Средства установления и поддержания контакта, активизации внимания и мышления

IV. Особенности устной публичной речи.

Тема 1. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория: портрет аудитории, приемы установления и поддержания контакта, активизации внимания и мышления.

  1. Особенности и преимущества устной публичной речи.
  2. Взаимодействие оратора с аудиторией:

а) портрет аудитории (наиболее значимые характеристики слушающих);

б) отношение говорящего к аудитории.

3. Средства установления и поддержания контакта, активизации внимания и мышления.

Литература.

1. Стернин И. А. Практическая риторика. - М., 2003.

2. Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. - М., 1996.

3. Михайличенко Н. А. Риторика. – М., 1994.

4. Е. Н. Зарецкая. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002

Устная публичная речь - способ общения, с помощью которого вы непосредственно излагаете свою позицию адресату речи.

Особенности и преимущества устной публичной речи:

- говорящий имеет обратную связь со слушателями, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли;

- слушателям часто легче понять говорящего, чем пишущего, ведь можно задать выступающему вопросы - можно вести диалог;

- говорящий использует богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств: мимику, жесты, позу, интонацию;

- говорящий использует возможность многочисленного дублирования, повтора мысли, интонационного ее выделения, что позволяет усилить ее воздействующую силу, облегчает ее понимание;

- дополнительно воздействует сама личность говорящего: его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.

Портрет аудитории.

Человек способен принять идею, если она адресована ему и затрагивает его личностно. Поэтому говорящий должен как можно более полно представлять портрет той аудитории, к которой будет обращена его речь. При составлении этого портрета необходимо учитывать разные факторы: возраст, пол, уровень образования, уровень подготовленности по данному вопросу, мотивация слушания и многие другие. Одним из факторов является отношение слушателей к предлагаемым проблемам, оратору и общению в целом. В связи с этим различают следующие типы аудитории:

1. Конструктивный. Люди выражают полное понимание, сочувствие, интерес, желание взаимодействовать. Они готовы искать решения, вносить конструктивные предложения и т. п. Это опора оратора, «группа поддержки».

2. Конфликтный. Слушатели могут открыто или скрыто противодействовать оратору. Для выработки стратегии говорящему важно не только «просчитать» количество «конфликтных» людей в аудитории, но и качество этой «конфликтности»: - истинные оппоненты, то есть носители иных взглядов, подходов; - открытые противники, «конфронтанты», противостоящие говорящему по разным мотивам; - «ворчуны», всегда и всем недовольные, не принимающие никаких доводов.

1. Соглашательский. Этот тип аудитории примет любую точку зрения, если она убедительно изложена, у них нет своей позиции в силу недостаточной компетентности. Эта группа является истинным объектом стратегии и тактики выступающего, требует приоритетного внимания.

2. Инфантильный. Самая трудная группа, близкая по своим характеристикам к толпе, выражает это отношение. Ее поведение трудно предсказуемо. Этот тип представлен индифферентными людьми, безразличных ко всему, что не входит в узкий круг их собственных эгоистических интересов.

Средства установления и поддержания контакта, активизации внимания и мышления.

В зависимости от типа аудитории, темы, цели общения говорящий прибегает к различным способам взаимодействия с аудиторией:

1. Неожиданное начало уже первыми словами должно привлечь слушателей, зацепить внимание. Неожиданное начало может реализовываться через неожиданные вопросы, образную аналогию и др. Этих «зацепляющих крючков», по мнению А.Ф. Кони, может быть много (подробнее см. Н.Н. Кохтев. Риторика. С. 103-104).

2. Обращение к драматическим событиям, эпизодам, особенно, если они хорошо известны слушателям.

3. Обращение говорящего к эпизодам личной жизни.

4. Обращение к общеизвестным фактам и событиям. Например, в лекции для первокурсников таким общеизвестным событием будет поступление в университет.

5. Авансирование заключается в следующем: предъявив интересное, занимательное, интригующее, оратор говорит слушателям, что подробнее об этом будет говорить позже. Конечно, авансированием не следует злоупотреблять.

6. Диалогизация – необходимый прием взаимодействия говорящего с аудиторией. Диалогизация осуществляется с использованием а) личных местоимений 1-го и 2-го лица; б) глаголов в 10-м и 2-м лице; в) риторических вопросов; г) вопросно-ответных единств; д) обращения к слушателям и др.

7. Популяризация (см. В.В. Речевые формы популяризации).

8. Отступление от темы, немотивированное, на первый взгляд, но, разумеется, связанное с главной мыслью, позволяет дать эмоциональную разрядку аудитории и тем самым управлять ее вниманием.

9. Невербальные способы: кинесика (изменение характера передвижения по аудитории), изменение тембра, темпа речи, разнообразный интонационный рисунок, акцентировка.

10. Обращение к юмору.

Задание 1. Проанализируйте предложенные рекомендации; отметьте, какие из них являются обязательными, а какие – возможными лишь в определенной речевой ситуации. Что является недопустимым? Аргументируйте.

1. Начинайте свою речь с обращения к аудитории. Хорошо продумайте и отработайте первую фразу выступления, так как именно в начале выступления волнение будет особенно сильным.

2. Прежде чем начать говорить, дайте слушателям несколько секунд, чтобы они смогли настроиться на ваше выступление.

3. Вы должны выбрать в аудитории симпатичное лицо и все рассказывать этому слушателю.

4. Продумывая систему аргументов, помните, что «кому надо, тот вам и так поверит».

5. Надо смотреть на всех слушателей во время выступления, разбив аудиторию по секторам.

6. Обязательно используйте в своем выступлении риторические вопросы.

7. Наиболее важные моменты вашего выступления лучше зачитать, чтобы ничего не упустить.

8. Для передышки лучше рассказать аудитории анекдот или шутку.

9. Ваша речь должна быть своеобразным диалогом, а не монологом, обращенным к слушателям.

10. Лучше не отвлекаться на обращение к аудитории: иначе вы не успеете раскрыть тему.

11. Ваша речь должна быть эмоциональной и тем самым возбуждать эмоции слушателей.

12. Важно не убедить слушателей, а сохранить логику изложения.

13. Готовясь к публичной речи, необходимо представлять слушателя.

14. Представляя своих слушателей необходимо составить не «чучело оппонента», а «портрет друга».

15. «Если хочешь убедить, не обижай».

16. Лучше признаться слушающим в ошибочности своих прежних взглядов.

17. Важна не реакция слушающих, а истинность и объективность материала.

*На какие группы можно разделить предложенные рекомендации?

Задание 2. Преобразуйте данные фразы с учетом адресованности конкретному, а не абстрактному слушателю (установление контакта с аудиторией).

У каждого человека на этот счет есть свое мнение - …

В основном люди ценят свою жизнь - …

Существуют люди, которые считают, что любовь – миф - …

Лучше семь раз отмерь и один раз отрезать - …

Тема моего выступления «Любовь - это…» - …

Сегодня я буду поговорить о любви -

Задание 3. Отредактируйте текст с учетом требований взаимодействия говорящего с аудиторией. Как изменится письменный текст?

Слушающий – это и есть тот человек, которому не надо делать больно. Слушающий – это объект речи. Позиция слушающего выдвигается на первый план в паре «говорящий – слушающий», в речевой коммуникации его позиция приоритетна. Этот приоритет имеет два аспекта: психологический и физиологический. … Мы выстраиваем систему речевой коммуникации в виде четверки: цель – замысел – текст – реакция. С позицией слушающего, с его личностной психологией связан, прежде всего, замысел речи. … Выбирать аргументацию следует в зависимости от того, каковы психологический тип человека, его возраст, пол, национальность, язык, на котором он говорит, каков уровень его интеллектуального развития... Так как только личность слушающего определяет выбор аргументации, очевидно, что его позиция оказывается приоритетной. Это означает, что перед тем, как начать говорить, следует произвести немалую аналитическую работу. (Цитируется по Е. Н. Зарецкая. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002, с. 15-16).

Задание 4. Составьте «портрет» своей группы и ответьте на вопросы:

1. Почему аудиторию, пред которой предстоит выступать, называют «чучелом оппонента»?

2. Есть мнение, что говорящий должен полюбить свою аудиторию. Как вы думаете, должен ли? И почему именно полюбить?

Задание 5.Записывая лекцию одного из преподавателей, обратите внимание на используемые говорящим средства установления и поддержания контакта, активизации внимания и мышления.

Тема 2. Подготовка речи: выбор темы, осознание цели, поиск и отбор материала, начало, развертывание и завершение речи. Риторические приемы и принципы разработки и построения публичной речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Основные виды аргументов и принципы их использования. Организация начала и конца речи.

1. Этапы риторического канона: изобретение, расположение, выражение, произнесение.

2. Аргументация публичной речи:

а) логические и психологические аргументы;

б) принципы расположения аргументов.

3. Построение публичной речи:

а) дедукция;

б) индукция;

в) аналогия;

г) концентрический тип.

4. Вступление и заключение публичной речи.

Наши рекомендации