Составление проекта геодезического разбивочного обоснования

ОСНОВЫ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

А.В. Волохов

Общие положения

Предлагаемые лабораторные работы являются продолжением учебного процесса по изучению курса «Основы разбивочных работ» и выполняются учащимися в период аудиторных занятий, а также в часы самостоятельной работы студента (СРС).

Во время решения задания осуществляются расчеты, приводятся графики, таблицы, этапы вычислений, основные формулы, вычерчиваются планы, рисунки и составляется пояснительная записка.

Пояснительная записка выполняется на отдельных листах писчей бумаги формата А4 (210х297 мм) в письменном или машинописном (компьютерном наборе) виде и оформляются следующим образом:

вверху указывается индекс «Лабораторная работа 1, 2 и т.д.» и ее название, номер варианта задания. На первом листе студент указывает свою фамилию и инициалы на свободном левом поле, предназначенном для подшивки всего отчета, предварительно в карандаше;

поясняется цель выполняемого задания;

приводятся исходные данные, соответствующие своему порядковому номеру варианта (согласно списку группы);

приступают к непосредственному решению лабораторной работы с пояснениями по ходу ее выполнению;

в конце работы приводятся краткие выводы, зависящие от конечной цели и полученных результатов вычислений;

Графические приложения и чертежи выполняются тушью на листах плотной бумаги, кальке, миллиметровой бумаге, в соответствии с их назначением и соблюдением масштаба, действующих стандартов и инструкций.

По окончании всего положенного количества лабораторных работ их сшивают в один общий документ: «отчет», титульный лист которого изготовляют из плотной бумаги (ватмана) и оформляют надписями «от руки» (Приложение 1). Автор отчета должен расписаться (поставить свою роспись) после своей фамилии на титульном листе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования

На промышленной (строительной) площадке методом

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2

Подготовка исходных данных для вынесения на местность

точки по заданным координатам различными способами:

Прямоугольных и полярных координат, угловой засечкой

Цель работы.

Освоить методику подготовки исходных данных для вынесения на местности точки «С» с известными координатами от пунктов А и В геодезического разбивочного обоснования.

Место проведения занятия:

Лаборатория кафедры маркшейдерского дела согласно расписанию, территория университета.

Принадлежности для выполнения работы, «раздаточный» материал:

Теодолит, штатив, рейка, чертежные материалы и принадлежности, инженерный калькулятор, участок генерального плана строительства.

Содержание задания, исходные данные:

От существующих в районе строительства пунктов А и В геодезического разбивочного обоснования с известными координатами (табл. 1), произвести расчет элементов разбивки для вынесения в натуру заданной точки С способом прямоугольных координат (перпендикуляров), полярным способом, угловой засечкой (см. рис. 2.13–2.15) на территории промышленной площадки. Определить линейную погрешность вынесения точки полярным способом, если точность построения на местности разбивочного угла (mβ) составляет ± 30", а относительная погрешность откладывания расстояния равна 1 : 5 000.

Порядок выполнения работы:

1. Подготовить разбивочный план в соответствии с вариантом задания в масштабе 1: 2 000. Для этого необходимо построить сетку квадратов со сторонами 10 х 10 см и нанести по координатам пункты А и В,точку С.

2. Определить выносные элементы для построения точки С на местности способом прямоугольных координат (перпендикуляров).

Для построения точки С этим способом в натуре необходимо знать кратчайшее расстояние от точки С до линии АВ опорной сети и расстояние от пункта А до основания К перпендикуляра СК на линии АВ (рис. 3.2).

С этой целью напишем уравнения взаимно перпендикулярных линий АВ и СК. Из соотношений

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru ,

находим

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru ,

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru ,

где где Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru , Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru .

Таблица 1

Исходные данные к лабораторной работе 2

  Вариант Координаты точек, м
А В С
Х У Х У Х У
291,622 169,814 93,614 118,364 157,321 292,312
266,333 83,624 54,326 269,666 92,664 23,816
98,604 219,713 291,716 166,734 123,615 54,822
191,346 263,824 168,462 53,362 79,462 207,781
71,144 55,718 293,354 172,613 119,631 229,438
272,432 173,156 81,626 272,641 156,362 57,173
38,167 105,718 225,719 207,131 164,128 28,419
89,460 214,517 267,213 56,763 236,235 265,651
44,141 77,371 209,167 258,636 244,460 65,421
274,425 221,844 33,427 105,285 242,711 67,424
221,621 208,641 46,731 64,681 293,246 29,234
84,462 38,951 241,421 268,313 275,484 54,217
158,241 291,426 92,461 27,643 292,262 168,418
24,464 64,186 155,632 287,682 268,234 85,426
26,176 208,424 265,281 46,149 239,617 206,817
251,364 22,812 116,513 283,615 94,376 86,513
94,736 86,153 253,465 274,218 217,543 82,417
71,264 67,218 239,617 263,315 271,264 46,613
273,615 181,315 24,712 283,627 141,319 38,418
42,516 88,412 273,435 181,520 186,321 284,653
48,354 92,318 276,534 184,052 128,123 282,356
188,643 261,428 66,423 56,263 221,264 85,187
173,451 219,763 225,146 69,851 68,271 43,168
66,713 38,328 167,581 226,770 232,713 74,870
266,281 41,361 208,607 287,761 104,401 122,108
246,371 63,816 43,642 117,342 212,261 268,146
94,641 117,346 292,632 167,841 156,312 291,321
291,617 166,437 99,406 218,317 122,651 55,228
82,626 271,146 273,234 172,651 155,263 57,371
34,724 104,582 275,524 222,448 243,117 68,424


Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru

Рис. 2. Схема участка разбивочного плана

Угловые коэффициенты К1, К2 перпендикулярных прямых АВ и СК, обратны по абсолютной величине и противоположны по знаку.

Из совместного решения уравнений определяются координаты основания К. Далее вычисляются расстояние dAK на прямой АВ и перпендикуляр dCK

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru ,

(1)

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru .

Погрешность определения положения пункта С находится по формуле

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru ,

где mβ = ± 30" ; ρ" = 206265".

3. Вычислить исходные данные для вынесение точки С на местность полярным способом.

С этой целью определяется разбивочный (полярный угол)

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru ,

где αАВ – дирекционный угол направления стороны АВ,

αАС – дирекционный угол направления отрезка АС.

Дирекционные углы находятся согласно вычислениям

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru , Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru .

По знаку приращений координат ΔХ и ΔY определяется четверть нахождения румба и дирекционные углы (табл. 2).

Таблица 2

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3

Их закрепление на местности

Цель работы:

Овладеть навыками подготовки элементов разбивочных работ для вынесения на промышленную площадку осей сооружения с определением способов ее закрепления.

Место проведения занятия:

Лаборатория кафедры маркшейдерского дела, территория университета.

Принадлежности для выполнения лабораторной работы:

Теодолит, штатив, рейка, чертежные материалы и принадлежности, инженерный калькулятор, геодезический транспортир.

Содержание задания, исходные данные:

На основании плана разбивки основных осей сооружения (здания) и данных проектной документации (табл. 3) определяют дирекционный угол направления жесткой стороны АВ, вычисляют дирекционный угол направления А – Ц.3, расстояние dА-ЦЗ и полярный угол βА-ЦЗ.

Таблица 3

Исходные данные к лабораторной работе

№ вари- Анта Координаты пунктов и центра пересечения осей, м Дирекционный угол главной оси, градус
А В Р
Х У Х У Х У
191,816 64,186 295,612 291,213 93,807 219,764
192,186 67,812 67,863 221,647 264,218 232,614
68,821 134,164 272,214 218,637 224,146 69,825
201,713 71,807 64,317 227,328 267,815 243,707
58,822 122,618 271,216 228,610 245,321 58,517
296,307 191,406 92,804 63,217 164,128 278,617
261,128 27,316 208,307 286,716 89,801 157,411
62,108 61,406 264,821 129,613 126,706 288,617
149,206 48,311 71,822 216,184 224,627 217,232
71,307 52,618 234,328 206,333 72,326 218,604
81,623 218,322 296,216 191,322 161,328 64,681
66,213 134,617 268,248 222,746 193,681 68,713
225,164 69,815 173,415 219,736 69,217 45,186
168,518 225,707 65,731 38,382 232,713 72,807
47,113 267,715 272,622 229,062 159,821 63,516
95,811 217,716 193,408 64,218 297,304 272,608
88,118 109,141 209,703 287,617 262,821 108,316
207,607 287,716 265,218 40,316 103,104 122,801
225,617 186,223 72,278 217,841 50,602 49,131
23,613 219,306 235,832 207,324 155,703 54,607
79,314 88,621 231,113 268,323 221,604 51,717
242,174 104,507 34,773 266,304 81,288 90,316
76,324 87,383 243,642 206,812 229,311 66,714
222,406 153,713 78,423 89,216 132,311 265,817
244,216 108,218 70,313 264,407 128,423 39,384
255,327 72,615 101,718 274,563 83,625 62,734
87,659 66,217 258,426 274,165 243,178 66,653
138,926 271,536 87,623 64,535 257,617 76,583
123,528 34,516 283,615 264,825 56,712 282,617
58,635 281,712 226,724 38,653 285,713 262,516

После этого вычисляют координаты точек-знаков закрепления главной и ей перпендикулярной осей, отстоящих друг от друга на расстоянии 20 м. Путем решения обратных геодезических задач находят дирекционные углы: α А-4, αА-8, α А-12, α А -16, расстояния d А-4, dА-8, d А-12, dА-16.

Для вынесения в натуру знаков закрепления определяют полярные углы :

β А-4, β А-8, β А-12, β А -16.

Порядок выполнения работы:

1. Составляют план вынесения в натуру главных осей сооружения в масштабе 1: 1 000 (рис. 3).

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru

Рис. 3. Схематичный план вынесения осей здания

2. Принимают расстояния от центра пересечения осей Р до точек (знаков) их закрепления по главной оси 25 м, по перпендикулярной – 10 м. На каждой оси закрепляют по четыре точки, отстоящих друг от друга, как сказано выше, на расстоянии 20 м.

3. Определяют дирекционные углы направлений:

αР-4 = αгл.оси + 180º ;

αР-8 = αгл.оси +180º + 90º ;

αР-12 = αгл.оси ;

αР-16 = αгл.оси + 90º .

4. Вычисляют координаты знаков закрепления осей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.

5. Находят дирекционный угол направления АВ, дирекционный угол направления АР, расстояние d А-Р и полярный угол β А-Р.

6. Из решения обратных геодезических задач определяют дирекционные углы α А-4 , α А-8, α А-12, α А-16, расстояния d А-4, d А-8, d А-12, d А-16.

7. По известным дирекционным углам направлений вычисляют полярные углы β А-4, β А-8, β А-12, β А-16.

Оформление работы:

1. Указывается название работы, её порядковый номер.

2. Приводятся исходные данные, номер индивидуального задания.

3. Выполняется краткая пояснительная записка по ходу решения работы по разделам.

4. Прилагается разбивочный план к вынесению в натуру заданной координатами точки С. На плане, проектное положение вычисленных элементов разбивки показывается красной тушью.

5. Дается описание методики вынесения главных осей сооружения в натуру.

Рукопись выполненного задания оформить аккуратно, без исправлений и помарок. Строки письма должны лежать горизонтально (в случае оформления работы «от руки»).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4

Вертикальная планировка участка строительной площадки

Земляных работ

Цель работы:

Освоить методику построения горизонталей по данным площадного нивелирования по квадратам. Научиться определять нулевой баланс земляных работ.

Место проведения лабораторной работы:

Лаборатория кафедры маркшейдерского дела, территория ИрГТУ.

Принадлежности для выполнения задания, раздаточный материал:

Нивелир, штатив, рейка, чертежные принадлежности и материалы, инженерный калькулятор, геодезический транспортир, учебное пособие.

Содержание задания, исходные данные:

По результатам площадного нивелирования по квадратам со сторонами 20 м на строительной площадке получены абсолютные отметки их вершин, представленные в табл. 3.4

Для получения индивидуального задания необходимо к отметкам, указанным в табл. 3.4 прибавить поправки: f1, f2, f3, f4, f5 в соответствующие колонки, где N – порядковый номер студента в списке группы.

По полученным величинам исходных данных следует построить план площадки и горизонтали рельефа.

Таблица 4

Таблица 3.5

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

Определение объемов строительных работ при сооружении

Траншей и насыпей

Цель работы:

Приобрести навык построения заданных сечений (горизонтальных, вертикальных) и определения объемов в нестандартных условиях строительных работ. Освоить способы определения объемов выемки горных масс, научиться определять площади горизонтальных и вертикальных сечений различными способами.

Место проведения занятий:

Лаборатория кафедры маркшейдерского дела.

Принадлежности для выполнения задания, «раздаточный материал»:

Теодолит, штатив, рейка, чертежные принадлежности и материалы, инженерный калькулятор, геодезический транспортир, учебное пособие.

Содержание работы:

Построить план участка строительных работ с учетом индивидуального задания (рис. 3.5). Ориентируясь на конфигурацию траншеи (насыпи) при строительстве, определить объем выполняемых работ различными способами. Результаты подсчета сравнить, вывести расхождение, в процентах.

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru

Рис. 3.5. Схематичный план проходки траншеи

Исходные данные:

Каждому студенту выдается план проходки траншеи в масштабе 1:500, на котором по результатам тахеометрической съемки изображены пикетные точки верхних и нижних бровок и даны их абсолютные отметки. Для получения индивидуального задания абсолютные отметки верхних бровок траншеи увеличиваются на величину 0,1N, где N – порядковый номер варианта студента.

Порядок выполнения работы:

1. На листе чертежей бумаги вычерчивают план горных (строительных) работ при проходке траншеи в масштабе 1:500 и подписывают отметки пикетных точек согласно варианту.

2. По составленному плану определяют площади нижнего и верхнего горизонтальных сечений:

а) при помощи планиметра;

б) при помощи точечной палетки;

в) по координатам пикетных точек (Хi и Уi берутся с плана горных работ).

3. Находят средние отметки нижнего и верхнего сечений, вычисляют среднюю глубину траншеи.

4. Объем выполненных выемочных работ способом горизонтальных сечений определяют по формуле:

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru ,

где SB – площадь верхнего сечения, м2;

SH – площадь нижнего сечения, м2;

hСР – средняя глубина траншеи, м.

Площади сечений подсчетных фигур находят различными способами (планиметром, точечной палеткой, аналитически) в соответствии с методиками, изложенными в различных учебниках по геодезии, например, [9].

5. Для нахождения объема траншеи способом вертикальных сечений на исходном плане проводят через 10 м профильные линии и строят на миллиметровой бумаге вертикальные разрезы в масштабе 1: 500. Также определяют площади разрезов различными способами, затем вычисляют объем строительных работ по формуле

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru ,

где Si, Si+1 – параллельные сечения, между которыми определяется частный объем; l – расстояние между сечениями (10 м).

6. Сравнивают объемы, полученные способом горизонтальных сечений и способом вертикальных разрезов (сечений), определяют расхождение полученных результатов в процентах.

Оформление работы:

1. Указывается название работы, её порядковый номер.

2. Приводятся исходные данные, номер индивидуального задания.

3. Выполняется краткая пояснительная записка по ходу решения работы по главам.

4. Прилагается план участка проходки траншеи в масштабе 1:500 и построенные разрезы.

5. Дается описание методики определения площадей различными способами.

6. Составляется ведомость подсчета объемов выемки грунта, определяется расхождение в подсчете различными способами.

Рукопись выполненного задания оформить аккуратно, без исправлений и помарок. Строки письма должны лежать горизонтально (в случае оформления работы «от руки»).

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6

По топографической карте

Цель работы:

Освоить производство камерального трассирования на топографической карте масштаба 1:25 000 способом линии предельно допустимого уклона, основываясь на полученных теоретических знаниях.

Место проведения работы:

Лаборатория кафедры маркшейдерского дела по расписанию.

Принадлежности, необходимые для выполнения задания, «раздаточный» материал:

Учебная карта масштаба 1:25 000, циркуль, чертежные принадлежности и материалы, инженерный калькулятор, писчая бумага, учебное пособие.

Содержание задания:

Выполнить камеральное трассирование оси железнодорожного пути по топографической карте (рис. 6) «ходом раствором циркуля», т. е. нахождение линии заданного уклона по заложению между горизонталями на плане. Величина заложения ℓ между горизонталями при допустимом уклоне i трассирования по карте масштаба 1: М с высотой сечения рельефа h определяется из выражения

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru , (2)

или берется по масштабу заложений на карте.

На карте находят линию нулевых работ, затем ее спрямляют, определяют углы поворота, вписывают кривые, разбивают пикетаж. По отметкам горизонталей определяют черные отметки, составляют продольный профиль трассы, по которому проектируют красную (проектную) линию. Вычисляют данные для разбивки кривых.

В качестве примера построения круговых кривых приводят одну из них, наиболее характерную.

Исходные данные:

1. Топографическая карта масштаба 1: 10 000, 1: 25 000.

2. Показатели руководящих уклонов и радиусов кривых (табл. 3.6) принимаются по указанию преподавателя.

Порядок выполнения работы:

1. Вычисляют величину заложения ℓ между горизонталями на предложенном участке карты по формуле (2).

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования - student2.ru

Рис. 3.6. Выкопировка из топографической карты

Таблица 6

Приложение 1

Министерство образования и науки РФ

Иркутский государственный технический университет

Кафедра маркшейдерского дела

О Т Ч Е Т

ПО ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ»

Выполнил: студент

гр. ГГ-09-1 Иванов И.И.

Проверил: доцент кафедры

Волохов А.В.

ОСНОВЫ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

А.В. Волохов

Общие положения

Предлагаемые лабораторные работы являются продолжением учебного процесса по изучению курса «Основы разбивочных работ» и выполняются учащимися в период аудиторных занятий, а также в часы самостоятельной работы студента (СРС).

Во время решения задания осуществляются расчеты, приводятся графики, таблицы, этапы вычислений, основные формулы, вычерчиваются планы, рисунки и составляется пояснительная записка.

Пояснительная записка выполняется на отдельных листах писчей бумаги формата А4 (210х297 мм) в письменном или машинописном (компьютерном наборе) виде и оформляются следующим образом:

вверху указывается индекс «Лабораторная работа 1, 2 и т.д.» и ее название, номер варианта задания. На первом листе студент указывает свою фамилию и инициалы на свободном левом поле, предназначенном для подшивки всего отчета, предварительно в карандаше;

поясняется цель выполняемого задания;

приводятся исходные данные, соответствующие своему порядковому номеру варианта (согласно списку группы);

приступают к непосредственному решению лабораторной работы с пояснениями по ходу ее выполнению;

в конце работы приводятся краткие выводы, зависящие от конечной цели и полученных результатов вычислений;

Графические приложения и чертежи выполняются тушью на листах плотной бумаги, кальке, миллиметровой бумаге, в соответствии с их назначением и соблюдением масштаба, действующих стандартов и инструкций.

По окончании всего положенного количества лабораторных работ их сшивают в один общий документ: «отчет», титульный лист которого изготовляют из плотной бумаги (ватмана) и оформляют надписями «от руки» (Приложение 1). Автор отчета должен расписаться (поставить свою роспись) после своей фамилии на титульном листе.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1

Составление проекта геодезического разбивочного обоснования

Наши рекомендации