ЧАСТЬ II. ТЕМА: Стилистический аспект культуры речи
Автор-составитель к.ф.н., доцент Белова Л.А.
NB! Уважаемые студенты! Необходимо выбрать 1 вариант, решить его и сдать, тогда письменная часть зачета выполнена.
И еще. Постарайтесь извлечь максимальную пользу из предлагаемых заданий.
Вариант первый
ЧАСТЬ I. Нормативный аспект культуры речи
Цель: ознакомление с основными типами норм русского литературного языка, с принципами русской орфографии, повышение практической грамотности студентов.
Вопросы для понимания:
1. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
2. Типы норм современного русского литературного языка:
а) орфоэпические нормы; б) нормы орфографии; в) нормы пунктуации.
Контрольные вопросы и задания (письменно):
№1. Распределите слова по двум группам: I – выделенная согласная читается мягко, II – выделенная согласная читается твердо:
Академия, атеист, деканат, детектив, дебатировать, дебют, девиз, дезинфицировать, демагогия, демократизм, жюри, интервью, коммерция, компетентный, компьютер, кодекс.
№2. Укажите слова, в которых на месте орфографического ЧН произносится ШН:
Булочная, двоечник, девичник, конечно, лавочник, молочный, скворечник, порядочный, копеечный, стрелочник, коричневый, гречневый, троечник, шапочный.
№3.Образуйте формы родительного падежа (кого? чего?) множественного числа следующих существительных:
Апельсины, баклажаны, армяне, мандарины, яблоки, места, башкиры, грузины, партизаны, очки, носки, чулки, помидоры, валенки, гектары.
№4. Укажите ударение в словах и словосочетаниях. Укажите равноправные нормативные варианты.
Втридорога, дозвонишься, завидно, завсегдатай, закупорить, звонит, избалованный.
№5.Найдите лексические ошибки, дайте правильный вариант:
Абонент на цикл лекций; коренной абориген; своя автобиография; другая альтернатива; в апреле месяце; без ничего; бережливо относиться к детям; места бывших сражений.
№6.Укажите, в каких словах (словосочетаниях) допущены ошибки.
1. 1. непримеримый 2. воздаяние 3. разберать 4. хол | 2. 1. замерсший сад 2. севрюжка 3. телешка 4.ращщепить | 3. 1. можевельник 2. перессорить 3. коррпункт 4. раззорить | 4. 1. безынвентарный 2. дисфункция 3. претерпеться к неудобствам |
5. 1. прожорливый 2. креп-жоржет 3. вещество тягуче 4. размежован | 6. 1. хорошие здравници 2. рыльце 3. трусцой 4. цегейка | 1. упоминать 2. уравень жизни 3. бестелесный 4. ниский | 1. гарцевать 2. женишок 3. присытиться 4.мяхкий |
№7. В указанных предложениях расставьте знаки препинания.
А. 1. Лучший способ оборониться от обиды это не уподобляться обидчику.
2. Он страшно бледен был и худ и слаб.
3. Поставила хозяйка самовар все выложила на стол сахар, булку, студень, огурцы.
4. На западе мутно тлел не желающий умирать закат.
5. Вдали виднелась небольшая березовая роща.
Б. 1. Двор залитый асфальтом был похож на большой каменный колодец.
2. Доносившийся снизу шум моря говорил о покое.
3. Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру.
4. Проснувшись рано в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор.
5. Подъехав к господскому дому он увидел белое платье мелькающее между деревьев.
Базовые учебники:
· Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика: для высших и сред. учеб. завед. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д : Феникс, 1995. С. 86-104.
· Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студ. вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2003. С. 76-92.
· Орфоэпический словарь русского языка. Желательно издание после 2000 г.
· Используйте данные портала «Грамота.ру» или «www.slovary.ru».
ЧАСТЬ II. ТЕМА: Стилистический аспект культуры речи
Цель: получение системного представления о функциональных стилях речи и их особенностях.
Вопросы для понимания:
1. Разговорная речь в системе функциональных стилей. 2.Научный стиль.
3. Публицистический стиль. 4. Официально-деловой стиль.
Контрольные вопросы и задания (письменно):
№1. Определите, в каком из писем используются характерные признаки книжного стиля. Охарактеризуйте их уместность:
А) «Дорогая Любаня! Вот уже и весна скоро, в скверике, где мы с тобой познакомились, зазеленеют листочки. А я люблю тебя по-прежнему, даже больше. Когда же наконец наша свадьба, когда мы будем вместе? Напиши, жду с нетерпением. Твой Вася»;
Б) «Уважаемый Василий! Действительно, территория сквера, где мы познакомились, в ближайшее время зазеленеет. После этого можно будет приступить к решению вопроса о бракосочетании, так как время года весна является порой любви. Л. Буравкина».
№2. Отметьте предложения, предпочтительные для научного стиля. Выбор обоснуйте.
· а) Когда я исследовал ..., то обнаружил.
б) При исследовании... было обнаружено.
· а) Автор этой работы думает, что...
б) Автор этой работы полагает, что
· а) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150-200 и больше. Дуб развивает мощную крону. Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях.
б) На краю дороги стоял дуб... Это был огромный, в два обхвата, дуб с обломанными давно, видимо, суками и обломанной кроной, заросшею старыми болячками.
№3. Оформите в виде аналитической таблицы вопрос о функциональных стилях речи, охарактеризовав указанный стиль по следующим параметрам:
стиль | характерные черты стиля | жанры |
научный |
№4. Определите, к какому стилю принадлежат тексты.
Варианты ответов: 1.официально-деловой, 2. разговорный, 3. публицистический, 4.научный.5.художественный.
Текст А.Не всем понравилось, что религии поделены на традиционные и нетрадиционные. А также что вводился пятнадцатый ценз на регистрации тех конфессий, которые как грибы возникают на территории России. В России сегодня действует огромное количество зарубежных церквей, приходов и сект, деятельность многих из которых носит тоталитарный и деструктивный характер. Они применяют методики зомбирования и гипноза. Прибегают к помощи психотропных средств. Таким образом подавляется личность. Пользуясь нашими трудностями, они покупают души русских людей путем раздачи бесплатной литературы, приглашений за границу. Активно проникают в учебные заведения. (Из интервью с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым. Профиль, 1997. №35)
Текст Б.
А. — Таня, а там все мясо провернутое?
Т. — Там в миске, да.
А. — Так... Я тогда все и возьму. У вас, Тань, молочный (магазин) стал какой-то кошмарный.
Т. — Да.
А. — И молока нет, и сырков там не найдешь. Ужас!
Т. (ребенку) — Сейчас супчик будем есть.
А. — Как пить хочется. А? И никак открыть не могу. Что это такое? (В. берет сифон)
В. — Резинка тут засосалась. Ты гляди. А? Как засосалась! Ну что ж это такое, а?
А. — Витусь! Ну что, никак не выходит, да?
В. — Ты гляди, как засосалась!
А. — Ты из воды-то вынь.
В. — Сейчас мы его... Вот так... Ну во-о-т.
Базовые учебники:
· Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика: для высших и сред. учеб. завед. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д : Феникс, 1995. С. 8-44, 107-111.
· Казарцева О. М.Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / О.М. Казарцева. - 5-е изд. - М. : Флинта; Наука, 2003. С. 330-383.
· Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студ. вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2003. С. 166-177.
· Русский язык и культура речи: учеб. для студ. вузов / ред. Максимов В.И. - М. : Гардарики, 2008. С. 73-92, 148-208.
·