Политическая коммуникация: характеристики, вербальные средства воздействия. Специфика публицистического стиля.
Массовая коммуникация: характеристики, вербальные средства воздействия.
Массовая коммуникация - процесс распространения информации знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большшие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации (СМК) –специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационного сообщения на большие аудитории.
Характеризуется:
· наличием технических средств, обеспечивающих регулярностьюи тиражированностью;
· социальной значимостью информации, способствующейповышению мотивированности массовой коммуникации;
· массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценной ориентации;
· многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных
средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нетивность массовой коммуникации.
Особенности:1) диахронность – инф. Сохраняется во времени 2) диатопность – преодолеает пространство 3) мультиплицирование – сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием 4) симультанность – представлять адекватные сообщения множеству людей 5) репликация – регулирующая функция.
Функции мк: в 1948 Лассауэлл выделил 3 ф. : 1) обозрение окр. мира 2) корреляция с социальными институтами 3) передача культурного наследия. В 1960 – е К. Райт выделил развлекательную ф. в 1980-е М. Квейл выявил мобилизующую функцию. Русская психолингвистика выделяет сл. Функции: 1) информационная 2) регулирующая 3) социального контроля 4) социализации личности.
Риторика аргументации. Классификация аргументов. Логические манипуляции в современных текстах массовой коммуникации.
Система аргументов в первый этап порождения речи – инвенцию
1) логические аргументы - предполагают обращение к мысли
2) этические – связаны со спецификой поведения человека в обществе
3) психологические – апелляция к чувствам человека («Самый сильный аргумент – это слезы»Квинтилиан).
Текст как сложное смысловое, структурное и языковое целое.
Психологические основы манипулятивного речевого воздействия, вербальные средства и риторические приёмы его реализации.
Массовая коммуникация: характеристики, вербальные средства воздействия.
Массовая коммуникация - процесс распространения информации знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большшие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации (СМК) –специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационного сообщения на большие аудитории.
Характеризуется:
· наличием технических средств, обеспечивающих регулярностьюи тиражированностью;
· социальной значимостью информации, способствующейповышению мотивированности массовой коммуникации;
· массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценной ориентации;
· многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных
средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нетивность массовой коммуникации.
Особенности:1) диахронность – инф. Сохраняется во времени 2) диатопность – преодолеает пространство 3) мультиплицирование – сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием 4) симультанность – представлять адекватные сообщения множеству людей 5) репликация – регулирующая функция.
Функции мк: в 1948 Лассауэлл выделил 3 ф. : 1) обозрение окр. мира 2) корреляция с социальными институтами 3) передача культурного наследия. В 1960 – е К. Райт выделил развлекательную ф. в 1980-е М. Квейл выявил мобилизующую функцию. Русская психолингвистика выделяет сл. Функции: 1) информационная 2) регулирующая 3) социального контроля 4) социализации личности.
Политическая коммуникация: характеристики, вербальные средства воздействия. Специфика публицистического стиля.
Изучение политической коммуникации восходит к Платону, но начало современным изысканиям положили исследования пропаганды в Первой мировой войне.Социально-информационное поле политики. Впервые политическую коммуникацию как информационно-коммуникативную систему представил К. Дойч: «процесс управления есть процесс власти, основанием которого выступает коммуникация».В современной науке существует несколько подходов к понятию«политическая коммуникация»: 1) это постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и другими системами (Л.Р. Посикера);2) подразумевает не одностороннююнаправленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон формальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику (Л. Пай); 3) это процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политическойсистемой и социальной системой (Р.Ж. Шварценберг).П. к. – политическая система как сеть коммуникаций и информационных потоков; процесс информационного обмена между политическими акторами, осуществляемый в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.
Функции по отношению к политической системе и гражданскому обществу: 1) информационная (главное содержание этой функции заключается в распространении необходимых знаний об элементах политической системы и их функционировании); 2) регулятивная (позволяет выработать оптимальный механизм взаимодействия как между элементами политической системы, так и между политической системой и гражданским обществом); 3) функция политической социализации (способствует становлению важных и необходимых норм политической деятельности и политического поведения); 4) манипулятивная(способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическим проблемам).В структуре политической коммуникации можно выделить как содержательный, идеальный элемент, так и формальный, материальный (каналы, средства). Политическая, как и иная, коммуникация предполагает коммуникатора, сообщение, какой-либо канал или средство передачи и, наконец, получателя.
П. с. используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь. Служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях данного стиля сказывается широта тематики: возникает необходимость включения специальной лексики, требующей пояснений. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.Языковые средства: прямые обращения к читателю; побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; повторы; однородные члены с многосоюзием и парным соединением; вопросно-ответные построения высказывания; вводные слова.