) – Софокл. Сначала автор сам был П. или выбирал его из соискателей. С середины V в. до н.э. двух других актёров подбирал для труппы архонт, должностное лицо, занимавшееся организацией театральных представлений, проходивших в форме состязаний. П. в Древней Греции участвовали в конкурсах.

Классические примеры протагонистов в литературе: Одиссей в поэме Гомера, Прометей в трагедии Эсхила, Эдип в трагедии Софокла, Дон Кихот в романе М. Сервантеса, Гамлет в трагедии В. Шекспира, Чайльд-Гарольд в поэме Байрона, Тарас Бульба в одноимённой повести Н.В. Гоголя, Илья Ильич Обломов в романе И.А. Гончарова «Обломов», Алёша Карамазов в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». П. далеко не всегда являются положительными и созидающими героями. Зачастую это сложные образы, которые наделяются различными интеллектуальными и этическими качествами, воплощают и добродетель, и порок, и человеческое заблуждение. Таковым, напр., является Фауст Гёте. В некоторых случаях П. – разрушающий герой, несущий в мир зло и гибель. Характерный пример – Медея в трагедии Еврипида, убивающая из ревности и мщения соперницу и своих детей. Объединяет П. различных литературных произведений то, что они всегда являются воплощением определённой идеи. П. преобладают в таких жанрах литературы, как комедия, драма, трагедия, роман, повесть, рассказ, поэма, былина, баллада.

В гейм-культуре термины «П.» и «антагонист» включены в словарь геймера. П. в компьютерной игре – один из главных героев, которым управляет игрок. Примеры П. в компьютерных играх: Принц Персии («Prince of Persia»), Лара Крофт («Tomb Raider»), Скволл Леонхарт («Final Fantasy VII»). П. преобладают в таких жанрах компьютерных игр, как приключения, ролевые игры, стратегии.

Термин «П.» в XX в. начинает использоваться и в психотерапии, в частности в психодраме, групповой импровизации, проводящейся для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. П. в психодраме – участник импровизации, который драматически проигрывает волнующую его ситуацию с помощью группы.

Термин «П.» используется как синоним «героя» для обозначения главного персонажа произведения.

Лит.: Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000; Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М., 2006; Лейтц Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 1994; Морено Дж. Театр спонтанности. Красноярск, 1993; Морено Я.Л. Психодрама. М., 2001; Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982; Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.

А.Н. Смолина

Наши рекомендации