Подготовительные ступени к сочинению

В ы б о р т е м ы и в и д а с о ч и н е н и я – первая подготовительная ступень.

Это функция учителя, но последний все делает, чтобы дети выбрали тему сами. Тема может «вырасти» из прогулок, экскурсий, игр, труда, из чтения произведений литературы. Учитель может предложить список тем – дети выберут либо общую тему для класса, либо индивидуально каждый для себя. Бывают и такие темы, которые имеют общее звучание, но каждым учеником раскрываются по-своему: «Самый радостный день каникул», «Моя семья», «Моя любимая книга» и т. п.

Общая тема для класса позволяет проводить коллективную подготовительную работу: сбор материала, его обсуждение, составление плана, подбор языковых средств; индивидуальные темы в значительной степени отменяют ее. Однако с точки зрения развития и воспитания индивидуальные темы предпочтительнее.

Темы бывают широкие, обобщенные: «Весна», «Моя Родина», «Леса»; они могут быть сужены, конкретизированы, например: «Первые признаки весны», «Изменения в природе за март» (по ежедневным наблюдениям), «Подснежники», «Сегодня я видел первую бабочку!», «Весенние полевые работы» и т. п. Широкие темы дают школьнику больший простор для выбора материала, а узкие требуют большей определенности, конкретности, ибо содержание должно соответствовать теме.

Заглавие и тема не всегда совпадают: под заглавием «Весна» может скрываться и тема полевых работ, и пробуждение природы, и появление первых бабочек.

Вместе с выбором темы решается вопрос о типе речи, стиле и жанре. Так, сочинение «Изменения в природе за март», очевидно, будет описанием, причем «деловым», строгим, а не художественным (впрочем, возможен и художественный вариант, но при иной подготовке), по жанру – отчет о наблюдениях.

Деление широких тем имеет предел сужения: это микротема, которая дальше уже не делится. Текст микротомы обычно равен абзацу и даже одному предложению. Деление может быть смоделировано: Подготовительные ступени к сочинению - student2.ru

Полная тема 1-я ступень 2-я ступень Микротема

Уже при обдумывании темы следует очертить ее границы, не писать (не рассказывать) о том, что выходит за ее рамки. Так, в сочинении «Золотая осень» уместно описание солнечных, теплых дней, лесов в золотом убранстве, но совсем не по теме такая фраза: По небу плывут серые тучи или Волк уже ходит голодный, со своей волчихою выходит на дорогу.

Тему помогает раскрыть план, обычно из 3–5 пунктов; так, широкая тема «Осенью»

может иметь такое содержание, отраженное в плане:

1. Сентябрь, первые признаки осени в природе.

2. Последние полевые сельские работы.

3. Радостные дни золотой осени.

4. В нашем саду: снимаем урожай яблок и слив.

В зависимости от типа и задач сочинения детали подготовительной работы меняются, но есть общие ступени подготовки: первая – ситуация, вторая – мотивация, они порождают интерес и желание рассказать или написать. Мотивацию создают походы, прогулки, экскурсии (в музей, на выставку, в парк), участие детей в труде, поездки, переписка с другими школами, встречи с интересными людьми, посещение театра и пр. Необходимо создать у детей определенное настроение.

План – необходимая ступень любого действия, любого высказывания. Обдумывая свою речь, особенно – монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план – письменный, затем – устный, затем – мысленный. Роль плана могут выполнять картинки (серии картин) или опорные слова. В I классе план нередко дается в виде вопросов; во II классе предусматривается обучение составлению плана, он составляется коллективно; в III и в IV классах – индивидуально. В процессе составления текста сочинения план может корректироваться, это поощряется. При длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению план составляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенствоваться. С пунктами плана связывается деление текста на абзацы. Вот варианты формулировок плана:

Подготовительные ступени к сочинению - student2.ru

Время составления плана определяется видом и целью сочинения: так, план сочинения по картине составляется непосредственно перед его написанием и даже перед рассматриванием картины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рассматривания (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет.

План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно перед письмом сочинения.

План имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное значение в умственном развитии школьников. Поэтому работа над темой может быть ограничена составлением более или менее подробного плана: текст совсем не составляется или ограничивается развернутым раскрытием лишь одного из пунктов плана.

К сожалению, в школьной практике сохраняется традиция давать школьникам готовые планы сочинений, изложений. Этого делать не следует: к плану, к построению сочинения, к его композиции школьник должен прийти самостоятельно, даже с риском снижения качества. Не научившись составлять план и пользоваться им, школьник не разовьет самостоятельности мышления, не будет готов к реальным ситуациям жизни.

Н а к о п л е н и е м а т е р и а л а – вторая подготовительная ступень к сочинению.

Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенций и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, выбранной теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения. Первый вариант постоянен и непрерывен; второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, еще до выбора темы. Так, подготовку к теме «Перелетные птицы нашего края» трудно четко ограничить во времени; тема

«Погода в феврале» требует одного месяца подготовки: экскурсия в музей или на выставку продолжается не более двух часов, но изучение материалов продолжается по каталогам, проспектам, альбомам еще долгое время, нередко проводятся обсуждения, дискуссии; организуется длительное наблюдение, почти исследование, например при подготовке к теме «Как прорастает бобовое семя». Иногда само наблюдение превращается в творческий процесс, например при подготовке к сочинению «Жизнь белочки на воле и в неволе».

Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова). Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает время выступления или написания текста.

Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного.

Параллельно со сбором материала, с его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста. Напоминаем, что проговаривание всего текста перед записью нежелательно, так как оно снижает самостоятельность тех учащихся класса, которые подготовлены хуже.

Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выступление, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность. Об этом свидетельствуют примеры:

Наша Мурка

У нашей Мурки усы. Мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Мурка сыта. Она свернулась колечком, но не спит, смотрит.

(I класс)

Такое сочинение типично для детей эмоциональных, наблюдательных. Оно написано живо, отражает детскую психику, интересы детей, их образ мыслей, а также чутье языка.

Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно и тактично исправлять недостатки. Необходимо воспитывать у детей любовь к прекрасному, к живому слову.

Те из них, кто приучен лишь списывать чужое, не могут потом преодолеть психологический барьер на пути к самостоятельности.

Анализ детских сочинений

Изучение детской речи и путей ее развития в XX в. достигло значительного уровня в трудах Л. Н. Гвоздева, П. П. Блонского, Т. А. Ладыженской, C. Н. Цейтлин. Изучается фонетический строй, словарь, синтаксис, связный текст, литературно-творческие опыты. Данные исследования речи учащихся кладутся в основу критериев анализа сочинений и их оценки.

Естественно, что эти критерии должны учитывать основные требования, изложенные в предыдущих главах; они ориентированы на нормативы культуры речи, относятся также к содержанию, авторской позиции, плану и композиции, выбору слов, синтаксису, связности текста, выразительности, правописанию. Приводим здесь один из вариантов таких критериев:

1. Соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия, на каком уровне возрастных возможностей выполнена работа, достоверен ли материал, выражена ли позиция автора.

2. Логика построения, последовательность, обоснованность, аргументация, нет ли расхождений между планом и текстом, нет ли повторов или существенных пропусков, выделено ли главное, есть ли обобщения, выводы.

3. Тип речи, жанр, стиль: соотношение повествования, описания, рассуждения; коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, единство стиля; средства изобразительности.

4. Размеры сочинения: количество слов, предложений; абзацы.

5. Есть ли вступление, его оценка, тип, выполняет ли оно свою функцию; то же о заключении, концовке.

6. Характеристика построения: сюжет, действующие лица, как развивается действие; есть ли пейзажные зарисовки, есть ли юмор, диалоги.

7. Лексика: правильность выбора слов, точность их употребления, разнообразие синонимов, используются ли антонимы, экспрессивно-окрашенная лексика, есть ли фразеология, тропы.

8. Синтаксис: размеры и типы предложений, наличие сложных предложений, соотношение сочинительных и подчинительных конструкций, разнообразие конструкций; глубина фразы.

9. Есть ли индивидуальные черты, если да, то как они выразились в содержании и в языке сочинения.

10. Есть ли элементы художественности, оригинальности; если да, то какие.

11. Орфографическая, пунктуационная грамотность; каллиграфия; есть ли речевые ошибки, какова степень их грубости и пр.

Данные критерии предназначены для учителя, методиста; но в процессе общения постепенно большинство из них усваивается и детьми практически. Это одна из форм обучения, а также основание для такого приема работы, как взаимное рецензирование. Этому приему уже более ста лет, но он медленно внедряется в массовую практику.

Рассмотрим пример анализа сочинения четвероклассника:

Прогулка в парк

В середине февраля выдался ясный день. Западный ветер принес теплый воздух с Атлантического океана: температура была около пяти градусов ниже нуля.

Наш класс, взяв с собой лыжи и санки, поехал в парк Останкино. Нас встретили здесь вековые лиственницы и дубы. Деревья стояли в инее и как бы тихо перешептывались между собой...

Пройдя по аллее в глубь парка, мы увидели красивое старинное здание. Это дворец. Когда‐то и он, и парк принадлежали графу Шереметьеву, а теперь в нем музей. Перед входом – красивые колонны и статуи, все мраморное. Но мы побывали только в вестибюле музея: везде лепка, позолота, картины. Граф был сказочно богат. Он имел собственный театр, крепостных музыкантов, актеров и даже собственного композитора.

Другой раз приедем в музей без санок и лыж.

А теперь пошли в детский городок. По обе стороны аллеи лежал сугробами снег. Вдруг вспорхнула стайка воробьев, они подрались из‐за корки хлеба. На дубах сидели черные вороны и поглядывали сверху. Вот на снегу мышкин след. Это она выползала из зимней норки в поисках пищи. Весь снег в парке исполосован лыжней, вот пробежали лыжники друг за другом. А по дорожкам неторопливо прогуливаются прохожие.

В детском городке спортивные площадки засыпаны снегом, аттракционы не работают. Мы побежали к речке и сразу, сходу стали кататься на санках и на лыжах с крутых берегов. Те, кто замерзли, бегали, играли, чтобы согреться. Хохоту было много, а слез не было. Набегались, наигрались, накатались и пошли к выходу. Хорошо отдохнули, было весело, много нового узнали, увидели.

(230 слов; писали полтора урока)

В тексте сочинения учительница исправила две негрубые ошибки.

Сочинение оценено на «отлично». Анализ:

1. Тема раскрыта достаточно глубоко, уровень высокий, автор наблюдателен, описания точны, изложено спокойно, слегка иронично.

2. Содержание логично, последовательно; план – в уме, но абзацы выделены точно; повторов нет, полнота достаточная; обобщение есть, итог подведен.

3. Тип речи смешанный, с преобладанием описания и информативного материала (о Шереметьеве); жанр – очерк, стиль соответствует и жанру, и авторской позиции; изобразительных средств немного (эпитеты, тропы), но выразительность достигается точными подробностями (например, мышка, воробьи, вороны).

4. Размеры сочинения значительно превосходят норму; лексика и синтаксис разнообразны. Немало трудных слов (Атлантический, аттракционы), 6 сложных предложений, есть обособленные обороты.

5. Есть и вступление, и заключение, они безупречны.

6. Сюжет соответствует жанру, его определяет сама тема – прогулка; действующие лица – это автор и его спутники; пейзажные зарисовки отличные: есть мягкий, тонкий юмор: сценка с воробьями, слез не было, вороны поглядывали сверху.

7. Лексика подобрана правильно, почти везде точно употреблены антонимы хохот – слезы. Но есть замечание: трижды повторяется слово красивый, можно было бы воспользоваться синонимами изящный, прекрасный.

Тропы есть: нас встретили лиственницы, деревья перешептывались.

8. Размер предложений в среднем около 10 слов (обычная норма – 7 слов); 2 сложноподчиненных предложения; глубина подчинительных отношений не подсчитывалась, но коэффициент не менее 4.

9. По одному сочинению трудно определить индивидуальность автора; складывается впечатление, что его интеллект и наблюдательность высоки, есть чувство языка, вкус, чувство юмора.

10. Элементы художественности – автор как бы рисует картины: изображение парка, дворца, особенно «населения» парка – мышки, воробьев, ворон. Есть сравнения, метафоры.

11. Ошибок мало и негрубые. О почерке умолчим...

Сочинения-миниатюры

Почти всегда они – продукт свободного творчества. Подготовка к таким сочинением сводится к созданию творческой атмосферы в классе, положительных эмоций и устранение боязни неудач. Кроме того, тему выбирает сам автор. Учитель дает лишь общее направление: «расскажите о каком-то случае»; «о каком-то зверьке» и т. п. Следует также помочь детям в языковом оформлении, особенно в орфографии.

Сочинения малых форм создают непрерывность системы самостоятельного письма учащихся, служат как бы фоном для крупных сочинений и других творческих работ.

Описание картины

Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником – человеком большого таланта. Наконец, картина – искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.

Сочинения по картинам имеют свою типологию:

а) описание картины – его особенности показаны на примере картины И. И. Шишкина «Рожь»;

б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина дает толчок для их фантазии, дает как бы застывший момент жизни;

в) сочинение по серии из 2–5 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);

г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины дается в расширенном контексте;

д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображенного на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).

Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:

во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т. п.;

во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа – уметь видеть передний план, понимать композицию картины;

в-третьих, нужно улавливать идею картины, ее пафос, настроение, а неплохо бы – и манеру художника.

И. И. Шишкин в этом смысле отличный педагог. Школьники, готовясь к сочинению, выявляют:

– тему картины (что на ней изображено);

– ее композицию – расположение главного и деталей;

– действие, сюжет картины;

– впечатление от нее.

Наши рекомендации