Язык, речь, ее развитие, языковая личность
Все изучение языка во всех его проявлениях имеет целью овладение им для речи, для общения, для мысли, для познания, для связи поколений, для самосознания, наконец. Ибо язык – это школа становления и развития личности.
Речь – школа социальной жизни, постоянно включающая ребенка в систему отношений между людьми, в познание, в разнообразие жизни. Это видели и подчеркивали крупнейшие лингвисты: М. В. Ломоносов, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба, A. M. Пешковский. В сущности, сам язык: его система, фонетика, словарь, грамматика – изучается школьниками через речь, тексты.
Наилучшими каналами овладения богатствами языка являются виды речевой деятельности:
– слушание (аудирование) – умение воспринимать чужую устную речь;
– говорение, т. е. выражение собственной мысли в звучащем, акустическом, коде;
– чтение, т. е. восприятие, понимание чужой мысли, выраженной в графическом коде;
– письмо – выражение собственной мысли графическими кодовыми знаками.
Все это, естественно, с максимальным соблюдением норм литературного языка, всех требований культуры речи.
Но названные виды речи – это лишь внешняя речь, та сравнительно небольшая часть речевого айсберга, которая возвышается над поверхностью моря. Основная его часть, весь фундамент внешней речи – это речь внутренняя, мысленная.
А она участвует во всех видах речи внешней, ибо аудирование и чтение – это перевод слышимого и читаемого в мысль (на мыслительный код), а говорение и письмо есть переход с мыслительного кода на звучащий или графический код.
Возможно, что внешняя речь и ее развитие не есть главные, конечные задачи; главное – через виды внешней речи развить внутреннюю речь, т. е. достичь высокого уровня мышления.
Нельзя забывать при этом, что в мире внутренней, мысленной речи человек живет всегда, кроме сна или полного отдыха. Следовательно, мысль развивается не только через внешнюю речь, но и сама по себе. Причем самые трудные проблемы человек решает как раз «про себя», в мыслях. Внешняя же речь – отличный контроль, ибо мысль в ней приобретает очень строгие языковые формы!
Разностороннее овладение речью обеспечивает школа: здесь речь выполняет роль инструмента познания, учения, приобщает школьника к искусству: к литературе как искусству слова, к вокальной музыке, к театру; речь вводит школьника в общественную деятельность.
Это все сферы и организационные формы речевого, языкового развития. Школьники охотно поют в хоре, участвуют в спектаклях, выступают по школьному радио и телевидению, выпускают газеты и журналы, пишут письма, участвуют в обсуждениях книг.
Речь – это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения.
Через речь школьники включаются в творческую деятельность, в созидание новых ценностей. Стремление к творчеству характерно для школ: это мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Кто не мечтает о творчестве? В нем человек видит свой идеал счастья.
Психологи, например С. Л. Рубинштейн, признают речевой акт (точнее, речемыслительный) творчеством.
Элементы творческой деятельности в речевом развитии проходят три ступени:
а) введение творческих элементов в обычный ход учения;
б) исследование языка и речи как творчество;
в) самовыражение личности через языковое, речевое творчество – стихи, другие доступные виды искусства.
Эти ступени возвышают человека, особенно юного. Ребенок становится личностью, субъектом сознательной деятельности, социальных отношений, обогащает свой внутреннийдуховный мир.
В последние десятилетия в языкознании исследуется феномен языковой личности: это человек сквозь призму языка, речи, его языковой способности. В русле этих исследований и речевое развитие ребенка, овладение языком, речевыми механизмами, языковой культурой, и билингвизм, и индивидуальный стиль, уже начинающий формироваться в школе.
Условия успешного формирования языковой личности:
а) высокое общее развитие как результат творческой атмосферы в школе, высокой культуры и нравственности в семье;
б) развитая сфера интересов ребенка, его склонностей, увлечений;
в) высокая личностная и общественная активность, вплоть до стремления к лидерству;
г) свободное владение всеми сторонами родного языка, не менее свободное владение механизмами речи, хорошие навыки общения.