ПРАКТИКУМ по устной коммуникации и культуре речи

Задания и упражнениявыполняются самостоятельно или в ходе практических занятий. Часть из них предлагаются в качестве домашнего задания и затем в письменном виде представляются преподавателю для проверки (эти упражнения помечены знаком *; для зачета надо выбрать не менее 3 заданий; при этом задание 16 является обязательным для всех).

Упр.1*. Составьте текст речи о себе («Моя визитная карточка»). Постарайтесь сделать ее оригинальной, яркой, ироничной. Объем –1 стр. машинописного текста.

Упр.2. Придумайте оригинальное начало речи (2-3 вступительных фразы) на «скучную», избитую тему, например:

· Без труда не вынешь и рыбки из пруда;

· Ученье – свет;

· Курение вредит здоровью;

· Хорошая посещаемость занятий – залог успешной учебы;

· Правила дорожного движения надо соблюдать;

· Если хочешь быть здоров – закаляйся.

Упр.3.* Составьте развернутый план-конспект пятиминутного выступления в дискуссии на одну из тем (по выбору):

· Что важнее – экономика или культура?

· «Преддверие учености есть познание языков» (А.Радищев);

· Телевидение – окно в мир или ящик для идиотов?

· Почему наши политики так плохо говорят?

· Чего нам недостает, чтобы стать цивилизованной державой?

  • В чем причина многочисленных межнациональных конфликтов в наше время?
  • Высшее образование в России: проблемы и пути их решения

Упр.4* Подготовьте рекламу своего факультета (вуза, специальности, предмета «Деловые коммуникации» - по выбору). Объем – не более 1 страницы.

Упр.5*. В течение недели проанализируйте речь популярных политиков, теле- или радиоведущих, зафиксируйте возможные речевые ошибки и прокомментируйте их на практическом занятии. Для анализа подойдут также тесты популярных песен и устная речь студентов Вашей группы.

Упр 6.* Посмотрите одну из общественно-политических телепередач разговорного жанра и проанализируйте типичные примеры нарушения этики в процессе публичного спора. Подготовьте краткое сообщение для практического занятия.

Упр.7*. В процессе анализа телевизионных передач (по Вашему выбору) отметьте наиболее типичные ошибки в использовании участниками и ведущими невербальных средств общения.

Упр.8. Опираясь на перечень приемов стимулирования внимания и интереса, проведите в течение нескольких учебных дней анализ работы Ваших преподавателей (какие приемы использовались, сколько приемов было использовано за одно занятие, каковы результаты).

Упр.9.Объясните, чем отличаются друг от друга данные паронимы:

- артистический – артистичный - туристский – туристический
- основать – обосновать - трагичный – трагический
- реальный – реалистичный - невежа – невежда
- соседний – соседский - типичный – типический
- дельный – деловой - деловитый - одевать – надевать
- командированный – командировочный - осложнять – усложнять
- патриотичный - патриотический - представить – предоставить
- завладеть – овладеть - усвоить – освоить
- персона – персоналия - демократический - демократичный

Упр.10*. Проверьте Ваше знание значений заимствованных слов: подберите к ним русские синонимы или объясните их значение:

-антагонизм - концепция -эрудиция
- интерпретировать - обструкция - кворум
-коалиция - приоритет - лейтмотив
- игнорировать - демагогия - экстравагантный
- радикальный - эквивалент - резюме
- лояльный - авангард - филантропия
- педантичный - компромисс - адекватный
- конфиденциальный - аннулировать - виртуозный
- индифферентный - дефект - импозантный
- нивелировать - дилемма - спонтанный
- эволюция - альтернатива -корректный
- иммунитет - конъюнктура - номинальный
- схоластичный - кардинальный - ассимилировать

Упр.11*. Отредактируйте следующие фразы. Будьте готовы устно пояснить, какие языковые нормы были нарушены:

1. Завтра первое боевое крещение нашей команды КВН.

2. Его речь оказала сильное впечатление на всех.

3. Уровень их подготовки заставлял желать лучшего.

4. Мы опоздали к обеду, и еда уже остыла и утратила свои вкусовые качества.

5. В обсуждении принял участие зав.кафедры менеджмента.

6. Мы надеемся, что Вы более поподробнее расскажете об этом.

7. Покупательница попросила дать ей примерить правый туфель.

8. Олег заболел и не сумел прийти на концерт.

9. Мы договорились встретиться где-то в районе 17 часов.

10. В подготовке концерта принимало участие порядка 30-ти человек.

11. Пришел главбух, велел всем поставить в ведомости росписи и получить деньги.

12. Хотелось бы, чтобы на эти проблемы конференция дала четкий и ясный ответ.

13. Благодаря учебе наш кругозор повысился.

14. Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности.

15. Во время отпуска большинство времени он провел на пляже.

16. Есть и много других факторов, которые нужно решить.

17. Говорил он сумбурно, трудно было уловить главную суть.

18. Мы его видели в анфас и в профиль.

19. На выполнение этого задания студентам потребовалось более двух часов времени.

20. В нашем районе отвратительные климатические условия.

21. Зима в этом году не заставила ждать.

22. Большая половина аудиторий была отремонтирована еще летом.

23. Мне пришлось дважды переписать свою автобиографию

24. Каждому хотелось поднять тост за здоровье именинника

25. Можно ожидать роста экономики в следующем году.

26. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности

27. Стабилизация курса рубля предполагается в апреле месяце.

28. Я ужасно волнуюсь: завтра бракосочетание моей лучшей подруги.

29. Свободные вакансии образовались вследствие неправильной кадровой политики.

30. Страна должна знать по именам своих лучших профессионалов

Упр.12. Прочитайте упражнение вслух и укажите, в каких словах сохраняется старомосковское произношение (-чн- как [ШН]):

Конечно. Съемочный. Ильинична. Скучно. Закадычный. Яичница. Горчичник. Сердечный приступ. Конечная остановка. Сердечный друг. Поточный. Яблочный. Нарочно. Нарочный. Кузьминична. Лодочник. Двоечник. Девичник. Булочная. Подсвечник. Ключница. Шапочное знакомство. Беспечный. Полуночник. Тряпичница. Порядочный человек. Мелочный. Прачечная. Чтобы. Сливочный. Молочник. Встречный. Скворечник. Будничный. Ничтожный. Никитична. Копеечный. Войлочный. Беспорядочный. Очечник.

Упр.13*.Укажите, какой звук, [Ё] или [Е], произносится в следующих словах:

Афера. Безнадежный. Белесый. Бытие. Внесенный. Включенный. Гололедица. Гравер. Гренадер. Грубошерстный. Дареный. Длинношерстный. Желчь. Жернов. Житие. Завороженный. Заем. Замороженный. Засоренный. Истекший. Крестный ход. Крестный отец. Маневр. Наем. Недоуменный. Никчемный. Новорожденный. Одноименный. Озлобленный. Опека Осетр. Острие. Осужденный. Первоочередной. Планер. Поблеклый. Приземистый. Приобретенный. Прирученный. Проведенный. Раздробленный. Свекла. Согбенный. Хребет. Шерстка. Шофер – шоферы. Щепоть.

Упр.14.Объясните значение крылатых выражений, восходящих к библейским и евангельским текстам:

Алчущие и жаждущие. Альфа и омега. Вавилонское столпотворение. Вкушать от древа познания добра и зла. Возвращается ветер на круги своя. Всякой твари по паре. Глас вопиющего в пустыне. Египетские казни. Запретный плод. Земля обетованная. Златой телец. Ирод. Иудин поцелуй. Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам. Камень преткновения. Кесарю кесарево. Козёл отпущения. Краеугольный камень. Лепта вдовицы. Манна небесная. Не сотвори себе кумира. Неопалимая купина. Нет ни эллина, ни иудея. От лукавого. Песнь песней. Притча во языцех. Смертный грех. Содом и Гоморра. Соль земли. Суета сует и всяческая суета. Тридцать сребреников. Тяжелый крест. Умывать руки. Фиговый листок. Хлеб насущный. Чечевичная похлебка. Юдоль плача.

Упр.15. Объясните, как Вы понимаете иностранные выражения, используемые в русской речи:

Alma mater. Alter ego. A priori. À propos. Beau monde. Carte blanche. Cherchez la femme. Comme il faut. Curriculum vitae. Dolce far niente. En face. Enfant terrible. Et cetera. Ex libris. Finita la commedia. Force majeure. Gaudeamus igitur. Happy end. Homo sapiens. Idée fixe. In vino veritas. Mauvais ton. Nature morte. Nota bene. Perpetuum mobile. Persona non grata. Post scriptum. Pro et contra. Quo vadis? Rendez-vous. Sine cura. Status quo. Terra incognita. Tête-à-tête. Urbi et orbi. Vis-à-vis.

Упр. 16*. Используя современные словари русского языка, проверьте, правильно ли Вы произносите следующие слова и словосочетания:

1. Aвгустовский. Адюльтер. Алфавит. Аналог. Анатом. Аноним. Афера.

2. Баловать, балованный. Банты, бантов. Безудержный. Бензопровод. Блага. Благовест. Блокировать. Бравурный. Бухгалтеры - бухгалтеров. Бытие. Бюллетень, бюллетеня.

3. Валовой доход. Вандал. Вероисповедание. Включен, включена. Внесенный. Воспринять. Вручен, вручена. Втридорога.

4. Газопровод. Генезис. Гербы, гербов. Гордиев узел. Горчичник. Гражданство. Грейпфрут. Гренадер. Гротеск. Грошовый. Гусеничный. Гусь, гуся.

5. Давнишний. Движимое имущество. Двоечник. Девичник. Демпинг. Денонсация. Дерматин. Дефис. Дивиденды. Диспансер. Дистиллированная вода. Догмат. Договор, договоры. Договорные отношения. Досуг. Духовник.

6. Еретик. Жалюзи. Жернов. Жестяной. Житие. Завидно. Завороженный. Заем. Закупорить. Засоренный. Звонит, звонят, звонишь. Знамение.

7. Идентификация. Идефикс. Иерархия. Избалованный. Изыск. Иконопись. Индустрия. Инсинуация. Инсценированный. Инсульт. Инцидент. Исковая давность. Истекший период. Исчерпать.

8. Каталог. Каучук. Квартал. Кладовая. Компрометировать. Конечно. Конфиденциальный. Кооптация. Корысть. Крапива. Красивее. Красивейший. Крем, кремы. Кухонный.

9. Лазер. Ломоть. Маневры. Маркетинг. Мельком. Менеджмент. Мизерный. Мотивированный. Мусоропровод. Наголо. Наем. Намерение. Нарочно. Национальное меньшинство. Недоуменный. Недоимка. Недуг. Некролог. Ненормированный рабочий день. Никчемный. Новорожденный. Нормирование труда.

10. Обеспечение. Облегчить. Ободрить. Община. Оговор. Одновременный. Озорничать. Опека. Оптовый. Оседлый. Острие. Осужденный. Отрочество.

11. Паевое общество. Памятуя, памятовать. Пантеон. Партер. Пеня. Пережитое. Переосмысление. Перипетии. Плагиат. Планер. Платежеспособный. Плебисцит. Пломбировать. Подбодрить. Поденщик. Порядочный. Похороны. Предвосхитить. Презумпция. Премировать. Прибыль, прибылей. Привилегированный. Принудить. Прирост. Прирученный. Пустячный. Пуловер.

12. Разлученный. Разношерстный. Ракушка. Резюме. Реквием. Свекла. Скворечник. Сирота, сироты (мн.ч.). Скучный. Сливовый. Сложенный (о фигуре). Соболезнование. Совестливый. Созыв. Спиртовой. Средство, средства (мн.ч.). Статут. Статуя. Столяр. Судно.

13. Таможня. Танцовщица. Творог. Терапевт. Тигровый. Товарищество. Толика. Торт, торты, тортов. Туфля, туфли (род.п.), в туфлях. Тяжба. Уведомить. Углубить. Угорь, угря. Украинец, украинский, Улика. Умерший. Уполномочивать. Упрочение. Уставный фонд. Усугубить.

14. Факсимиле, факсимильный. Фанера. Фарватер. Фарфор. Феномен. Фетиш. Форсировать. Фортель. Ханжество Хаос. Хлопковый. Ходатай, ходатайство. Хозяева. Холеный. Хребет. Христианин.

15. Цемент. Цилиндровый. Цыган. Черпать. Черстветь. Чистильщик. Шасси. Шерстка. Шинель. Шофер, шоферы. Щавель. Щеголь, щегольской. Щепоть. Экскурс. Экслибрис. Эксперт, экспертный. Эпиграф. Эскорт. Юрисконсульт. Юродивый. Языковой барьер. Языковая подготовка. Яичница. Ясли, яслей.

Упр.17.Научитесь без запинки, четко и в хорошем темпе произносить следующие скороговорки:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

К Габсбургам из Страсбурга.

У ёлки иголки колки.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Проворонила ворона воронёнка.

Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Купи кипу пик. Пик кипу купи.

Гонец с галер сгорел.

Хвалю халву (3 раза).

Либретто «Риголетто» (3 раза).

Оса боса и без пояса.

Король – орёл, орёл – король (3 раза).

Расскажите про покупки. – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Рододендроны из дендрария.

В Чите течёт Читинка.

Пóлили ли лилию? Видели ли Лидию?

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

От топота копыт пыль по полю летит.

Взлёт вслед взводу.

Крик и клёкот (3 раза).

Мрак в Кунсткамере.

Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Три щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Осип охрип, Архип осип(3 раза).

Орёл на горе, перо на орле.

Фаворит всегда в сапфирах.

Для ежедневных тренировок («артикуляционной гимнастики») самостоятельно подберите 5-6 наиболее трудных для Вас скороговорок и научитесь произносить их в разном темпе и с различными интонациями, изображая гнев, радость, удивление, иронию, страх, торжество, насмешку, презрение и т.п. Помните, что в работе со скороговорками главное не механическое быстрое воспроизведение, а передача смысла этих текстов с должным произношением.

Упр. 18.

А. Отрабатывайте выразительность речи, произнося фразу с разными интонациями:

1. Здравствуйте! (Официальность, радость, угроза, упрек, равнодушие, гнев, восторг). 2.Умница! Молодец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев). 3. Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев). 4.Спасибо, как это вы догадались! (искренность, восхищение, гнев). 5. Вы поняли меня? (доброжелательность, учтивость, официальность, угроза). 6. Это я! (радость, виноватость, торжество, угроза).

Б. Произнесите фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл при помощи интонации:

1. Рад Вас видеть. 2.Спасибо за заботу.3. Я в восторге. 4. Приятно было с Вами поговорить. 5. Спасибо за комплимент. 6. Мне это очень нравится.

Упр.19. Научитесь тренировать речевое дыхание и изменять высоту голоса на стихотворных текстах, написанных гекзаметром, например, на этом отрывке из «Илиады» Гомера:

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростёр их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), -

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный. (Перевод Н.Гнедича)

Упр.20.Прочитайте вслух стихотворение В.Брюсова, добиваясь ясного и выразительного звучания; следите за дикцией, дыханием, интонацией. Особое внимание обратите на внятное произношение окончаний слов.

БУРЯ С БЕРЕГА

Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

Упр.21.Тренируйте сложные сочетания слов в отдельных словах:

артикуляционный нечленораздельный

безнравственный объездчик

беспрецедентный подстраховываемый

брандспойт хлёстче

времяпрепровождение синхрофазотрон

диверсификация статистический

кунсткамера эксплуатационный

экзистенциализм овеществленный

элеутерококк электроэнцефалограмма

Упр.22.Тренируйте стыки согласных в словосочетаниях:

вождь талантлив лёд тонкий

гладь дорожная галоп быстрый

грунт тающий дух ханжества

дверь резная меч фокусника

рёв бури улов фантастический

скорбь повсеместная флаг государства

[1] Вся основная литература имеется в библиотеке МосГУ, в том числе в электронной библиотечной системе IPRbooks (доступ по логину и паролю)

Наши рекомендации