По проведению риторического анализа текста
Риторика — научная дисциплина, изучающая функциональную сторону речи, процесс речевого общения и обращающая особое внимание на проблему эффективности речевого общения. Возникнув в глубокой древности, риторика как наука и как область практической деятельности
аккумулировала знания о том, как сделать речевое общение, речевое воздействие наиболее результативным. Целью риторической подготовки является формирование коммуникативной компетенции, под которой понимается способность к осуществлению коммуникативной деятельности в различных сферах и условиях общения. Общение, как и всякая деятельность, должно включать этап рефлексии. В той или иной мере каждому человеку свойственно оценивать результат общения, искать причины коммуникативных неудач, однако лицам, для которых речевое общение — профессионально важная сфера, важно развивать навык грамотного, научно обоснованного анализа собственной коммуникативной деятельности.
Риторический анализ направлен на оценку эффективности/неэффективности коммуникативного акта и предполагает анализ факторов успешности.
В основе схемы анализа лежит описание коммуникативной ситуации. Различные исследователи по-разному описывают модель общения, но
в целом к основным составляющим коммуникативной ситуации относят следующие компоненты: 1) говорящий (пишущий); 2) адресат речи (слушающий, читающий); 3) контакт между коммуникантами; 4) видобщения (устное/письменое, непосредственное/опосредованное и т. д.); 5) передаваемый текст; 6) используемый код (язык) общения; 7) особенности невербального поведения; 8) социальныероли коммуникантов и их представление о соотношении социальных ролей; 8) присутствие третьих лиц, оказывающих влияние на содержание и форму коммуникации; 9) коммуникативное намерение говорящего; 10) установка адресата речи на содержание общения, его представление о целиобщения и личности говорящего; 11) реальные личности говорящего и адресата; их явные и скрытые мотивы, потребности, опасения, этические принципы, опыт и т. д.; 12) помехи общения; 13) переданное метасообщение; 14) информация, которую говорящий передал ненамеренно; 15) достигнутый результат.
В основе риторического действия лежит стремление к эффективности, под которой понимается совпадение цели, которую ставит перед собой говорящий, с реально достигнутым результатом. Чтобы оптимальным образом построить общение, взаимодействие, ритор должен учитывать взаимодействие всех компонентов речевой ситуации, влиять на их соотношение. При этом важно понимать, что ряд компонентов данной конкретной ситуации невозможно подвергнуть изменениям по воле говорящего (например, социальные роли коммуникантов, особенности личности адресата, присутствие третьих лиц, наличие определенных помех и т. д.). Некоторые составляющие ситуации при достаточном уровне мастерства можно корректировать (скажем, можно несколько изменить установки адресата, уточнить представление о соотношении социальных ролей, устранить некоторые помехи и др.). Наконец, существуют компоненты общения, выбор и организация которых целиком зависит от воли ритора: установление контакта, выбор формы и языка (в широком смысле) общения, использование невербальных знаков коммуникации и, конечно же, отбор содержания и комбинация речевых средств передаваемого текста.
Для грамотного проведения риторического анализа студент должен иметь представление не только о компонентах общения, но и об арсенале средств, которыми располагает ритор для достижения своих целей (система аргументации, уловки, средства орнаментации речи и т. д.). Важно также помнить об условиях эффективности речевого воздействия (учет фактора адресата, хорошее владение темой, учет законов риторики). Используемые средства общения варьируются в зависимости от типа дискурса, намерения говорящего и содержания речи.
Примерная схема анализа
1. Указать адресанта и адресата речи. Для диалога назвать участников и определить их роли (кто выступает лидером в общении, кто является объектом воздействия, информирования, развлечения и т. д.). Для монологического текста — охарактеризовать коммуникативную рамку «автор речи — адресат». Выделить речевые средства персонализованности и адресованности текста.
2. Сформулировать коммуникативное намерение говорящего, определить содержание речи (сообщение, убеждение, побуждение, поиски смысла, похвала/порицание, эмотив, игра и т. д.) и тип дискурса(информирующий, аргументирующий, агитирующий, эвристический, эпидейктический, художественный, эмоциональный, гедонистический).
3. Как ритор отбирает и организует содержание сообщения?
4. Что коммуниканты сообщают ненамеренно — о себе, о предмете речи, о своем отношении к адресату и т. д.
5. Какие компоненты речевой ситуации влияют на протекание и результат общения?
6. Добивается ли ритор запланированного результата?
7. К каким средствам прибегал говорящий, чтобы добиться результата? Целесообразно ли их использование?
8. Что мешало говорящему добиться результата?
Образец анализа
Предметом анализа является ситуация общения Лисицы с Вороной, описанная в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Общение Лисицы с Вороной осуществляется фактически в форме монолога Лисы. Лисица здесь выступает как ритор-манипулятор, недаром автор дважды называет ее «плутовка». Объект воздействия — простодушная Ворона.
Цель Лисицы — побудить Ворону раскрыть рот, для этого использует похвалу в адрес Вороны. Дискурс совмещает признаки агитирующего и эпидейктического.
Баснописец в точности передает технику манипулирования. Вначале Лисица пытается расположить к себе Ворону, используя лесть: расхваливает внешность Вороны. Этим приемом часто пользуются манипуляторы, так как практически каждый в глубине души уверен, что обладает многочисленными достоинствами и надо только уметь их разглядеть. Затем Лисица высказывает предположение, что у адресата есть и некие скрытые достоинства, являющиеся продолжением очевидных (ангельский голосок). И наконец, манипулятор рисует перед собеседником захватывающие перспективы (Ведь ты б у нас была царь-птица!), которые выглядят уже почти реальными, ведь Лиса заражает «жертву» своей уверенностью. Чтобы придать своей речи убедительность, манипулятор прибегает к различным вербальным и невербальным средствам. Основная задача Лисы — подчеркнуть свое восхищение, поэтому она активно пользуется средствами речевой экспрессии. Вороне адресованы слова с оценочной семантикой: голубушка, ангельский, мастерица, светик и т. д. Обилие деминутивов (шейка, глазки, пёрушки, носок, голосок, сестрица), которые характерны для эмоциональной разговорной речи, должно показать, что восхищение Лисицы безгранично. В тексте каждая реплика Лисы заканчивается восклицательным знаком, который встречается и в середине фразы, отмечая парцеллированную конструкцию (Какие пёрушки! какой носок!), а парцелляция, как известно, выполняет функцию акцентирования. Средством передачи эмоционального состояния говорящего являются и повторы (что за шейка, что за глазки!; Какиепёрушки! какой носок!).
Автор с большой точностью описывает и особенности невербального поведения Лисицы. «Плутовка» двигается на цыпочках, чтобы не спугнуть жертву, а также демонстрирует таким образом пиетет. Не сводит с Вороны глаз, что свидетельствует о крайней степени восхищения. Лисица вертит хвостом, что, как известно, является признаком дружелюбия. Говорит она вкрадчивым голоском (так сладко, чуть дыша), так что Ворона никак не может распознать угрозы и с радостью откликается на замысел обманщицы.
И. А. Крылов рисует картину абсолютного коммуникативного успеха, тонко подмечая особенности стратегии манипулятора.
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине
№ | Тема | Форма отчётности | Срок ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. | Разработка теории красноречия в России в 18 – 19 вв. | 1. Пользуясь хрестоматией Л.К. Граудиной, составьте сопоставительный конспект риторик М.М. Сперанского и А.И. Галича по следующим пунктам: · Определение риторики · Основные требования, предъявляемые оратору · Рассуждение о слоге, о языке публичного выступления | сентябрь |
2. | Основы ораторского искусства. Образ оратора. | Составьте конспект главы «Внешний облик оратора» из пособия П. Сопера «Основы искусства речи». – Ростов-на-Дону, 1999. | сентябрь |
3. | Работа над устным выступлением. Этапы подготовки речи. | Составьте рабочий план выступления на одну из тем («Оратор, который произвёл на меня сильное впечатление», «Речь, которая мне запомнилась», «Какие ораторы мне не нравятся», «Каких ораторов я люблю слушать»), подберите материал к ней, напишите своё выступление. При создании текста учитывайте все особенности подготовки к публичному выступлению (вид своей речи, информативность, приёмы убеждения, цель речи, логику, этику и эстетику, приёмы создания контакта с аудиторией, продумайте композицию своей речи, структуру, способы преподнесения, использование изобразительно-выразительных средств). Внимание! Можно составить рабочий план выступления и само выступление на любую тему, интересующую вас, подберите материал, напишите своё (!) выступление. Оформите текст, будьте готовы сдать его. | сентябрь |
4. | Взаимодействие оратора и аудитории. | Составьте характеристику известной вам аудитории, с которой приходилось работать (выступать с сообщением, проводить беседу, урок и т.д.), по следующим параметрам: количественный состав, образовательный уровень, возраст, размещение, отношение аудитории к предмету речи, отношение к говорящему, установка на восприятие, настроенность на интеллектуальную работу, наличие групп и лидеров, формирующих отношение к говорящему, устойчивость/неустойчивость внимания, степень понимания, уровень усвоения информации. | октябрь |
5. | Я хочу рассказать о себе… | Составьте и произнесите РЕЧЬ. Тема её – Вы сами. Ваше выступление – это Ваша визитная карточка. Цель её – познакомить с собой, представить себя, заинтриговать собой, по возможности обаять аудиторию. Найдите для такого хорошо знакомого Вам предмета разговора, как ИНФОРМАЦИЯ О СЕБЕ, о своём характере, увлечениях, достоинствах и недостатках, неожиданный приём, ассоциацию, чтобы не только сообщить свои анкетные данные, но и наиболее искренне и полно представить свой внутренний мир. Итак, «заговори, чтобы я тебя увидел», понял и заинтересовался тобой. Целью речи-представления может быть и знакомство с однокурсником, другом, интересным человеком, любимым писателем и т.д. Возможно, Ваша речь будет «изобретена» в виде дружеского (!) шаржа, эпиграммы, пародии и т.д. | сентябрь |
6. | Роды и виды ораторской речи. | Конспект «Роды и виды ораторской речи» (стр. 256 – 266) из хрестоматии «Русская риторика» / Составитель Л.К. Граудина. – М., 1996 | октябрь |
7. | Риторический анализ текста | Подготовить риторический анализ текста (по выбору студента) – см. методические рекомендации, план риторического анализа и образец риторического анализа текста (практическое занятие 10 – 11) – подготовка проекта (в печатном и электронном виде) | октябрь |
Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по курсу «Риторика»
1. Есть несколько способов переработки, сокращения текста:
1) составление плана текста;
2) составление тезисов;
3) составление конспекта;
4) составление реферата;
5) составление рецензии, аннотации и т.д.
При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка:
1) работу с текстом начинайте с объяснения непонятных слов и выражений (без их понимания можно упустить самое главное в тексте);
2) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые можно сократить;
3) в каждой части выделите главное, что необходимо оставить;
4) сделайте предложения более короткими;
5) сохраните в сокращаемом тексте ключевые слова.
2. Умение сокращать текст важно для составления конспекта.
Отличие конспекта от других видов сокращения текста:
1) план текста – это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок;
2) тезисы – основные положения текста, в них коротко, но чётко выделены и сформулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу;
3) конспект – краткое письменное изложение содержания текста, особый вид текста, который создаётся в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, занимает больше места, чем тезисы и план.