Запишите памятку«Говори правильно».

- следи не только за тем, что сказать, но и как сказать;

- говоря вслух, слушай себя как бы со стороны – это позволит избавиться от некоторых произносительных ошибок;

- если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь; если такой возможности в данный момент нет, замени слово синонимом;

- чаще произноси «трудные» слова вслух;

- тактично исправляй ошибки в речи своих друзей и близких;

- учись говорить правильно у дикторов радио и телевидения, актеров;

- помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и писать.

4. Исследовательская работа.Расставьте ударения в словах Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод.

(Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)

2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог.

(Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)

Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота.

(Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на -отобразованных от прилагательных — на окончание. Ср.: ломота ←ломать, но красота← красивый.)

5.Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных:

Свит..р, спринт..р, компьют..р, инт..рьер, инт..рвью, аст..роид, т..нд..нция, г..фрированный, жизн..обеспечение, завс..гдатай, экз..льтированный, мя..че, лё..кий, де..ский.

Ответы к заданию:

Свитер [тэ],спринтер [тэ],компьютер [тэ],интерьер [тэ], интервью [тэ],астероид [тэ],тенденция [тэ], [дэ],

гофрированный [га],

жизнеобеспечение [н’э],

завсегдатай [с’э],

мягче [хч’],

лёгкий [х’к],

детский [цк].

6.Самостоятельная работаСпишите описание дуба поздней осенью.

Задание:

1.Подчеркнуть основу предложений;

2.Какие используются выразительные средства для описания;

Фонетический разбор выделенных слов

На пригорке растёт дуб с раскидистыми, скрюченными, словно старые натруженные пальцы, ветками. Он крепко впился в землютолстыми корнями. Дуб не сразу почувствовал приход осени. Его плотные листьядолго не поддавались прохладным ночам и продолжали зеленеть. Но неожиданно ударил морозец. Листья дуба пожелтели, взялись изморозью. Подул ветерок, и листья постепенно стали опадать. Дзинь-дзинь! Зазвенели, словно золотые колокольчики, ударяясь о застывшие ветки. Весь пригорок покрылся шуршащим ковром.

(олицетворение – наделение неодушевленных предметов чертами человека,, сравнение, эпитет)

Рефлексия

— Что такое ударение?

— Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?

— Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?

— Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?

Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения.

Нормы произнесения гласных звуков.

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении называется редукцией.

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», то есть в безударном положении все гласные, кромеу, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [и] c призвуком [э]. Например: лес [э] – лесник [иэ], грязь [а] – в грязи [иэ].

После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются в слоге звуком [ы] с призвуком [э]. Этот же звук произносится на месте буквыа в словах: жалеть, лошадей, жакет.

Нормы произнесения согласных звуков.

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными озвончаются: просьба [з’], молотьба [д’].

Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному: молод – молот, лезть – лесть.

Перед мягкими согласными парные твёрдые смягчаются: степь [с’т’].

Наши рекомендации