Уровень лексический (словарная работа)
Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками (а следовательно, и перед методикой) стоят две задачи: а) задача количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок; б) задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т. е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.
По результатам обследований, 7-летний ребенок, поступающий в школу, употребляет в своей речи хотя бы один раз с пониманием значения слова (это активный словарь) или понимает, но не употребил ни разу, так как не было потребности (пассивный словарь), от 2,5–3 тысяч слов до 7–8 тысяч; соответственно 11-летний школьник имеет в своем словаре от 7–8 до 10–15 тысяч слов (в отдельных случаях – больше). Установлено, что не менее половины новых слов (и новых значений) усваивается через уроки русского языка и литературы (чтение, беседы, письмо, грамматика, риторика и пр.). Простой арифметический расчет дает среднее число ежедневного пополнения словаря школьника: 5–7 слов и значений. На эти объективные показатели учитель может ориентироваться в организации словарной работы в системе обогащения словаря учащегося.
Автор ранжирует источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей:
1. Речевая среда в семье, среди друзей
2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
3. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя).
4. Словари, справочники.
Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.
Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются:
а) на самостоятельные, т. е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям – толковому, синонимическому и пр., по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов –по значению слова в языке-источнике;
б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.
Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имен, топонимов – названий городов, деревень, рек, озер и т. п. (деревня Катериновка, Черный Дол, Камышенка, фамилии Некрасов, Кузнецов, реки Десна и Шуя, имена Владимир, Всеволод).
В современной методике обычно выделяются такие лексико-семантические темы:
– работа с синонимами;
– с омонимами (термин вводить необязательно);
– с антонимами, с паронимами;
– со словами иноязычного происхождения;
– с устаревшими словами и историзмами;
– с многозначными словами;
– со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию;
– с новообразованными словами;
– с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами;
– с тропами – словами, имеющими дополнительное переносное, иносказательное значение;
– составление тематических групп слов.
Как правило, каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся:
а) обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;
б) семантизация – одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы» «слова иноязычного происхождения» и т. п.;
в) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы; составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и мн. др.;
г) введение новых слов в текст, в свою речь, т. е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр.
Не следует забывать, что речь имеет несколько видов; следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении. Добавим к этому память – и долговременную, хранящую запас лексики, и оперативную память, в механизме которой формируется высказывание.
Теперь можно перейти к системе активизации словаря. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях, дневниках, своих первых литературных пробах. С целью активизации словаря методика предусматривает следующие учебные упражнения:
– составление предложения – толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т. е. составление маленького сочинения о слове;
– составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;
– составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т. п.;
– словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;
– орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;
– перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов;
– подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;
– составление и запись различных текстов на избранную тему, исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.
Последнее задание не должно быть слишком жестким, считается нормальным, если ученик вслед за развитием своей мысли употребит не все опорные слова, а 60% или меньше.
Осторожность нужно соблюдать при употреблении образных средств языка: фразеологии, экспрессивной лексики, тропов, иносказании.
Фронтальная работа в классе не должна приводить к стереотипу, к одинаковому выбору слов. Наоборот, учитель поощряет своеобразие языка каждого школьника.
Индивидуальный словарь языковой личности в известной мере определяет и ее интересы, и общее развитие. Языковое богатство дает возможность выбора: известно, что самый большой из русских словарей, 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», содержит около 130 тысяч общеупотребительных слов, в словаре письменных произведений А. С. Пушкина – более 23 тысяч слов, в письменной речи учащегося начальных классов удается зафиксировать не более двух тысяч слов.