Основные премы постановки звуков

Приемы постановки свистящих звуков.

В ряде случаев у детей наблюдаются нарушения всех свистящих и шипящих звуков. Отмечены случаи, когда все эти звуки реа­лизуются только в одном артикуляционном варианте - смяг­ченном шипящем звуке. Встречаясь с подобными нарушениями, логопед анализирует дефект, чтобы правильно организовать логопедическое воздействие. Если нарушение квалифициро­вано как дислалия, необходимо определить последовательность в постановке звуков. Принято сначала ставить свистящие зву­ки (в первую очередь глухие), а на их базе - звонкие. Шипя­щие звуки ставят после постанови свистящих: сначала - твердые, затем - мягкие. При постановке шипящих после­довательность отрабатываемых звуков более свободная. Она определяется логопедом исходя из особенностей проявления дефекта.

Обычно постановка начинается с глухого твердого с.

Приемы постановки звука С.

При губно-зубном сигматизме нужно снять губную арти­куляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука, либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов).

В других случаях ребенка просят улыбнуться, оття­нуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и по­дуть на кончик языка для получения свистящего шума, ти­пичного для С. Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог та, логопед вводит зонд № 2 (см. Приложение №2) между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Уп­равляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

При межзубном сигматизме можно воспользоваться выше­описанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушен­ным свистящим звуком, нужно произносить слог СА со сжаты­ми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном А опустить челюсть. Осо­бое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

При боковом сигматизме необходима специальная подго­товительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подни­маться до плотного соприкосновения с боковыми зубами.

Для получения чистого произношения применяют двухэ­тапный метод постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а за­тем переводят язык в зазубное положение.

Звук Зставится по тем же принципам, но при произнесении фонемы добавляется голос.

Приемы постановки звука Ц.

Постановку звука Ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков Си Т.

Однако хорошее произнесение звуков Т и Св отдельности ещё не гарантирует постановку звука Ц по подражанию.

Звук Цставится от звука Т при опущенном кончике язы­ка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам пере­дней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук Т с сильным выдохом. При этом как бы последовательно про­износят Ти С. Элемент свистящего звука оказывается протя­женным. Чтобы получить слитный звук с укороченным сви­стящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным А,при произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочета­ние атсссильным выдохом в момент перехода от а к тс.

В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпате­лем или зондом № 2 (см. Приложение №2) логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребен­ком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слит­ный звук Ц.

В тех случаях, когда дефектными оказываются все свистя­щие звуки, постановку обычно начинают с глухого твердого с.

В дальнейшем он становится базовым для постановки дру­гих свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нару­шенных фрикативных свистящих звук Цу детей произносит­ся без искажений. В таких ситуациях можно вызвать звук Сот звука Ц. Логопед просит ребенка удлиненно произнести Ц, слышится протяжное С: тССС. Затем логопед просит про­изнести этот элемент без смыкания языка с зубами. Услови­ем, облегчающим артикуляцию, является позиция Ц в начале открытого слога, например ца.

Приемы постановки звуков [Ш] и [Ж].

Сначала ста­вится звук Ш, а затем на его базе ставится Ж.

Постановка звука Шосуществляется рядом приемов. Ребенок несколько раз произносит слог саи во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меня­ется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного Ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук а(в результате слышится слог ША).Ребенок произносит слог сапри верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.

Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед вводит под язык зонд № 5 (см. Приложение №2). С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего Ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких трениро­вок в произнесении Шаспомощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.

При ненарушенном произнесении Р можно поставить Ши Жот этого звука. Ребенок произносит слог РАи в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом № 5 (см. Приложение №2) к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении РА слышится ша, а при гром­ком - жа.

Звук Жставится обычно от звука Швключением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука З, как Шот С.

Приемы постановки звука [Щ]

Для постановки звука Щможно воспользоваться звуком С. Ребенок несколько раз произносит слог с'иили с'аспротяжен­ным свистящим элементом: с'и, с'и... Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.

Если правильно произносится звук ч, то от него легко по­лучить звук щ, протянув завершающий звук Чфрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.

Приемы постановки звука [Ч]

Звук Ч можно поставить от мягкого т', произносимого в прямом слоге (т'и)или обратном (aт').

Ребенок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым уси­лением выдоха на согласном элементе. В момент произнесе­ния логопед с помощью шпателя или зонда № 5 (см. Приложение №2) слег­ка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции щ).

Тот же акустический эффект может быть получен при введе­нии зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его назад. Звук Ч легче вызывается в обратных слогах.

Приемы постановки звуков [к, г, х, к', г', х'].

Приемы исправления этих звуков сводятся к по­становке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязыч­ных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных передне­язычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые - от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та, в мо­мент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, по­том кя, а вслед за ним ка. Так же ставится звук гот слога да, но его можно получить и озвончением к. Звук Хставится от звука Саналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хяи, наконец, ха.

Приемы постановки звука [Л]

Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом Ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения по­казывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произ­несение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ЛА. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался меж­ду зубами.

Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий Л', ребенка просят несколь­ко раз повторить слог ЛЯ, затем вводится зонд № 4 (см. Приложение №2) так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; зондом нажимают на язык вниз - вправо или влево, и ребенок при этом несколько раз произносит сочета­ние ЛЯ. В момент произнесения регулируется движение зон­дом, пока не будет получен акустический эффект твердого Л.

Основная трудность в постановке звука Лзаключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слы­шать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому новому звуку, который получается в момент его постановки. Звук Л удается получить по слухово­му подражанию, если на подготовительном этапе ребенок на­учился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

Приемы постановки звука [Р].

1. По подражанию:Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится при­менять другие.

2. Наиболее распространенным приемом является постанов­ка звука Рот Д, повторяющегося на одном выдохе: Ддд, ддд споследующим более форсированным произнесением после­днего. Применяется также чередующееся произношение зву­ков Ти Д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних рез­цов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков Ди Требенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При зад­неязычной артикуляции Р или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибра­ции: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения пере­дней вибрации звук нередко оказывается излишне длитель­ным (раскатистым) и зашумленным.

3. Постановка Р в два этапа.На первом этапе ставится фри­кативный Р без вибрации от звука Жпри его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением пере­днего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значитель­ным напором воздуха (как при произнесении глухого зву­ка) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхно­сти передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попе­ременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти дви­жения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым). Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатис­тым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладе­вает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки Рот слогового сочетания зас несколько удлиненным произнесе­нием первого звука из слога: ззза. В ходе многократного по­вторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемеща­ет переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного Рв сочета­нии с гласным А. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чис­тый звук Р, нормальной протяженности, без избыточного рас­ката. При этом способе постановки звука не требуется спе­циального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тре­нировки в вызывании слогов Ра, ру, ры.

Приемы постановки звука [Р']

При постановке мягкого Р' применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю.

Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука Рсна­чала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой поря­док не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смешения.

Приемы постановки звука [j] (йот).

Исправить звук можно, опираясь на гласный И: ребенок произносит несколько раз сочетание иаили аиа. Выдох не­сколько усиливается в момент произнесения И, и сразу без перерыва произносится А. После того как усвоено такое произнесение, логопед дает установку на более краткое произне­сение Ц. Помимо сочетания иа, полезно произносить аи, ои и т. д. В результате у ребенка вырабатывается дифтонговое их произнесение.

Другим примером постановки звука j (йот) является по­становка его от мягкого з'с механической помощью. Ребенок произносит слог з'а (зя),повторяя его несколько раз. Во время произнесения слога, логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его несколько назад до получения нужного звучания.

Наши рекомендации