Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов (подготовка к тесту)

1. Какие требования к речевому поведению и слову определял риторический идеал Древней Руси?

2. Почему жанры «Слова» и «Поучения» в Древней Руси «наилучшим образом отвечали потребностям русской действительности» (Д.С.Лихачев) и составляли основу красноречия Древней Руси?

3. Определите существенные признаки античного, русского, советского и постсоветского риторических идеалов?

4. Докажите на конкретных примерах, что риторическому идеалу свойственны историческая изменчивость, культурспецифичность и социальная обусловленность.

5. Риторический идеал софистов: «успокоение человеческого страдания» (А.Ф.Лосев) или опасность для общества?

6. Возможно ли возрождение традиционного русского риторического идеала? От кого или от чего это зависит? Подтвердите конкретными примерами свое мнение.

7. В каких речевых сферах современной действительности сохранился русский риторический идеал? Объясните, почему именно в этих речевых сферах.

8. Назовите причины, которые привели к вытеснению русского риторического идеала из русской риторической практики. Какой риторический идеал наиболее популярен сегодня и почему?

9. Определите основные свойства народного риторического идеала, используя данные фольклора.

10. Стернин И.А. пишет: «Подавляющее большинство людей не любит, когда кто-либо доказывает им «единственную» истину, не оставляя при этом места для сомнения в ее правоте». Какие виды аргументов и способы аргументации позволяют избежать логического давления на аудиторию?

11. Цицерон утверждал, что начало речи «должно сразу привлечь и приманить слушателей», а М.В.Ломоносов считал, что «всякое вступление должно быть украшено тропами и сильными фигурами, для того чтобы слушатели или читатели, оным усладившись, самой материи внимали и прилежно слушали». Согласны ли вы с данными утверждениями? Укажите композиционные приемы привлечения внимания.

12. О каких риторических приемах говорит народная мудрость: А) Если хочешь возвысить человека – возвысь, если хочешь унизить – тоже возвысь. Б) Стреляет криво, попадает прямо. В) Красна речь с притчею. Г) Начал речь с погудкою, так и кончил дудкой. Д) Не всякая песнь до конца допевается.

13. Известно выражение Петра первого: « Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по написанному, а токмо словами, дабы дурь каждого все видна была». Согласны ли вы с императором? Насколько целесообразно/нецелесообразно пользоваться конспектом во время публичного выступления?

14. Вдохновение и одержимость – обязательные условия для публичной речи?

15. Известно, что жесткая система работы над собой позволила Демосфену избавиться от многочисленных природных дефектов речи и стать признанным оратором Древней Греции. Отвечая же на вопрос о главном качестве оратора, Демосфен утверждал, что первейшее условие ораторского успеха – живость, второе – живость, третье – живость. Что имел в виду Демосфен?

16. Имеет ли внешний вид оратора особое значение в публичном выступлении? История риторики знает немало примеров, когда неказистые, невзрачные ораторы увлекали публику не меньше, чем внешне привлекательные.

17. Как вы для себя решаете вопрос использования жестов во время публичного выступления?

18. Ритор, его образ, составляющие образа ритора – пафос и его правила.

19. Логос с точки зрения состояния проблемы, с точки зрения техники и задач убеждения, с точки зрения состояния и динамики аудитории.

20. Этос и его положения.

21. Топы как источник изобретения. Понятие топа (общие и частные, внешние и внутренние топы).

22. Описательные, или обстоятельственные топы.

23. Причинно-следственные топы.

24. Определительные топы.

25. Сопоставительные топы.

26. Доказательства: аргументы к реальности.

27. Рациональные аргументы (к здравому смыслу, к причинно-следственным связям, к общности, к различию, к остатку, к воспроизводимости, к данным, к вероятности, сравнительные и прагматические аргументы, к реальному основанию).

28. Аргументы к логической правильности (ошибки слов, ошибки дедукции, ошибки индукции, ошибки аналогии, логические парадоксы).

29. Аргументы к норме (авторитету, прецеденту, свидетельству).

30. Аргументы к личности.

31. Коммуникативные качества речи.

32. Инвенция. Мотивы отбора.

33. Диспозиция. Введение и его функции. Виды заключений.

34. Основная часть. Изложение.

35. Аргументация. Логические законы.

36. Элокуция. Тропы и фигуры.

37. Речевое событие. Дискурс. Речевая ситуация.

38. Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели, обстоятельства.

39. Принцип гармонии речевого события.

40. Принципы коммуникативного сотрудничества и гармонии дискурса.

41. Понятность речи. Употребление терминов, иностранных слов, профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов.

42. Чистота, богатство и разнообразие речи.

43. Античный риторический канон как основа европейской риторической культуры.

44. Этапы классического риторического канона.

45. Риторика и логика. «Общее место» (топ) как смысловая модель. Топика.

46. Классический образец речи-рассуждения (хрия).

47. Риторика образа: понятие риторического тропа и риторической фигуры.

48. Структура публичного выступления.

49. Эпидейктическая речь, ее особенности и принципы ведения.

50. Аргументирующая речь: общая характеристика, планирование и тактика вводной части, основной части и заключения.

51. Информирующая речь, ее разработка и исполнение.

52. Сущность беседы и ее типах.

53. Истоки и особенности древнерусского риторического идеала: Цель и формы слова в Древней Руси.

54. «Поучение» и «Слово» как основные жанры древнерусского красноречия.

55. История и красноречие: «золотой век», «слова печальные», «плетение словес».

56. Век полемики. «Огнепальный» Аввакум.

57. Начала древнерусского красноречия. Статус красноречия в древнерусской культуре.

58. Требования к речевому поведению и речи – основы древнерусского речевого идеала.

59. Русские традиции красноречия и современность.

60. Русский риторический идеал: сферы существования, задача сохранения, перспективы развития.

61. Нужна ли риторика учителю?

62. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения.

63. В чем специфика педагогического общения? Сформулируйте постулаты общения, которыми должен, с вашей точки зрения, руководствоваться учитель.

64. Назовите стили педагогического общения. Опишите речевое поведение какого-либо учителя. Какой стиль общения реализуется в его поведении.

65. Что такое коммуникативные качества речи? Приведите примеры речевых ошибок, связанных с нарушением требований точности, богатства, выразительности, правильности и т.п. речи.

66. Какие качества голоса являются профессионально значимыми для учителя? Проанализируйте свойства своего голоса. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к голосу учителя?

67. Что общего в понятиях «индивидуальный стиль» и «индивидуальный стиль речи учителя»? В чем отличие этих понятий?

68. Назовите признаки хорошего, зрелого чтения. Проанализируйте, как протекает процесс чтения учебной литературы в вашей практике. Умеете ли вы читать?

69. Проанализируйте следующее высказывание. О каких свойствах и видах чтения в нем говориться? «Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея – предложениями, писателя Теккерея – абзацами, а детективы Конан Дойля – страницами». (Лаборатория развития образования, г. Хьюстон).

70. Назовите общие и различные свойства устной и письменной речи. В чем заключается основное отличие устной речи от письменной?

71. Всем известно выражение «И говорит, как пишет». Хорошо это или плохо?

72. Понятия «текст» и «дискурс». Что общего в содержании этих понятий? В чем их различие?

73. Что такое риторический канон? Назовите его основные этапы. Сопоставьте содержание риторического канона (риторики) и этапов речевой деятельности (психолингвистика, теория речевой деятельности). Чем отличаются эти подходы к описанию процесса создания текста? Что в них общего?

74. В чем заключается нравственный долг оратора? Какое значение приобретает это понятие в современных условиях?

75. Цицерон писал: «Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев». О каких свойствах личности оратора, обеспечивающих эффективность публичного выступления, говорит Цицерон?

76. Как сделать интересной информирующую речь?

77. Раскройте содержание понятий «спор», «полемическое мастерство».

78. Что общего в содержании следующих понятий: «дискуссия», «полемика», «дебаты», «диспут»? Чем эти понятия отличаются друг от друга?

79. Перечислите основные требования к поведению полемистов. Какие из них наиболее актуальны в современных условиях?

80. Что такое эпидейктическая речь? Какова ее основная функция? Приведите примеры удачной эпидейктической речи.

81. Назовите основные функции устных и письменных педагогических жанров.

82. Охарактеризуйте коммуникативно-речевые (учебно-речевые) ситуации, в которых реализуются основные профессионально значимые речевые жанры.

83. Чем отличается педагогический диалог от других видов диалогического общения?

84. Охарактеризуйте объяснительный монолог учителя как жанр профессиональной речи (профессионального общения).

85. В чем заключается и как проявляется специфика педагогического речевого идеала?

86. Как проявляется взаимосвязь этики и риторики в понятии «педагогический речевой идеал»?

87. Назовите основные принципы педагогического общения, которые непосредственно связаны с понятием «педагогический речевой идеал».

88. А. К. Михальская в учебном пособии «Педагогическая риторика» называет учителя «магистром культурных традиций и ценностей». Как вы понимаете смысл этого выражения? Какую роль в достижении этого профессионального уровня играет знание законов риторики?

Наши рекомендации