В). Прочитайте скороговорки согласно заданию.

1.Реплика – вопрос – утверждение.

2. Реплика – вопрос – сомнение.

3. Реплика – вопрос – удивление.

4. Реплика – вопрос – восхищение.

Например:

Яблоко от яблони недалеко падает.

Яблоко от яблони недалеко падает?

Ответная реплика – утверждение: «Да, это, действительно, так!» Яблоко от яблони недалеко падает! (утверждаете вы наиболее важную информацию, снимаете все сомнения).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ ЗАЧЕТА

1. История античной риторики.

2. Ораторское искусство Древней Греции.

3. Красноречие Древнего Рима.

4. Особенности ораторского искусства в Средние века.

5. Особенности ораторского искусства в Новое время. Неориторика.

6. История русской риторики.

7. Категории риторики.

8. Роды красноречия.

9. Жанры ораторской речи.

10. Законы общей риторики.

11. Правила слушания и говорения.

12. План устного выступления.

13. Композиция публичного выступления.

14. Нормативный аспект культуры речи.

15. Этические нормы речевой культуры.

16. Технологии эффективной речевой коммуникации.

17. Техника речи.

18. Риторические фигуры.

19. Тропы.

20. Стили русского языка.

ТЕМЫ УСТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЛЯ ЗАЧЕТА:

(40 тем)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕЧИ:

1. Общение, его виды.

2. Спор, но не ссора (как уходить от ссоры).

3. Средство выражения согласия в дискуссионной речи.

4. Просьба – совет – требование (что нужно сделать, чтобы твою просьбу выполнили)

5. Средства выражения отказа.

6. Вежливо – невежливо – грубо (вежливость – в чем она состоит).

7. Поздравление как текст.

8. Застольные речи (кратко, искренне, остроумно).

9. Штампы в нашей речи (современные клише и штампы).

10. Аналогия как средство доказательности (когда аналогия помогает убедить слушателей).

11. Притчи, рассказы, анекдоты в современных речах – яркое средство убедительности.

12. Женская речь, ее особенности.

13. Учебные книги по риторике 18-19 веков: содержание, способы преподнесения материала, задачи и упражнения, иллюстративный материал (краткий обзор учебников и анализ одного).

14. Что такое информированная речь.

15. Что такое агитационная речь. Доводы и план агитационной речи.

16. Мудрость. Мудрецы.

17. Место текста в системе языка.

ВООДУШЕВЛЯЮЩИЕ, или ТОРЖЕСТВЕННЫЕ РЕЧИ:

1. Речь на презентации фирмы.

2. Речь на митинге, посвященном 9 мая.

3. Торжественная речь по случаю годовщины изобретения вентилятора (телефона, телевизора).

УБЕЖДАЮЩИЕ, или АГИТАЦИОННЫЕ РЕЧИ:

1. МГУ ПС – один из лучших университетов страны.

2. Орифлэйн (Фаберлик, Мэри Кэй и т. д.) – лучшая косметика в мире.

3. Вступайте в ряды «зеленых»!

4. Все понять – значит простить.

ОБВИНИТЕЛЬНЫЕ РЕЧИ:

1. Порицание красоте.

2. Речь руководителя фирмы к недобросовестному сотруднику.

ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ:

1. Речь-поздравление руководителя фирмы своему сотруднику (сотруднице).

2. Речь на открытии выставки фирмы-сопернице.

ТРАУРНЫЕ:

1. Речь надгробная.

2. Речь на открытии памятника.

ПОХВАЛЬНЫЕ РЕЧИ:

1. Благодарственное слово хлебу.

2. Хвалебное слово

3. Похвала зеркалу.

4. Похвальное слово ошибке.

5. Хвала журналистике.

6. Похвальное слово мусорному ведру.

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ РЕЧИ:

1. Погода в средней полосе России.

2. Двое дерутся – третий лишний.

3. Чтобы быть остроумным, надо каждый день мыть ноги.

4. Речь за праздничным столом.

Критерии оценки устного выступления студента:

1. На какие знания опирается оратор, вырабатывая свою позицию? Какова эта позиция?

2. Проявилось ли в выступлении оратора знание противоположной позиции или позиций по рассматриваемой теме и отношение к этой позиции?

3. Какая цель стояла перед оратором? Была ли сформулирована задача речи и можно ли определить сверхзадачу?

4. Знает ли автор, какие настроения царят в данной аудитории по отношению к предмету речи? Как отразились эти настроения на его речи?

5. Удачна ли структура речи? Не было ли повторов? Не пропущены ли существенные составляющие тезиса?

6. Какие аргументы приводил оратор в доказательство своего тезиса? Достаточно ли логично и убедительно было построено это доказательство? Тактично ли вел себя оратор по отношению к аудитории? Учитывал ли ее психологию?

7. Какие иллюстрации использовал автор? Достаточно ли их было или слишком много? Были ли среди них неудачные или не работающие на целевую установку речи?

8. Удачна ли композиция речи? Как можно оценить вступление и заключение речи, соответствие их настроению аудитории?

9. Как можно оценить образ оратора? Взаимодействовал ли он с аудиторией во время произнесения речи? Можно ли оценить это выступление как диалог?

10. Говорил ли оратор убедительно, ярко, точно, выразительно, в соответствии с литературными нормами?

11. Владел ли оратор голосом, соблюдал ли паузы, делал ли логические ударения? Каковы были тон, темп речи, жесты, мимика, поза оратора?

12. Какие пожелания можно высказать оратору, с тем, чтобы он совершенствовал свое риторическое мастерство?

Примерные

Наши рекомендации