Перечень средств диагностики

результатов учебной деятельности:

Для диагностики профессиональной компетенции, выявления уровня учебных достижений студентов используется следующий инструментарий:

1. Комплексные разноуровневые задания:

–подготовка устных выступлений перед аудиторией в различных формах монологической речи (презентационные речи, ораторика);

–написание текстов для различных типов письменной и устной речи в ситуациях профессионального и социального взаимодействия (диалог, полилог, эпистолярный жанр);

–сюжетно-ролевое моделирование (дебаты, дискуссия, полемика);

–подготовка тематических презентаций и аудиоинформации, отражающей деятельность выдающихся ораторов;

–точность выполнения упражнений речевого тренинга (дикция, орфоэпия);

–публичное выступление перед аудиторией учебной группы (художественное чтение);

2.Выполнение критериально-ориентированных тестов по отдельным разделам дисциплины, способствующих усвоению правил грамотного речевого поведения;

3. Выступление студентов на семинарах по разработанным ими темам;

4.Устный опрос студентов во время занятий;

5. Письменная работа – реферат по теме дисциплины.

6. Зачет.

Методические рекомендации по организации

И выполнению самостоятельной работы студентов

По учебной дисциплине

Самостоятельная работа направлена на углубление знаний по данной дисциплине и побуждение студентов к творческой деятельности и правильному речевому поведению. Самостоятельная работа включает следующие формы:

· подготовка к лекциям, семинарским и практическим занятиям;

· изучение учебников и учебных пособий;

· изучение и конспектирование хрестоматий и справочной литературы по литературным нормам языка и речи;

· написание тематических докладов, рефератов на проблемные темы современной речевой коммуникации;

· участие студентов в составлении тестов речей для научной дискуссии;

· выполнение творческих заданий (написание речей - спичрайтинг), письменная подготовка к интервью, собеседованию, самопрезентации и др.;

· создание схем (денотатный граф), наглядных электронных презентаций по изучаемым темам;

· занятия в библиографическом отделе библиотеки по сбору материалов для дискуссий, дебатов, написания речей и др.

· репетиции художественного чтения стихов и выступлений с публичной речью;

· самостоятельный тренинг техники речевой деятельности;

Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее исполнением. Формы контроля самостоятельной работы: собеседование, проверка индивидуальных графических заданий (денотатный граф) и письменных текстов (тексты публичных речей, деловых писем), консультирование студентов по созданию мультимедийных презентаций и выбору материала для художественного чтения.

Тематика семинарских занятий

1. Процесс коммуникации и существующие модели семиотической коммуникации. Инновационные формы современной групповой деловой коммуникации;

2. Особенности устно-речевой коммуникации менеджера социально-культурной сферы;

3. Риторика в современной речевой коммуникации и принципы эффективной неориторики;

4. Эволюция ораторского мастерства: мастера красноречия России и Беларуси;

5. Речевая культура и культура речи. Культура спора и коммуникативные барьеры;

6. Норма - центральное понятие теории культуры речи: функциональные стили речи и их использование;

7. Виды современной словесности и особенности художественного чтения.

Базовые учебники

Трусь А.А. Публичные выступления: психологический аспект: Учеб. пособие / А.А. Трусь. – Минск: Элайда, 2011. – 152с.

Порубов Н.И. Риторика : учебное пособие для студентов вузов / Н.И. Порубов.- Минск: Вышэйшая школа, 2004.- 352с.

Логика и риторика: Хрестоматия / В.Ф. Берков [и др.]; под общ.ред. Я.С. Яскевич. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – С.394-624.

Зубра, А.С.Ораторское искусство / А.С. Зубра. – Минск: Дикта, 2010.- 248с.

Кузнецов, П.И. Копирайтинг & спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии / П.А. Кузнецов. – ИМ.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2012. – С. 87-161.

Вопросы к семинарским занятиям

(для стационарного обучения)

Семинар 1

1. Разнообразие научных подходов к феномену коммуникации.

2. Характеристика структурных мадэлей коммуникации (модели Аристотеля, Шеннона - Уивера, и др. линейные модели коммуникации).

3. Какие существуют нелинейные модели коммуникации?

4. Какие модели коммуникации (прикладные) используются в решении специальных задач?

5. Типологии коммуникации (классификация)

6. Понятие и типология коммуникационных барьеров.

7. Раскройте понятия «Коммуникативная среда» и «сферы коммуникации», «дискурс».

8. Основные требования к устно-речевому стилю в деловой коммуникации.

9. Что такое коммуникативная компетентность и какие коммуникативные качества необходимы менеджеру СКД?

Семинар 2

1. Коммуникативные функции речи (констатирующая, вопросительная, аппелятивная, экспрессивная, контактоустанавливающая, эстетическая и др.).

2. В чём выражается регламентированностьречевого взаимодействия в служебной сфере (речевой этикет)?

3. Охарактеризуйте структуру и стили общения.

4. Какие существуют устные и письменные формы речевого общения и в чём их особенности?

5. Каковы функции языка и социальные формы его существования?

6. Какие социально-культурные процессы в обществе определяют изменения в значениях слов?

7. Какие проблемы речи стали особенно актуальны в последнее десятилетие?

8. Какой выход из создавшегося положения можно предложить для повышения культуры речи в обществе?

Семинар 3

1. Какие формы группового общения существуют в служебной сфере?

2. Охарактеризуйте методы аргументирования.

3. Какие существуют виды современной словесности?

4. Какие приёмы и способы, призваны активизировать внимание аудитории?

5. Выявите особенности полилогической коммуникации.

6. Охарактеризуйте традиционные жанры устно-речевой коммуникации (публичные речи, интервью, комментарий, консультация).

7. Охарактеризуйте специфические жанры устно-речевой коммуникации в коммуникации (спор, дискуссию, полемику, дебаты, прения).

8. Назовите элементы техники и культуры речи.

Семинар 4

1. Выявите значение риторики в современной речевой коммуникации

2. Раскройте содержание классической триады: «этос-логос-пафос»

3. Охарактеризуйте выразительные средства речи(риторические фигуры, тропы и др.)

4. Характерные особенности и виды и цели научного стиля

5. Характерные особенности и виды и цели публицистического стиля

6. Характерные особенности и виды и цели художественного стиля

Семинар 5

1. Какова жанрово-тематическая типология речей?

2. Какие персоналии в истории риторики вам известны?

3. Какие мастера красноречия вам известны в истории риторики Беларуси?

4. Каков вклад гомилетики и судебного красноречия в развитие теории и практики красноречия?

5. В чём особенности неориторики?

6. Что изучают разделы классической риторики (инвенция, диспозиция и др.)?

7. Какие существуют элементы речевой выразительности?

8. Кто развивал художественное чтение как самостоятельный вид искусства?

Семинар 6

(может проходить в форме обсуждений, дебатов, дискуссий)

1. Охарактеризуйте субъекты и объекты публичного выступления (оратор и аудитория)

2. Дайте определение что такое «публичное выступление», «презентация». Раскройте характеристики публичного выступления (процессуальная, результирующая и инструментальная)?

3. Презентация как частный случай публичного выступления

4. Какое влияние оказывает имидж на процесс речевой коммуникации презентатора и оратора?

5. Что такое речевая культура и какова её роль в формировании имиджа государства?

6. Особенности невербальных отношений в процессе межкультурной коммуникации.

7. Особенности вербальных отношений в процессе межкультурной коммуникации (обращение к высоким особам, оратория).

Семинар 7

(может проходить в форме обсуждений, дебатов, дискуссий)

ЛИТЕРАТУРА

Основная

16. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров / В.И. Андреев. – Казань: Пресс, 2002.-178с.

17. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учеб. пособ. / Г.В. Бороздина.–М.: ИНФРА-М, 2000, -224с.

18. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 574с.

19. Голубев, В.Л. Риторика: ответы на экзаменационные вопросы. / В.Л. Голубев. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 224 с.

20. Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Найденина. –М.: ИНФРА-М, 2007. – 118с.

21. Каляда, А. А. Сценічная мова / А.А. Каляда. – Минск: Асар, 1995.- 269с.

22. Карнеги, Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на других людей, выступая публично. Пер. с англ. / Д. Карнеги. – Киев: Наукова думка, 1993. – 492с.

23. Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании: материалы II Междунар. Науч. практ. конф., 13-14 нояб. 2008 г., Минск / ред. совет: А.В. Рубанов (пред.) [и др.]. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2008. –256 с.С.35-39; С.110-111; С.150-151; С.153-161; С.163-164; С.220-222.

24. Кудреватых, И.П. Риторика: учеб.пособ. / И.П. Кудреватых. – Минск: ГЭНИ ЗАО «ВЕДЫ», 1997. –56с.

25. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 345с.

26. Кузнецов, И.Н. Риторика / И.Н. Кузнецов. – Минск: Высш. шк., 2000. – 464с.

27. Кузнецов, П.И. Копирайтинг & спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии / П.А. Кузнецов. – ИМ.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2012. – 260с.,С . 87-195.

28. Лебедева, М.М. Уметь вести переговоры / М.М. Лебедева. – М.: ИНФРА-М, 1991. – 256с.

29. Логика и риторика: Хрестоматия / В.Ф. Берков [и др.]; под общ.ред. Я.С. Яскевич. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 624с.

30. Львов, М.Р. Риторика: учеб.пособ. / М.Р. Львов. – М.: Academia, 1996. -256с.

31. Михайличенко, Н.А. Риторика / Н.А. Михайличенко. –М.: Academia, 2004. – 96с.

32. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. – М.: Academia, 1991.- 212с.

33. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники/ А.Ю. Панасюк. – М.: Омега – Л, 2007. – 266с. С. 38-67.

34. Плещенко, Т.П.Стилистика и культура речи. Практические занятия: учеб. пособие для студентов вузов/ Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; под общ.ред. П.П. Шубы. – Минск: ТетраСистемс, 1999. –304с.

35. Рудь, Л.Г. Культура речи: учеб.пособие / Л.Г. Рудь, И.П. Кудреватых, В.Д. Стариченок: под общ. ред. В.Д. Стариченка. – Минск: Высш. шк., 2005. – 271 с.

36. Трусь А.А. Публичные выступления: психологический аспект: Учеб. пособие / А.А. Трусь. – Минск: Элайда, 2011ю – 152.

Дополнительная

17. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.А. Колесов. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. –240с. С. 3-28.

18. Гестеланд, Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Маркетинговые исследования, ведение переговоров, менеджмент в различных культурах / Р. Гестеланд. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2004.– 276с.

19. Каляда, А. А. Слоўнік акцёра і рэжысёра / А.А. Каляда. – Минск: Асар, 1995.- 269с.

20. Козлова, В.Г. Костюм как знаковая система / В.Г. Козлова. – М.: Academia, 1980. -435с.

21. Котович, О. Золотые правила народной культуры / О. Котович, Я. Крук. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – 584с.

22. Пиз, А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. Пер. с англ./ А. Пиз. –Новгород:Браво, 1992. – 267с.

23. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Пер. с англ. / Поль Л. Сопер. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 448с.

24. Русская риторика: Хрестоматия/ сост. Л.К. Граудина. –М.:, Новое знание, 1996. –556с.

25. Слемнев, М. Диалектика спора/ М. Слемнев. –Минск:Юнипак, 2000. – 322с.

26. Савостьянов, А.И. Общая и театральная психология: учеб.пособие / А.И. Савостьянов. – СПб.: КАРО, 2007. - 256 с. С. 137-212.

27. Федосеев, П.Н. Об искусстве полемики / П.Н. Федосеев. –М.:Народное образование, 2004. – 236с.

28. Хазачеров, Т.Г. Общая риторика / Т.Г. Хазачеров Т.Г., Я.С. Ширина.–Ростовн/Д, Феникс,2005. –320с.

29. Ханин, М.И. Практикум по культуре речи / М.И. Ханин.– М.: Новое знание, 2009. – 167с.

30. Шейнов, В.П. Психология и этика делового контакта / В.П. Шейнов. –Минск: Асар, 1996. – 341с.

31. Шостом, Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор/ Э. Шостом. –Минск: Асар,1992. – 328с.

  1. Южин,В.И.Энцклопедия этикета / В.И. Южин. – М.: РИПОЛ классик, 2008. - 640с. С.96-181.

ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ:

РАЗДЕЛ 2: РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (РИТОРИКА)

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С.12-274с.

2. Голубев, В.Л. Риторика: ответы на экзаменационные вопросы. / В.Л. Голубев. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 224 с.

3. Гойхман, О.Я. Основы речевой коммуникации / О.Я. Гойхман, Т.М. Найденина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 118с.

4. Каляда, А. А. Сценічная мова / А.А. Каляда. – Минск: Асар, 1995.- 269с.

5. Карнеги, Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на других людей, выступая публично. Пер. с англ. / Д. Карнеги. – Киев: Наукова думка, 1993. – 292с.

6. Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании: материалы II Междунар. Науч. практ. конф., 13-14 нояб. 2008 г., Минск / ред. совет: А.В. Рубанов (пред.) [и др.]. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2008. –256 с.С.35-39; С.110-111; С.150-151; С.153-161; С.163-164; С.220-222.

7. Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С.135-247.

8. Кузнецов, И.Н. Риторика / И.Н. Кузнецов. – Минск: Высш. шк., 2000. – С. 64-78, С. 147-233.

9. Кузнецов, П.И. Копирайтинг & спичрайтинг. Эффективные рекламные и PR-технологии / П.А. Кузнецов. – ИМ.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2012. – С. 87-161.

10. Лебедева, М.М. Уметь вести переговоры / М.М. Лебедева. – М.: ИНФРА-М, 1991. – 256с.

11. Логика и риторика: Хрестоматия / В.Ф. Берков [и др.]; под общ.ред. Я.С. Яскевич. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – С.394-624.

12. Михайличенко, Н.А. Риторика / Н.А. Михайличенко. –М.: Academia, 2004. – 96с.

13. Павлова, Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. – М.: Academia, 1991.- 212с.

14. Рудь, Л.Г. Культура речи: учеб. пособие / Л.Г. Рудь, И.П. Кудреватых, В.Д. Стариченок: под общ. ред. В.Д. Стариченка. – Минск: Высш. шк., 2005. – С. 5-71.

15. Трусь, А.А. Публичные выступления: психологический аспект: Учеб. пособие / А.А. Трусь. – Минск: Элайда, 2011. – 152с.

Дополнительная

1. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров / В.И. Андреев. – Казань: Пресс, 2002.-178с.

2. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учеб. пособ. / Г.В. Бороздина.– М.: ИНФРА-М, 2000. - С.143-224.

3. Гестеланд, Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Маркетинговые исследования, ведение переговоров, менеджмент в различных культурах / Р. Гестеланд. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2004.– С. 97-276.

4. Каляда, А. А. Слоўнік акцёра і рэжысёра / А.А. Каляда. – Минск: Асар, 1995.- 269с.

5. Кудреватых, И.П. Риторика: учеб.пособ. / И.П. Кудреватых. – Минск: ГЭНИ ЗАО «ВЕДЫ», 1997. – 56с.

6. Львов, М.Р. Риторика: учеб. пособ. / М.Р. Львов. – М.: Academia, 1996. -256с.

7. Пиз, А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. Пер. с англ./ А. Пиз. –Новгород:Браво, 1992. – 267с.

8. Плещенко, Т.П.Стилистика и культура речи. Практические занятия: учеб. пособие для студентов вузов / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; под общ.ред. П.П. Шубы. – Минск: ТетраСистемс, 1999. – 304с.

9. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Пер. с англ. / Поль Л. Сопер. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С.12-248.

10. Русская риторика: Хрестоматия / сост. Л.К. Граудина. – М.: Новое знание, 1996. – С. 478-556.

11. Слемнев, М. Диалектика спора / М. Слемнев. –Минск: Юнипак, 2000. – С. 35-272с.

12. Савостьянов, А.И. Общая и театральная психология: учеб. пособие / А.И. Савостьянов. – СПб.: КАРО, 2007. – С. 137-212.

13. Федосеев, П.Н. Об искусстве полемики / П.Н. Федосеев. – М.: Народное образование, 2004. – С. 36-178.

14. Хазачеров, Т.Г. Общая риторика / Т.Г. Хазачеров Т.Г., Я.С. Ширина.–Ростовн/Д, Феникс, 2005. – С. 298-320.

15. Ханин, М.И. Практикум по культуре речи / М.И. Ханин.– М.: Новое знание, 2009. – 167с.

16. Южин,В.И.Энцклопедия этикета / В.И. Южин. – М.: РИПОЛ классик, 2008. - 640с. С.96-181.

Наши рекомендации