Фонационное (речевое) дыхание
Составитель: доцент Н. Г. Гордеева
Голосо-речевой тренинг: учебно-методическое пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. Н. Г. Гордеева. – Кемерово, 2004. – 48 с.
Учебно-методическое пособие разработано по курсу «Орфоэпия и техника речи» в соответствии с ГОС ВПО по специальности «Журналистика». Содержит теоретические сведения, методические рекомендации и систему упражнений для выработки навыков голосоведения, речевого дыхания и дикции.
Рекомендовано методической комиссией факультета филологии и журналистики «12 » января 2004 года. Председатель методкомиссии _______________ Т. Г. Рабенко | Утверждено на заседании кафедры журналистики и русской литературы ХХ в. «25» декабря 2003 года. Заведующий кафедрой ______________ А. В. Клишин |
|
Ничем так не пренебрегают и ничто так
Не нуждается в постоянном внимании, как голос.
П. Сопер
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших компонентов звучащей речи является голос, т. е. совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком и служащих целям общения.
Профессиональными качествами голоса являются:
· выносливость - малая утомляемость голосовых связок при большой нагрузке;
· устойчивость - ровность звучания по всему диапазону, без выкриков и провалов;
· сила – умелое использование различных уровней громкости, от тихого до полного интенсивного звука;
· гибкость, подвижность;
· звонкость, чистота звучания;
· собранность звучания, концентрация звука;
· полетность – способность голоса лететь вперед, преодолевая расстояние.
Научить человека владеть своим голосом призвана техника речи- комплекс приемов и навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи.
Овладение техникой речи позволяет:
- не утомляться при многочасовой нагрузке на речевой аппарат,
- добиваться максимального контакта с аудиторией,
- достигнуть высококачественной речи.
Для овладения ТР необходимо иметь общее представление о произносительном аппарате человека и процессе речеообразования, а также о таких ключевых понятиях, как дикция, голос, интонация.
В человеческом организме нет специальных органов, предназначенных только для произношения. Произносительными они стали лишь в результате многовековой эволюции человека. Произносительный аппарат включает три функциональные области:
-Респирацию – это организация дыхания. Респирация обеспечивается дыхательным аппаратом, состоящим из легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Речевая функция дыхательного аппарата состоит в производстве необходимой для работы голосовых связок воздушной струи.
-Фонацию – образование голоса. Собственно произносительный аппарат состоит из гортани, внизу которой находятся голосовые связки, глотки, полостей рта и носа.
-Артикуляцию – производство звуков. Артикуляторные органы, непосредственно участвующие в образовании звуков, делятся на активные, способные к самостоятельным движениям (язык, губы, мягкое нёбо, задняя стенка глотки), и пассивные, неподвижные (зубы, альвеолы, твердое нёбо). Каждому звуку речи соответствует либо определенное статическое положение, либо определенная динамика изменения артикуляционных органов, т. е. определенная артикуляция.
Устная речь– это сложный динамический процесс, который обеспечивается одновременной и целостной деятельностью всех трех систем: дыхательной, голосовой и артикуляторной. Поэтому и техника речи включает комплекс упражнений для тренировки правильного дыхания, артикуляции и произношения.
ФОНАЦИОННОЕ (РЕЧЕВОЕ) ДЫХАНИЕ
Дыхание принимает самое активное участие во всякой человеческой деятельности и особенно в речевой. Не случайно Л. И. Вансовская отмечает, что «речь – это озвученный выдох»! Связанное со звуком дыхание называют фонационным.
Фонационное дыхание отличается от обычного физиологического следующими признаками: дыхание во время речи произвольно, контролируемо, вдох более короткий и энергичный, а выдох замедленный. Типичная ошибка - набор излишнего воздуха; это не только бесполезно, но и вредно. В случае необходимости лучше сделать бесшумный добор воздуха носом уже в процессе речи. Речевое дыхание должно быть глубоким, т. е. осуществляться нижнереберными мышцами, мышцами брюшного пресса и диафрагмой. При вдохе сокращается и уплощается диафрагма, главная дыхательная мышца; грудная полость расширяется вперед и в стороны. Плечи, верхний отдел груди при правильном вдохе остаются неподвижными. Речевой выдох осуществляется в первую очередь через рот.
Характеристики речевого дыхания
1. Активность: дыхание – энергетическая база нашей речи.
2. Организованный выдох – фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, поэтому струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке.
3. Распределение выдоха — умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки-порции. Вдох в 10-15 раз короче выдоха (при хорошо тренированном дыхании выдох делится на 25-30 порций, каждая из них полновесна, а значит, каждое слово полнозвучно). Нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.
4. Добор дыхания в процессе речи - необходимость быстро, энергично, незаметно для слушателя подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.
Элементы речевого дыхания
1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос;
2. Равномерный, активный, не ослабевающий («незатухающий») к концу выдох;
3. «Фокусировка» выдоха на кончиках чуть собранных (как для свиста) губ.