Прочитайте слова русского скульптора Эрнста Неизвестного, прокомментируйте их, подтвердите материалом из СМИ
Государственное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«Сибирский государственный университет телекоммуникаций и
информатики»
Е.В. Решетникова
Риторика и культура речи
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Новосибирск 2007
УДК 808.5 (075.8)
Ст. преп. Е.В. Решетникова Риторика и культура речи: учебное пособие к семинарским занятиям./СибГУТИ. — Новосибирск, 2008 г.— 179 с.
В учебном пособии по риторике и культуре речи для студентов дневной и заочной форм обучения рассмотрены основные вопросы, включенные в государственный стандарт по дисциплине «Русский язык и культура речи». Представлен теоретический материал и практические задания к семинарским занятиям, психологические и лингвистические тесты, а также темы для подготовки публичных выступлений и написания эссе. В учебное пособие включены глоссарий, в котором собраны основные понятия и термины по дисциплине, а также список литературы.
Кафедра философии и истории
Рецензенты: доцент, к.п.н. Пивченко В.П.
Для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения СибГУТИ.
Утверждено редакционно-издательским советом СибГУТИ в качестве учебного пособия.
@ Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2007г.
оглавление
введение………………………………………………………………………4
1.1. Современный русский язык. 5
2.1 Композиция речи . 15
3.1. Культура речи. 28
4.1. Нормативность литературного языка. 42
5.1. Особенности научного стиля……….. …………………………………...53
6.1. Особенности официально-делового стиля. 65
7.1. Особенности публицистического стиля. 77
8.1. Логические основы культуры речи. Основные формы мышления. 86
9.1. Законы формальной логики. 96
10.1. Логико-речевое доказательство. 104
11.1. Типология красноречия. 118
12.1. Агональная коммуникация. 126
13.1. Невербальная коммуникация. 139
14.1. Этика в речевой коммуникации……….……………………………...151
Глоссарий 161
Литература……………………………………………………………………..170
Введение
Воспитание человека активного, умеющего выразить свою мысль убедительно, красиво, адекватно ситуации – потребность современного общества. Риторический бум, начавшийся в 70-80 гг. ХХ века продолжает нарастать и в наши дни. Социальные перемены, возрастающие потоки информации: телевизионной, Интернет, радио - формируют потребность ориентироваться в вербальных потоках, риторически активно себя выражать. Риторика из искусства красиво говорить превращается в более точную науку - детализируются ее важнейшие аспекты: теоретический (развивается теория текста, теория аргументации, теория речевой этики и этикета) и практический (возникают ее новые модификации: политическая риторика, деловая риторика, научная риторика). Преподавание курса «Риторика и культура речи», имеющего своей целью воспитание языковой личности, становится актуальной задачей не только в гуманитарных, но и в технических вузах.
Становление языковой личности протекает в процессе активного усвоения и применения знаний:
· основных норм литературного языка,
· особенностей функционирования языка в различных стилях,
· логических основ культуры речи,
· построения речи в соответствии с ритуальной, провокационной и императивной целевыми установками,
· этических основ культуры речи,
· риторических приемов изобретения, расположения и исполнения речи,
· приемов современных речевых технологий.
Риторически подготовленный специалист станет не только конкурентоспособным на рынке труда, но и научится:
· противостоять речевой агрессии,
· отстаивать свое мнение,
· получать удовольствие от публичных выступлений.
При составлении учебного пособия востребованы монографии, учебники и учебные пособия современных авторов: Зарецкой Е.Н., Шатина Ю.В., Львова М.Р., Александрова Д.Н., Грейдиной Н.Л. и др. Структура пособия соответствует перечню основных дидактических единиц ГОС: стилистика, риторика, деловой русский язык, культура речи. Разнообразие практических заданий призвано расширить лингвистический кругозор современного человека, приобщиться к риторическим традициям и новациям, а также сформировать ответственность носителя современного русского языка за речевое поведение.
Современный русский язык
В последнее десятилетие появилось большое количество новой лексики, описание которой в толковых словарях не дает полного представления о ее значении, поскольку новые слова обладают семантической эластичностью. На смену осторожно-чистой, сверхправильной речи времен тоталитаризма пришел резко раскрепостившийся, свободный русский язык нового времени.
В основе изменений современного русского языка лежат общественно-политические сдвиги, социальные процессы, которые привели к коренному изменению общественного уклада российского общества и как следствие – к изменению языка. Основными социальными факторами, определяющими развитие и изменения в русском языке, а также их следствиями являются следующие:
· Современное российское общество стремится к осуществлению принципа политической свободы. Это проявляется в активизации политического дискурса, развитии полемических форм диалога, плюрализации коммуникативного поведения людей, возрастании роли публичной и вообще устной речи, существенных изменениях в языке публицистики.
· Сдерживавшаяся ранее активность многих членов общества, а также страх перед рынком, утрата людьми чувства тотальной пожизненной государственной защищенности, боязнь безработицы, нехватка средств к существованию в сфере языка проявляется в росте агрессивности диалога, увеличении удельного веса оценочной лексики в речи, росте вульгарного и нецензурного словоупотребления, жаргонизации речи отдельных слоев населения и т.д.
· Свобода слова, снятие цензуры, политический плюрализм, расширение доступа людей к информации, относительная независимость средств массовой информации, разнообразие печатной продукции, радио и телепрограмм в стране, расширение прямого эфира на радио и телевидении, возвращение ранее запрещенных авторов в научный и культурный обиход в языковом плане приводит к значительному расширению тематики устного общения, расширению активного словарного запаса значительного круга людей, совершенствованию навыков неподготовленной устной речи, ускоренному развитию устной формы существования языка, расширению функций устной и разговорной речи.
· Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Вакуум, который образуется на месте разрыва между новой реальностью и ее осознанием, более или менее настоятельно требует заполнения. Не все языковые лакуны заполняются сниженными словами. Реалия, пришедшая с Запада осознается и именуется в иноязычной лексике. Ставшее модным раскованное поведение в эфире в языковом плане приводит к повышенной громкости, убыстренному темпу речи, повышенной напряженности артикуляции и чрезмерной эмоциональности диалога со зрителем, а также нередко к использованию ненормативной лексики, рискованных речевых эпитетов и метафор, сомнительных речевых приемов поддержания внимания.
· Политический плюрализм в обществе, демократизация общественно-политической жизни в стране, реальная политическая борьба партий и отдельных кандидатов на выборах в органы власти различных уровней приводит к существенному обновлению, пополнению и структурной перестройке политического лексикона в русском языке, и в конечном итоге – к формированию особого подъязыка – подъязыка политической деятельности, причем этот подъязык в нынешних условиях формируется и развивается по плюралистической модели: вырабатывается особый политический язык тех или иных партий, организаций и отдельных политических деятелей. Возникает также политический жаргон.
· Развитие в стране рыночной экономики приводит к появлению новых сфер экономической и финансовой деятельности, возникновению новых и восстановлению старых, дореволюционных учреждений. Возникают понятия, характеризующие различные аспекты рыночных отношений, что приводит к активному заимствованию современной рыночной терминологии, активизации историзмов, активным семантическим процессам в лексике. Развитие конкуренции, бизнеса, торговли, реорганизация системы сервиса в направлении к потребителю, клиенту ведут к диалогизации общения, увеличению роли диалога в общении. Развивается подъязык делового общения, система деловой документации, формируются устные и письменные деловые речевые шаблоны, деловой речевой этикет.
· Конкуренция в сфере экономики реализуется и поддерживается посредством рекламы. Наиболее удачные рекламные слоганы становятся речевыми штампами, метафоризируя обыденный язык. Развитие рекламного дискурса протекает при использовании современных речевых технологий, таких как агональная коммуникация. Воздействуя на бессознательное потенциальных покупателей, рекламный дискурс побуждает их к действию. Растет эмоционально-оценочный компонент языковых средств, возрастает экспрессивность речи.
· Открытость российского общества связана, прежде всего, с развитием широких контактов россиян с зарубежными странами, что приводит к значительному расширению кругозора и объема знаний россиян, к значительному улучшению знаний в области иностранных языков в основном в устной форме. Увеличилось число надписей на иностранном языке, иностранной литературы, газет и технической документации. Резко увеличилось число иноязычных заимствований в русском языке, особенно из английского языка. Это объясняется, с одной стороны, действием общемировой тенденции к интернационализации лексического фонда развитых языков, с другой – потребностями в номинации новых предметов и понятий, вошедших в российскую жизнь в период перехода к рынку.
· Высококачественная современная связь – мобильные телефоны, компьютерная связь, факсы, пейджеры и др. – приводит к сокращению традиционной письменной формы общения (особенно в межличностной сфере), увеличивается доля телефонного общения и общения при помощи технических средств. Уменьшение объема письма и чтения, которым предпочитается телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, приводит к снижению грамотности населения, особенно молодежи. Сокращается по этой же причине объем чтения художественной литературы, особенно высокохудожественной. Увеличение доли общения со средствами массовой информации (радио, телевидение) ведет к преобладанию у современного человека восприятия информации на слух и ослаблению навыков понимания и интерпретации письменного текста.
· Демократизация российского общества вскрыла низкий риторический уровень носителей языка. Возможность высказать свое мнение часто оказывается нереализованной из-за неумения логически ясно, риторически уместно и красиво выразить мысль. У большинства членов общества отсутствуют риторические навыки и умения.
· В российском обществе произошла смена коммуникативной парадигмы, то есть доминирующего в общественной практике типа общения. На смену монологической коммуникативной парадигме тоталитарного общества («один говорит, все слушают и выполняют») пришла диалогическая парадигма плюралистического общества. Наиболее заметными последствиями смены коммуникативной парадигмы в обществе являются несколько взаимосвязанных друг с другом процессов, возникших в русском языке. Эти процессы таковы: орализация общения; диалогизация общения; плюрализация общения; персонификация общения.
1. Орализация общения проявляется в значительном возрастании роли устной речи, расширении ее функций, увеличении ее удельного веса в общении и повышении значимости устной речи как формы существования языка, а также в адаптации письменных текстов с целью их озвучивания с учетом адресата.
2. Диалогизация общения проявляется в увеличении удельного веса диалога в общении, повышении роли диалога в процессе коммуникации, расширении функций диалогической речи в структуре общения, развитии новых видов и форм диалога, расширении потребности общества в диалоге, формировании новых правил диалогического общения, увеличении общественной эффективности диалогического общения по сравнению с монологическим.
3. Плюрализация общения проявляется в формировании традиции сосуществования разных точек зрения при обсуждении той или иной проблемы, в демократическом, толерантном сосуществовании дискурсов различного типа.
4. Персонификация общения заключается в росте индивидуальной неповторимости личностного дискурса, в формировании непохожести выражения и оформления сходных идей и мыслей разными людьми, в увеличении числа индивидуально неповторимых личностных дискурсов в коммуникативном пространстве языка.
Таким образом, в современном русском языке можно выделить три основных тенденции: варваризация, интеллектуализация, американизация.
Процесс варваризации охватил все стили речи, особенно масс-медиа, которые когда-то опирались только на нормативный литературный язык. В речь хлынули слова и выражения из различных арго (в первую очередь, уголовного и молодежного).
Интеллектуализация языка в первую очередь связана с увеличением книжности, наукообразия речи, которое часто происходит только на уровне обозначающего (формы слова) и не всегда понятно как слушающему, так и самому говорящему, например, парадигма, дискурс, нарратив - часто используются без учета их значения. Знаковое звучание приобрели признаки глобализации, аффиксы типа: мета-, гемма-, кратия-, архи-, квази-, макро-.
Экспансия американизмов – глобальное явление, связанное с внедрением компьютерных терминов, заполнивших страницы журналов, засоривших речь специалистов. Молодое поколение играет с американизмами, испытывая естественное желание наполнить семантически безжизненную и морфологически неподвижную английскую единицу русским смыслом и вписать ее в родную парадигму склонения или спряжения.
По мнению многих специалистов, период интенсивного развития современного русского языка прошел свой пик и постепенно идет на убыль. Язык восстанавливает свои границы в соответствии с жизненной целесообразностью. Налицо снижение агрессивности диалога, стабилизации стилистической нормы, уменьшение объема заимствований и активное освоение заимствованной лексики. Таким образом, современный носитель русского языка становится перед выбором – какими средствами выразить свою мысль, чтобы быть понятым и принятым в социуме.
1.2. Практические задания к вводному семинару:
1. Прочитайте публицистическую статью и дайте оценку использованию автором лексических средств. Выясните, нуждается ли текст в литературной правке. Отредактируйте предложения, в которых, по вашему мнению, нарушена стилистическая норма.
Ум от горя: О чем молчат новые русские философы?
...-1992
Жизнь оказалась нерентабельной. Не только из-за переоценки всего. Согласитесь: новые девизы на знаменах (включая ваучеры с импичментом) не могут считаться достаточным смыслом жизни. Душа обанкротилась. К тому же осень - период очередного самоубийства или запоя, и тут невольно задаешься вопросом: «А как там философия? Разве ж не ей положено по чину растолковывать, что к чему? Жива ль еще старушка, крепка ль конура острозубого русского менталитета?»
Еще пару лет назад философия попадалась буквально на каждом шагу: на лотке, на телевизоре, на пиру, даже в Московском метрополитене. Помнится, регулярно в час пик на станции «Таганская», где доля уркаганская, вступал в вагон бродячий высоковольтный мыслитель-террорист и резко сообщал: «Граждане! Я ваш новый пассажир! Проследую с вами до станции «Комсомольская». И притискивался плашмя к произвольно избранной жертве, и, одухотворяя ее ароматами ассенизации, спрашивал в упор: «Ты зачем живешь? А?! Какой смысл твоей жизни?» Потом его арестовали. Но москвичи и гости столицы уже побаивались этого духовного ревизора. Избегали кольцевую линию, как с недавних пор начали избегать всю русскую философию, которую смело уподоблю как раз тому подземному любомудру. Она тоже кругом не дает проходу своими проклятыми вечными вопросами, тоже придирается, тоже века полтора тащится по кольцевой линии. Станцию «Бердяев» уже раз двадцать проехали, пора бы сделать пересадку, пора сменить уставших на кресте, но двери снова закрываются, дальше те же «Соловьев», «Мережковский», «Достоевский»... В итоге нормальные граждане предпочли наземный транспорт, дабы не углубляться в суть вещей. Ненависть к философии и вообще к мышлению сегодня очевидна. Нынче в моде спонтанная энергия. Даже президент напирает на свою беспробудную интуицию.
Философы в ответ тоже озлобились и запали в полный сабвей, как кроты. Изрыли подземную валгаллу. Автономный режим, как у полярников. И христианство на шухере. А тут (два года тому) умер Мераб Мамардашвили, последний признанный мыслитель, закрывший тему смерти: «Все, что осталось -устлать цветами наш похоронный процесс». А тут до крошки издали весь «серебряный век», и мы влетели в девяностые, на скаку не заметив, что рядом философов нет. Да и поделом им. Ведь что такое философия? (Даю установку.) Философия есть набор отмычек, переплавленных из человеческого опыта. Есть инструкция спасения. Схема. План эвакуации. Рецепт. Диагноз. Короче - полезная штуковина. Во все века аристотели, монтени, гёты купались в царской хвале и народной любви. Как врачам, им люди подносили сало, фрукты, горилку и червонцы. А что же русский-то философ? Наоборот. Вместо предписанного по службе объяснения жизни он пошел с ней на вражду. Отбился от стаи: отшельник, маргинал, нелюдим. Он выдумывал всякие нездешние идеи (типа соловьевской «философии-красоты»), а когда они не сбывались, обижался на страну, время и остальное. Русский философ страшным голосом пытал смысл жизни у окружающих, хотя сам же его первым потерял.
Вот что удивительно: как эта бесполезная каста дотянула до наших дней? А дело в том, что была у нее своя аудитория, своя ниша, своя толпа остервенелых почитателей. Это так называемая «интеллигенция». Страшно мы гордились тем, что нету такого слова больше ни в одном языке, что нету такого класса ни в одном обществе. О эти раннеутробные дискуссии! «Главное в интеллигенте - не образование, а душевность. Интеллигент силен не умом, но бескорыстием, честностью, человечностью. Интеллигентом может быть кто угодно...» Или никто, как теперь выяснилось. Едва только дыхнул ветер перемен, и где эта хваленая интеллигенция? Где кухонные споры о Пастернаке и протопопе Аввакуме до зари? Интеллигенция стремглав рассосалась по коммерциям, партиям и правительствам. Задрав штаны, побросав свое бескорыстие и своих лобастых панургов. Значит, это был такой же фантом, как союз писателей, социалистический реализм и «пятилетка в четыре года».
И вот 1992-й год, как обычно, — роковой. Беспрецедентное явление: философы поперли из-под земли, как сыроежки. Квелые, чахлые, еще не привыкшие к дневному свету, но уже тянущиеся к нему. Чертовски прав дипломат Грибоедов. На Руси от ума приключилось немало горя. Но, может быть, именно горе наконец-то научит нас уму?! Расфасуем же новую россиянскую философию, чтоб знать, к кому обращаться за советом. Есть традиционалисты, мистики-патриоты. «Контекст», «АУМ», «Аура», «Антология русской публицистики», где, предваряя великоросса Константина Леонтьева, великоросска Глушкова колотится в истерике: «Каков исход?! Где предел?! Нет исхода! Нет предела нисходящему процессу. Кругом убожество, тлен, котлован грядущего». Имя глушковым— апокалиптики. Эти лучше б и не вылезали на поверхность - ни строить, ни жить не помогают. На них можно смело поставить крест, тем более они на себе сами его поставили. Замогилыцики...
Где-то в полуотрыве от истошной традиции группируются журналы «Логос», «Здесь и теперь», «Странник», «Социум». На сегодня самый многочисленный отряд. В правофланговых Георгий Гачев, Александр Янов, Вячеслав Курицын. У них спаренное лунное и солнечное зрение. Вроде бы неплохие ребята, но заражены извечным отечественным самоедством с мазохистским уклоном. Вообще все мировые философские школы легко сокращаются до двух. Которые корячатся, экспериментируют на себе, хлебают цикуту - это сокра-товцы. А за ними с диктофонами и блокнотами наперевес увиваются вторичные платоновцы. Платонами земля русская нынче полнится, хотя теперь они притворяются Сократами, накручивают себе трагическую судьбу. Свердловчанин Курицын - земляк Ельцина. Уже якобы биография. Или Дмитрий Евгеньевич Галковский, который нынче воистину нарасхват - от «Нашего современника» до «Независимой газеты». Он роет «Бесконечный тупик» и все время припоминает, как его мордовали в школе за то, что мудрый, нецензурно бранила мать за то же самое и ненавидели рабочие АЗЛК по той же причине. Но если ты такой неудачник, то на кой ты лезешь в философы?
Настал черед назвать наших фаворитов. После бегства интеллигенции они решились обратиться к кому попало, к человеку вообще. Они совмещают посты физиолога, антрополога, историка и озорника-жиголо. Идею их ключевую можно сформулировать так: поживем-ка еще, ребята, покувыркаемся. Оно, конечно, и цены кусучие, и экология дрянь, и транспорт совсем опоздал. Но что-то впереди мерещится, мерцает. Какое-то утро красит нежным светом стены Белого дома. Человек-то еще не закончен в своем развитии, он в раскоряке эволюции, то есть - незавершенка, долгострой. Жил-был хомо советикус, а теперь какой из него выйдет хомо? Это ж зверски интересно! Вот именно пробуждать тягу к существованию - дело тех, кто группируется вокруг альманаха «Одиссей». Рашковский, Зайцев, Гаврилов, Панченко, Гаспаров, Павлов, Шкуратов, Соловьев говорят: «Каждый человек создает свой собственный мир, как Робинзон Крузо создавал свое жилище на необитаемом острове». Пусть дело Маркса померло, но дело Крузо живет и побеждает!
Неокончательный человек нуждается в новой системе координат, в новом учителе и советчике, в новом смысле. Поэтому живой становится объектом новой русской философии.
(Мартынов И. II Собеседник. 1992. № 41. С. 3.)
Прочитайте слова русского скульптора Эрнста Неизвестного, прокомментируйте их, подтвердите материалом из СМИ.
«Литературный язык сегодня – это иностранный язык. Нормальный же язык – это смесь заблатненного языка (жаргона) с канцелярским клише».
1.3. Психолингвистический тест «Умеете ли вы говорить и слушать?»
Чем хуже человек владеет речью, тем чаще попадает в нелепые ситуации. Умеете ли вы говорить и слушать? Проверьте это с помощью вопросов, составленных американским психологом В. Маклени.
I. Ответьте на вопросы «Да» или «Нет».
1. Когда вы беседуете, объясняете что-либо, внимательно ли следите за тем, чтобы слушатель понял вас?
2. Подбираете ли вы слова, соответствующие его подготовке?
3. Обдумываете ли вы указания, распоряжения, прежде чем их высказать?
4. Если вы высказали новую мысль и подчиненный не задает вопросов, считаете ли, что он понял ее?
5. Следите ли за тем, чтобы ваши высказывания были как можно более определенными, ясными, краткими?
6. Обдумываете ли вы предварительно свои идеи, предложения, чтобы не говорить бессвязно?
7. Поощряете ли вы вопросы?
8. Вы считаете, что:
а) знаете мысли окружающих;
б) задаете вопросы, чтобы это выяснить?
9. Различаете ли вы факты и мнения?
10. Ищите ли вы все новые возражения против аргументов собеседника?
11. Стараетесь ли Вы, чтобы ваши подчиненные во всем соглашались с вами?
12. Всегда ли вы говорите ясно, четко, полно, кратко и вежливо?
13. Делаете ли вы паузы в речи, чтобы и самому собраться с мыслями, и слушателям дать возможность обдумать ваши предложения, задать вопросы?
II. Интерпретация результатов.
Если вы ответите «да» на все вопросы, кроме 4, 8а, 10, 11, можно считать, что вы владеете приемами грамотного общения, умеете излагать свои мысли и слушать собеседника.
1.4. Выполните лингвистические тестовые задания:
1. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: «визави», «протеже».
· словарем омонимов
· словарем антонимов
· фразеологическим словарем
· толковым словарем русского языка
2. Каким словарём можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: «пускать туман в глаза» или «пустить туман в глаза»?
· толковым словарем русского языка
· фразеологическим словарём
· словарём иностранных слов
· орфоэпическим словарём
3. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать происхождение слов: карболка, караван.
· этимологическим
· орфоэпическим
· толковым
· словарем синонимов