Принципы построения выступления

Краткие методические указания

К проведению практического занятия №10.

При подготовке к практическому занятию студентам и курсантам необходимо будет:

1. повторить материалы лекции;

2. проработать теоретический материал.

Краткие методические указания к проведению практического занятия №10

В начале занятия будет проверено выполнение домашних заданий. После будут предложены упражнения для отработки полученных теоретических знаний по теме и подведены итоги занятия.

Тесты

1. При написании и редактировании текста не рекомендуется...
a) использовать большое количество терминов и заимствованных слов
b) обращать внимание на сочетаемость слов и фразеологизмов
c) необходимо уточнять по словарям значения заимствованных слов, неологизмов, паронимов
d) избегать двусмысленности при использовании многозначных слов

2. Имеется несколько способов изложения материала. Определите какой это способ:
Изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов).
a) метод аналогии
b) ступенчатый способ
c) индуктивный способ
d) дедуктивный способ

3. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Изложение материала от частного к общему.
a) индуктивный способ
b) дедуктивный способ
c) исторический способ
d) ступенчатый способ

4. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).
a) дедуктивный способ
b) исторический способ
c) концентрический способ
d) индуктивный способ

5. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.
a) ступенчатый способ
b) дедуктивный способ
c) исторический способ
d) индуктивный способ

6. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Изложение материала в хронологической последовательности.
a) исторический способ
b) индуктивный способ
c) концентрический способ
d) дедуктивный способ

7. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.
a) концентрический способ
b) исторический способ
c) индуктивный способ
d) дедуктивный способ

8. Назовите логический закон по его определению:
Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна сама себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.
a) закон тождества
b) закон достаточного основания
c) закон непротиворечия
d) закон исключенного третьего

9. Назовите логический закон по его определению:
Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.
a) закон непротиворечия
b) закон достаточного основания
c) закон исключенного третьего
d) закон тождества

10. Назовите логический закон по его определению:
Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно.
a) закон исключенного третьего
b) закон непротиворечия
c) закон достаточного основания
d) закон тождества

Задание 1.Каковы основные принципы выделения коммуникативных качеств речи? Ответьте на вопросы.

- Действительно ли был прав величайший мыслитель Древней Греции Аристотель, считавший, что «ясность – главное достоинство речи»?

- Можете ли Вы назвать наиболее значимые коммуникативные качества речи и попытаться их охарактеризовать?

Схема 1

По приведенной ниже схеме расскажите о принципах выделения коммуникативных качеств речи.

 
  Принципы построения выступления - student2.ru


ЯЗЫК МЫШЛЕНИЕ СОЗНАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
правильность, чистота, богатство логичность, точность богатство, выразительность, образность, действенность точность, УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ (в том числе АДРЕСАТ) уместность, доступность

Задание 2. Согласны ли Вы с утверждением известного русского лингвиста Б.Н. Головина, который считал, что «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <...> воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной»? Обоснуйте свое мнение.

Задание 3. О каком коммуникативном качестве речи великий римский оратор Марк Туллий Цицерон писал так: «Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и ребяческой болтовней...»?

- Какие два вида логичности речи Вам известны? Какие необходимы условия для соблюдения или нарушения логики изложения?

- Согласны ли Вы с тем, что уместность речи заключается в таком подборе, такой организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям речи? Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 4. Заполните таблицу:

Принципы построения выступления

краткость детальность последовательность усиление результативность
         


Задание 5. Проанализируйте с точки зрения риторики окончание речи выдающегося реформатора, Председателя Совета министров Российской империи П.А. Столыпина: «Все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния – земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо поднять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля – это залог нашей силы в будущем, земля – это Россия». Определите с точки зрения экономических реалий сегодняшнего дня, насколько актуальными являются положения реформы П.А. Столыпина.

1. Разберите несколько выступлений современных политиков, деятелей культуры, публичных юристов, известных бизнесменов и выявите при этом, насколько их речи соответствуют требованиям, предъявляемым риторикой. Какие основные требования предъявляли к структуре речи теоретики риторики?

Задание 6.Ответьте на вопросы. Аргументируйте свой ответ. Используйте общие принципы построения выступления.

1.Какую роль играет в структуре речи введение и каким правилам оно подчиняется?

2. Почему так важно привести яркое описание (повествование, наррация) при изложении сухих фактов? Каково место наррации в структуре речи и каким правилам она подчиняется?

3. Какова роль подтверждения (конфирмации) как основной части речи, представляющей собой систему отбора и развертывания аргументов?

4. В чем значение опровержения аргументов оппонента и каким правилам опровержение подчиняется?

5. Действительно ли прав известный русский поэт и художник Максимилиан Волошин, считавший, что «в области споров отрицание всегда сильнее утверждения»?

6. Какую роль в выступлении юриста должно играть заключение и каким правилам оно подчиняется?

7. Почему теоретики и практики красноречия уделяли такое внимание средствам украшения речи, то есть тропам и фигурам риторики?

8. Какие тропы и фигуры риторики наиболее употребимы в речи современного юриста?

9. Почему простое заучивание текста не может принести успех выступающему в современных условиях? Какие приемы запоминания являются наиболее эффективными и почему?

10. Действительно ли был прав величайший оратор Древней Греции Демосфен, утверждая, что для успеха речи необходимо только три условия: «Произнесение, произнесение и произнесение»?

11.Какие способы изложения материала существуют? В чем их особенности?

Наши рекомендации