Формы и системы функционирования литературного языка.

Функции языка.

Язык представляет собой полифункциональную систему.

Система (от греч. «целое, составленное из частей») языка – это упорядоченная взаимосвязь единиц, ее образующих: фонем (звуков), морфем, слов, фразеологизмов.

Полифункциональная система – различные функции, которые присущи системе. Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначения, его действия в обществе. Функции являются характеристиками языка.

1. коммуникативная (язык является важнейшим средством человеческого общения (коммуникации) – эта функция играет главную роль;

2. когнитивная, или гносеологическая (познавательная). Язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности;

3. аккумулятивная или эпистемическая. Это функция сохранения и передачи информации;

4. эмоциональная – в языке имеется «арсенал» возможностей, чтобы выражать чувства, эмоции говорящего (любить/ненавидеть, сапожище, щеночек);

5. волюнтативная - функция воздействия (Сдайте документы, Подпишите заявление, Иди сюда).

6. Фатическая - функция языка, назначением которой является установление-поддержание-размыкание речевого контакта.

Культура речи и риторика.

Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Три аспекта культуры речи.Культура речи включает три аспекта:

нормативный;

коммуникативный;

этический.

Нормативный аспект культуры речи - один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата.

Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств, знание типических ситуаций общения и умение ориентировать устную и письменную речь на реального или предполагаемого адресата составляют коммуникативный аспект культуры речи.

Этический аспект – соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения.

Взаимосвязь речевой культуры и личности говорящего. Осознанная необходимость совершенствования речевой культуры.

Два уровня речевой культуры: правильная (нормативная) речь, соответствующая нормам современного литературного языка, и речь развитая, умелая, «речь-инструмент» (риторика).

Риторика – это не только умение «красиво говорить». Риторика - это технология эффективного построения речевой деятельности. Риторика – это речь-инструмент, речь-воздействие на адресанта.

Технология конструирования речи в связи с поставленной целью, технология управления коммуникативной ситуацией. Другими словами, риторика – это есть технология объединения объектов из трех миров - реального (материального), знакового (языка) и мира внутреннего (понятий, убеждения, эмоции) для достижения поставленной цели.

Основой риторики является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность - способность говорящего с помощью знаний языка, а также традиций, обычаев, моральных принципов общества правильно ориентироваться в межличностном общении, свободно и непринуждённо принимать в нём участие, реализовывать поставленные в коммуникации цели.

Коммуникативная компетентность объединяет следующие умения и навыки:

– инициировать и вступать в контакт;

– формировать благоприятное первое впечатление;

– задавать вопросы и отвечать на них;

– вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;

– стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;

– слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;

– осуществлять обратную связь, т. е. передать партнёру, что его услышали и поняли;

– выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;

– считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);

– управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;

– эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество;

– владеть моделями общения;

– использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;

– понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии

Литературный язык.

Национальный язык – это язык, принадлежащий всем носителям, которые используют его как средство общения. В нем сосредоточен и представлен весь исторический опыт народа. Состояние языка свидетельствует о менталитете народа, об уровне развития общества и его культуры.

Литературный язык – высшая форма национального языка, обеспечивающая географическое и историческое единство нации, и основа культуры речи. Он стоит над другими разновидностями национального языка и включает в себя оптимальные способы обозначения понятий и предметов, выражения мыслей и эмоций. Литературный язык обслуживает самые разные области человеческой жизни и деятельности: политику, культуру, науку, делопроизводство, законодательство, бытовое общение, межнациональное общение.

Литературный язык имеет свои особенности. К ним относятся:

• общепонятность, которая «в сущности только и делает его литературным» (Л.В. Щерба);

• письменная фиксация;

• нормированность;

• обязательность норм для всех носителей языка;

• наличие функциональных стилей;

• объединение книжной и разговорной речи.

• обработанность (литературный язык - это язык, обработанный мастерами слова: писателями, поэтами, учеными, общественными деятелями).

Формы и системы функционирования литературного языка.

Литературный язык имеет две формы - устную и письменную.

По форме реализации: устная - письменная свидетельствуют о том, что первая - звучащая речь, а вторая - графически оформленная. Это их основное различие. Устная форма первична. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Как устная, так и письменная форма реализуется с учетом характерных для каждой из них норм: устная - орфоэпических, письменная - орфографических и пунктуационных.

Пишущий или говорящий отбирает для выражения своих мыслей слова, сочетания слов, составляет предложения. В зависимости от того, из какого материала строится речь, она приобретает книжный или разговорный характер. Это также отличает литературный язык как высшую форму национального языка от других его разновидностей.

Литературный язык функционирует в двух системах: книжная (кодифицированная) речь и разговорная речь.

Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения, а разговорная речь используется на полуофициальных заседаниях, совещаниях, на неофициальных или полуофициальных юбилеях, торжествах, дружеских застольях, встречах, при доверительных беседах начальника с подчиненным, в обиходно-бытовой, семейной обстановке.

Книжная речь строится по нормам литературного языка, их нарушение недопустимо; предложения должны быть закончены, логически связаны друг с другом. В книжной речи не допускаются резкие переходы от одной мысли, которая не доведена до логического конца, к другой. Среди слов встречаются отвлеченные, книжные слова, в том числе научная терминология, официально-деловая лексика.

Разговорная речь не столь строга в соблюдении норм литературного языка. В ней разрешается использовать формы, которые квалифицируются в словарях как разговорные. В текстах преобладает общеупотребительная лексика, разговорная; отдается предпочтение простым предложениям, избегаются причастные и деепричастные обороты.

Наши рекомендации