Взаимодействие оратора и аудитории

Однако правильная, грамотная, выразительная, выстроенная по всем канонам риторики речь еще не гарантирует нам успешного и эффективного выступления. Важно так «донести» материал до слушателя, чтобы аудитория восприняла предложенную информацию адекватно авторскому замыслу. Для достижения эффективности большое значение имеют личность говорящего: специфика его манеры общения, умение управлять вниманием аудитории, владение невербальными компонентами и многое другое. Причем, каких-либо единых правил и рекомендаций на этот счет нет и быть не может: каждый оратор формирует свой индивидуальный стиль, соответствующий его темпераменту, жизненному опыту, кругу интересов и пр. Назовем некоторые общие требования к речевому поведению выступающего.

1. Прежде всего, заметное влияние на установление контакта со слушателем оказывает личность оратора, его репутация. Причем зачастую важны не столь личные качества оратора, а то, как они воспринимаются аудиторией, каким его видят окружающие. Среди факторов, влияющих на формирование образа оратора в глазах слушателя, мы бы выделили следующие:

· заинтересованность, увлеченность (и самой темой речи, и общением со слушателем);

· искренность (слушатель должен верить, что выступающий говорит правду);

· дружелюбие (слушатели стремятся к близости с оратором, а для этого важно создать дружескую и одновременно деловую атмосферу, чему способствуют доброжелательность, внимательность, а отчужденное, подчёркнуто дистантное общение не приносит ожидаемого результата);

· обаяние (притягательная сила, исходящая от человека, которая создается совокупностью тембра голоса, мимических движений, пластики и других факторов, до конца не осознаваемых слушателями);

· артистизм как способность человека представлять себя публике в неком образе; в то же время оратор и артист – не одно и то же: артист ориентирован на вымышленные обстоятельства роли, а оратор – на реальную ситуацию и «играет» самого себя.

2. По-разному следует вести себя в однородной (по возрастному, половому признаку, по кругу интересов, по степени заинтересованности в получаемой от выступающего информации и т. д.) аудитории и неоднородной. Общее правило: чем однороднее аудитория, тем вероятнее её единодушная реакция; если собираются разные люди, то общее, что должно их объединить хотя бы на время выступления, найти труднее.

3. В большой (по количеству слушателей) аудитории нужно говорить более громко; не следует при этом отвлекаться на мелкие детали, без особой необходимости вступать в дискуссию. Маленькая же аудитория требует более «камерной» обстановки, большей близости к слушателям и полностью отвергает саму возможность «озвучивания» написанного заранее текста.

Замечено, что механизмы внимания массовой аудитории работают по-иному. Ведь группа слушателей – это нечто иное, чем простое скопление людей. Многие выступают в роли слушателя вопреки своему желанию, и поэтому к оратору предъявляются особенно «жёсткие» требования: он должен показать себя в равной степени знающим, убеждённым, уверенным в себе, грамотным и т. д. И ещё одна особенность большой аудитории: в ней быстро распространяются эмоциональные реакции (вспомним: если на лекции кто-то начинает шуметь, через 5 минут «гудят» почти все). Чтобы направлять внимание аудитории в нужное русло, полезно, например, «квантовать» речь – подавать ее небольшими порциями. Важно периодически стимулировать активность слушателя, «тормошить его», меняя темп речи или задавая вопросы, обращаться непосредственно к кому-то из аудитории и т. п. Если же выступающий держится нерешительно, как бы извиняясь за свою миссию, то в любой аудитории чувство ожидания неизбежно сменяется разочарованием.

4. Важно помнить, что, хотя во взаимодействии оратора и аудитории участвуют практически все каналы восприятия, в первую очередь слушатель воспринимает именно вербальную (словесную) информацию. Затем «считывает» визуальную картинку: внешний облик, в том числе одежду, мимику, жесты, позы выступающего и, конечно же, отмечает акустические особенности его речи.

Таким образом, успешность взаимодействия обеспечивается зрительными голосовым контактом со слушателем.

При зрительном контакте(а это важнейшее средство создания эффекта коммуникативного сотрудничества) необходимо контролировать свой взгляд. Неопытный оратор бессознательно стремится смотреть на потолок, в пол, в пространство, на преподавателя, часто возникает т. н. «невидящий» взгляд. При этом выступающий не в состоянии следить за реакцией слушателей, т. е. отсутствует обратная связь. В этом случае рекомендуется, переводя взгляд с одного человека на другого, смотреть в глаза слушателям, но таким образом, чтобы у тех не возникло ощущение «бегающего» взгляда. В соответствии с русской культурной традицией взгляд должен быть и внимательным, и ненавязчивым одновременно.

Успешному зрительному контакту сопутствует и контакт голосовой, в рамках которого отношение к оратору формируется благодаря акустическим параметрам его голоса. К последним относятся обаяние тембра голоса, богатство и разнообразие интонации (подробнее об интонации см. лекция 2, табл. 2.10). Для лучшего восприятия аудиторией звук должен «лететь» – равномерно распространяться в аудитории. Следует говорить не слишком громко, и не слишком тихо. Главное: дикция должна быть отчетливой, чтобы все сказанное было услышано и правильно понято; темп – умеренным, поскольку слушатели должны успевать не только воспринимать, осмыслять услышанное, но и при необходимости записывать.

Конечно же, многое из перечисленного зависит от природных данных оратора, но современные риторические методики позволяют развивать и совершенствовать практически все эти умения и навыки.

► Какими, с Вашей точки зрения, качествами должен обладать человек, чтобы успешно говорить публично? Какие трудности его ожидают?

► Какие трудности испытываете лично вы, выступая перед аудиторией?

Виды дискуссионной речи

К особым видам публичных выступлений следует отнести разнообразные жанры дискуссионной речи. Когда мы говорим о взаимодействии оратора и аудитории в монологической речи, мы лишь подразумеваем обратную связь. Она может быть не оформлена в виде устных или письменных речевых высказываний, ее бывает трудно отследить, проанализировать. Подлинное взаимодействие возможно, конечно, лишь в диалоге:в беседе или в разных видах дискуссии.

Диалогическое общение – это первичная форма речевого взаимодействия, и помощь в овладении искусством диалога является одной из важных задач риторики. Так, мастером беседы признан древнегреческий философ Сократ, видевший свое предназначение в том, чтобы помочь собеседнику прийти к истине с помощью вопросно-ответного диалога – беседы. Беседа предполагает взаимный обмен информацией, мнениями, чувствами. Афористичность, изящество, легкость, уместная шутка, тонкость намека, точность и смысловая емкость – вот что отличает искусство беседы. Метод Сократа и сегодня не утратил своей актуальности, а многоликий феномен беседы реализуется в разных стилях и жанрах. Это, например, беседа врача и пациента, родителей и детей, журналиста и интервьюируемого, собеседование при приёме на работу или в учебное заведение, светская беседа и т. д.

Однако непрестанный поиск истины порождает и разнообразные формы дискуссионной речи. Человек, стремящийся познать окружающий мир и самого себя, всегда хочет, сопоставив своё мнение с чьим-то другим, найти либо подтверждение своей позиции, либо оспаривание её, что, в свою очередь, порождает столкновение, борьбу мнений. Итак, спор (или дискуссионная речь) – это публичная речь, в рамках которой происходит столкновение разнообразных или противоположных точек зрения. В табл. 9.8 представлен один из возможных вариантов классификации дискуссионной речи.

Таблица 9.8

Виды дискуссионной речи  
Термины Сущность понятия Примеры коммуникативных ситуаций
Прения Разновидность спора, диалогический жанр публицистики, используемый в академическом и политическом красноречии; публичное обсуждение какого-либо вопроса с выражением разных точек зрения   Обсуждение устава учреждения Обсуждение законопроекта в парламенте
Дискуссия Разновидность публичного спора, целью которого является поиск истины, нахождение правильного решения через выяснение и сопоставление разных позиций и мнений   Деловое совещание по принятию решения о перспективах развития предприятия
Диспут Публичный спор на заданную научную или иную общественно значимую тему, в процессе которого сталкиваются разные точки зрения Телепрограммы: «Гордон-Кихот» (1-й канал), «Честный понедельник» (НТВ)
Полемика Спор в печати или устной публичной речи, в котором присутствует конфронтация, противоборство идей, мнений, целью которого является победа над оппонентом Телепрограмма «Поединок» (т/к «Россия 2»)  
       

Умение вести дискуссию, опровергать точку зрения оппонента, убеждать его в своей правоте и т.д. является показателем наивысшего ораторского мастерства. И вот почему. Монологическая речь в целом подразумевает бОльшую степень подготовленности выступающего. А в дискуссии, как бы тщательно к ней ни готовиться заранее, элемента спонтанности избежать не удастся. Поэтому участники дискуссии должны не только обладать безупречной логикой, языковым мастерством, но и быть внимательным к собеседнику, прогнозировать его реакцию, быстро реагировать на его контрдоводы, оперативно принимать решение и т. д.

Научиться этому непросто: здесь недостаточно изучить стратегические и тактические приемы ведения спора. Очень многое завит от психологических способностей человека и его личных качеств. Хотелось бы отметить также, что к участникам дискуссионной речи значительно усиливаются и этические требования. К сожалению, сегодня мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда этические нормы в дискуссионных жанрах грубо нарушаются. Вспомним парламентские выступления, которые нередко заканчиваются оскорблениями оппонента (а иногда и рукоприкладством). Или многочисленные телевизионные ток-шоу, где обсуждения серьезных тем сопровождаются криком, перебиванием друг друга и даже сквернословием. То же самое наблюдается в ситуациях бытового диалогового общения.

Поэтому в заключение напомним некоторые этические правила ведения спора:

1) не рекомендуется вступать в спор без особой необходимости;

2) следует помнить, что спор предполагает наличие, с одной стороны, несовместимых представлений об одном и том же объекте, а с другой – определенной общности исходных позиций сторон;

3) оппонентам нужно четко определить предмет дискуссии и в продолжение спора не упускать из вида главных положений;

4) следует проявлять уважительное, тактичное отношение к оппоненту, выслушивать мнение противника, сохраняя самообладание и сдерживая негативные эмоции;

5) определенность позиций, взглядов участников спора не исключает гибкости тактических приемов (например, иногда стоит признать правоту противника, не следует бояться собственных промахов и ошибок).

► Возможна ли, на Ваш взгляд, победа в споре и сохранение при этом гармоничных отношений между его участниками?

Список рекомендуемой литературы

1. Введенская Л.А., 2002. Гл. 5. Основы ораторского искусства.  
2. Ипполитова Н.А. Гл. 7. Гл.8. Культура устной и письменной речи; Жанры устной и письменной речи.  
3. Максимов В.И. Гл. 2 § 5. Гл. 3. Гл. 4. Гл. 5. Функциональные стили речи; Ораторская речь; Логические и психологические приемы полемики; Деловая беседа.  
4. Сидорова М.Ю., 2005. Лекция 7. Лекция 8. Лекция 12. Публицистический стиль; Язык средств массовой информации (СМИ); Устная публичная речь. Тренировка навыков правильного произношения. Умение держать себя перед аудиторией.  
5. Черняк В.Д. Гл. XI. Современная коммуникация и правила речевого общения.  
6) 6. Учебное пособие-словарь.Терминологическо-понятийное поле «Публицистический стиль. Основы публичной речи».

Лекция 10

Обиходно-разговорный стиль. Художественный стиль

План лекции

10.1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функциональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними

10.2. Стилеобразующие черты обиходно-разговорного стиля и языковые средства их

воплощения

10.3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые средства их

воплощения

Наши рекомендации