Лингвистические особенности ораторской речи
Лингвистические особенности ораторской речи присущи любой ее разновидности, будь то выступление в суде или в студенческой аудитории, поскольку в основе любой речи лежит язык как универсальное средство общения людей. Речь – функция языка, поэтому богатство речи, то есть максимальное использование заложенных в языке средств выразительности при соблюдении языковых норм и правил – отличительная особенность всякой культурной и тем более ораторской речи.
Перед оратором стоит задача, особенно важная в начале выступления: найти контакт с аудиторией. В этом ему поможет использование личных местоимений, и, прежде всего, – местоимений первого и второго лица, которые называют коммуникативными: я, мы, ты, вы.«Мы» чаще всего характеризуется как «мы совместное» в значении «я и вы», т. е. мы с вами. Это объединяет оратора с аудиторией, создает атмосферу единодушия и единомыслия. Степень контактности усиливают так называемые «конкретизаторы»: мы с вами, мы вместе, мы все слушали, мы все вместе с вами и т. д.
Тем же задачам объединения с аудиторией служат глагольные формы, вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились.
Изъяснительные придаточные придают речи императивную окраску (категоричность): ясно, что… Известно, что… Понятно, что… и т. д.
Контактность речи создают также побудительные предложения: решайте, согласитесь, подумайте, отметьте, запомните.
Средством установления контакта с аудиторией и привлечения внимания к информации служит вопросо-ответное единство.Оно создает ситуацию непосредственного общения со слушателями и придает сообщению непринужденный, разговорный характер. «Что такое любовь? Только ли животная страсть? Нет, конечно: любовь – это чувство, возвышающее человека…» и т. п.
9. Фигуры украшательства: троп, сравнение, олицетворение, аллегория, эпитет, гипербола, метафора, анафора и т. д.
Тропы – слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении, а в переносном смысле. В основе тропа лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либо признакам или как-то образом связанных, соотносящихся между собой. Например:
– анафора (единоначатие) – повторении начальных частей стоящих рядом самостоятельных предложений. Анафора не только эмоционально окрашивает речь, но и придает ей убедительность, аргументирует то или иное явление («Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место..., как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней...» Л. Н. Толстой);
– метафора – самый распространенный вид тропа. Русский язык метафоричен в своей основе. Мы постоянно используем в своей повседневной речи метафоры (чайник убежал, стальные нервы, поле деятельности, часы встали, железный характер, теплые отношения, острое зрение). Для выразительной речи характерны развернутые метафоры: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком» (С. А. Есенин);
– эпитеты окрашивают речь, позволяют ярче выделить свойства и качества предметов или явлений (румяная заря, громокипящий кубок);
– гипербола (преувеличение) усиливает выразительность речи: «В сто сорок солнц закат пылал» (В. В. Маяковский). Эти и другие виды тропов делают речь оратора образной, что усиливает ее воздействие на эмоциональную сферу восприятия.
Лекция 3. Композиционно-логическое построение ораторской речи
Смысловая градация.
Композиция ораторской речи не является каноном, которому нужно безукоризненно следовать. Последовательность расположения основных частей и тем более микротем – дело творческое, зависящее от логики рассуждений, от общего замысла. В процессе подготовки выступления можно даже отказаться от целых частей: например, в суде не обязательно рассматривать доказательства преступления, если, с точки зрения защитника, отсутствует сам состав преступления.
Произвольным, творческим может быть и расположение материала, но в каждой публичной речи присутствует смысловая градация, построенная на логическом принципе последовательности, когда каждая последующая мысль вытекает из предыдущей: от констатации – к опровержению, от опровержения – к доказательству.
В основе смысловой градации может лежать принцип усиления, когда аргументы расположены в порядке нарастания и самые сильные из них даются в самом конце речи.