Правила автоматизации звуков

• Произношение звука закрепляется сначала в более легких произ­носительных позициях, затем — в более сложных.

• Слова для автоматизации звуков ребенок должен повторять вслед за вами или произносить по картинке (на которой изображен со­ответствующий предмет).

• В словах не должно встречаться звуков, которые ребенок произно­сит неправильно. Исключение можно допустить только тогда, когда ребенок не выговаривает большое число звуков, и подобрать для него подходящие слова очень трудно. Это правило не относится к произношению предложений.

• На первых порах, в словах не должно попадаться того звука, не который раньше ребенок заменял поставленный звук (например если звук [р] произносился как [л],нельзя использовать слова, I которых оба эти звука присутствуют одновременно: рулон, коралл

и т. п.).

• В начале работы над каким-либо звуком в словах не должно ветре чаться других звуков, относящихся к этой же группе. Напри мер, если вы автоматизируете звук [р], в словах, которые вь используете, не должно быть других сонорных звуков ([л], [и]

[р'1 и [л']).

Это же правило относится к свистящим, шипящим и заднеязыч

ным звукам.

• Слова, которые вы используете, не обязательно должны быть зна комы ребенку, их значение вы можете объяснять ему по ходу за

нятия.

• Как только ребенок начинает легко справляться с одним видо: упражнений, сразу же переходите к другому — более сложному

• Для тренировки произношения полезно бегло вспоминать прок денный материал.

Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков

^ Предварительно потренируйтесь произносить тот дефектный звук, который раньше был у ребенка.

Вы произносите слова так, как ребенок произносил их раньше (то есть, дефектно выговаривая поставленный звук), затем — правиль­но (иногда — наоборот). Ребенок «угадывает», когда вы произнес­ли слово правильно.

^ Ребенок должен произносить слова сначала правильно, затем — так, как произносил раньше (иногда — наоборот). Вы «угадывае­те», когда он произнес правильно, а когда — нет. Время от време­ни вы будете «допускать ошибки» (путать правильно и неправильно произнесенные слова), а ребенок должен эти ваши ошибки обна­руживать и исправлять.

^ Вы произносите слово так, как прежде произносил его ребенок. Он должен «исправить» ваше произношение — произнести слово правильно.

•^ Вы произносите какое-нибудь слово правильно, а ребенок должен повторить его за вами так, как он произносил его раньше (дефек­тно), а затем «исправить» свое произношение.

^ Ребенок должен произнести слово сначала правильно, потом так, как он произносил его раньше (дефектно), затем — опять правильно.

Разграничение произношения звуков при замене звуков

Работа по разграничению звуков будет описываться на примере звуков [с] и [ш]. Предполагаемая ситуация: вместо звука [ш] ребенок произносил звук [с]. -

Предварительно познакомьте ребенка с соответствующими буква­ми. Можно использовать и другие символы: например, звук [с] (старое произношение) может обозначаться черным кружком, а звук [ш] (но­вое произношение) — красным.

Дифференциация звуков в изолированном положении.

Когда вы показываете ребенку буквы [с] или [ш] (или заменяю­щие их символы) — он должен произносить соответствующие звуки.

Дифференциация звуков в слогах.

Вы очень медленно произносите слоги, среди которых встречают­ся слоги со звуками [с] и [ш]: [ра], [ши], [ло], [су], [рэ], [ша] и т. п.

звук, который услышал.

Дифференциация звуков в словах.

V Вы медленно произносите слова, где звуки [с] или [ш] стоят в начале слова (сад, сын, шуба, сон, шаг и т. п.), ребенок должен назвать тот звук, с которого начинается слово. Следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с одним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный материал, а начнет просто поднимать руку через слово.

^ Вы произносите простые слова, где звуки [с] или [ш] находятся в середине слова: каша, коса, усы, душа, уши, лиса и т. п. Задание для ребенка — такое же, как и в предыдущем случае.

•^ Вы произносите простые слова, где звуки [с] и [ш] стоят в конце слова: лес, ковш, лис, мышь, душ, мыс и т. п. Задание такое же, как в предыдущих случаях.

Обязательно следите за тем, чтобы среди слов не попадалось та­ких, в которых одновременно присутствуют оба дифференцируе­мых звука.

^ Ребенок должен придумывать слова, которые начинаются на звук

[с] или [ш].

•^ Вы называете пары слов, отличающихся друг от друга только од­ним звуком ([с] или [ш]), например: миска — мишка, коска — кошка, каска — кашка, мыс — мышь, и т. п. Назвав пару таких слов (например, коска — кошка), вы задаете ребенку вопросы, на­пример: «Что может быть заплетено у девочки на голове?», «Кто говорит мяу?». Ребенок должен ответить на ваш вопрос, употре­бив правильное слово.

^ Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть сразу оба дифференцируемых звука: шоссе, суша, самшит, шест и т. п.

^ Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть оба дифференцируемых звука (как в предыдущем упражнении) и слова, в которых один и тот же звук встречается дважды (напри­мер: шашлык, соска, шашки и т. п.). В последнем случае ребе­нок часто заменяет повторяющийся звук на другой (например: шашлык — сашлык или шаслык, соска — сошка или шоска и т. п.).

Дифференциация звуков в предложениях.

Ребенок должен повторять за вами предложения, в которых в боль­шом количестве, в том числе и в одном слове, встречаются дифферен­цируемые звуки: Саша шагает по шоссе. Кошка съела мышку. В саду растет самшит.

,——._.. ^«. 155

звуки |_<^ и 1Ш\ на две кучки: в одну — со звуком [с], в другую — со звуком [ш].

^ Ребенок должен выбрать из кучки картинок те, в названии кото­рых есть звук [с](среди картинок должны быть и картинки, в названиях которых есть звук [ш]).Затем из этой же кучки нужно выбрать те картинки, в названии которых есть звук [ш].

ПРИМЕРНЫЕ СЛОВА ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

Слова для дифференциации звуков [с— ш]:Саша, шоссе, суша, сушка, шесть, шест, шерсть, шустрость, дюшес, фашист, шествие, ко­стяшка, шелест, самшит, штангист, пустошь, ушастик, шанс, пастуш­ка, машинист, шершень, шашлык, шашка, шишка, соска, сосиска, суслик, самса, свинопас, космос.

Слова для дифференциации звуков [з— ж]:жезл, зажигалка, желтизна, жизнь, зажим, зажигание, железо, заживление, виза­жист, жижа, жужелица, ажиотаж, заноза, зазор, зазноба, зазнай­ка, зразы.

Слова для дифференциации звуков [ц— с]:цистерна, цитрус, царство, лестница, пустынница, гостиница, станция, специалист, сол­нце, станица, абсцесс, устрица, процесс, самец, цаца, муха цеце, кон­цепция, Цицерон, царица, стансы, Стае, соска, иконостас.

Слова для дифференциации звуков [л— р]:рулон, орлы, горло, лорнет, Лара, оверлок, Карл, Клара, сверло, каравелла, коралл, берло­га, мармелад, карнавал, Фрол, флора, формула, ларчик, шарлатан, капрал, аврал, рапира, рессора, рокировка, Аврора, курорт, колокол, балалайка, металлолом, головоломка.

Слова для дифференциации звуков [л — и]:лайка, лай, яблоко, Ялта, балалайка, оладьи, одеяло, юла, ёлка, слайд, слойка, далай-лама, Ямайка, яйцо, колокол, головоломка.

Слова для дифференциации звуков [л' — и]:линейка, лейка, ель, лилия, улей, клей, шлейф, аллея, ясли, ваятель, Юля, кальян, Лия, ялик, литий, альянс, флейта, колея, Ямайка, яйцо, Лиля, ляля.

Слова для дифференциации звуков [р — и]:рай, рой, Рая, яр­кость, ярмарка, ярмо, район, край, покрой, тройка, Ермак, мойра, сай­ра, юрта, фейерверк, Бейрут.

Фридрих, рефрен, референт, передряга, секретарь, перекресток.

Слова для дифференциации звуков [р' — л']:солярий, малярия, кавалерист, апрель, клирик, перелесок, пилигрим, гриль, прелесть, ли­рика, прель, прилив, лекарь, переплет, перепелка.

Слова для дифференциации звуков [т' — ч]:учитель, птичка, течь, печать, мечеть, картечь, аптечка, чтение, четверть, птенчик, почтение, тенечек, тетя, тетива, тетерев, точечка, чучело, почемучка, черчение, чечетка.

Наши рекомендации