Лабораторная работа № 1. Основы работы с операционной системой Microsoft Windows.
Требования к лабораторным работам и порядок сдачи
Каждая лабораторная работа состоит из двух частей: перечня обязательных вопросов и непосредственно задания на лабораторную работу. Перечень обязательных вопросов представляет собой набор базовых умений и знаний по работе c операционной системой Microsoft Windows и программными продуктами, входящими в состав пакета Microsoft Office 2003, которые студент ОБЯЗАН продемонстрировать преподавателю при сдаче лабораторной работы. Без ответов на обязательные вопросы лабораторная работа зачтена НЕ БУДЕТ.
Задания на лабораторные работы составляются преподавателем, проводящим занятия с группой, и согласуются с преподавателем, ведущим курс «Информатика и вычислительная техника».
Таким образом, порядок сдачи лабораторных работ следующий:
1. Ответы на обязательные вопросы;
2. Выполнение задания на лабораторную работу.
При выполнении лабораторных работ в качестве методических пособий рекомендуется использовать следующие документы:
Лабораторная работа № 1. Основы работы с операционной системой Microsoft Windows.
Перечень обязательных вопросов
1. Понятие логического и физического дисков. Файлы и каталоги. Имя и путь файла. Расширение файла;
2. Понятие операционной системы. Основные характеристики операционной системы Windows;
3. Понятие документа и приложения, их взаимосвязь в ОС Windows (Windows как документоориентированная система);
4. Структура окна и элементы управления окном;
5. Рабочий стол Windows. Панель задач, меню «Пуск»;
6. Понятие программы и данных;
7. Запуск программы в ОС Windows;
8. Работа с файлами и каталогами в Windows с помощью программы «Проводник» (Explorer):
9. Запуск программы «Проводник»;
10. Структура окна программы «Проводник». Панель дерева каталогов;
11. Смена текущего каталога. Просмотр содержимого каталога. Навигация по каталогам (вход в каталог, возврат в родительский каталог);
12. Поиск файлов с помощью панели поиска программы «Проводник»;
Задание на лабораторную работу
1. На сетевом диске W создать собственный каталог (назовем его условно «Папка _1»);
2. Сделать созданный каталог текущим (войти в него);
3. Создать внутри собственного каталога два подкаталога («Папка _1_1» и «Папка_1_2»);
4. Скопировать из каталога X:\ПоляковАГ\Учебные материалы\Информатика в каталог «Папка_1» файлы «Информатика. Задания на лабы.doc» и «Work-With-Word97_1.doc»;
5. Переместить каталога «Папка _1» в каталог «Папка _1_1» файл «Work-With-Word97_1.doc»;
6. Переименовать файл «Work-With-Word97_1.doc» в «Word-Lections.doc»;
7. Скопировать файл «ИВТ-Лабы.doc» в каталог «Папка _1_2»;
8. Удалить файл «ИВТ-Лабы.doc» из каталога «Папка _1»;
9. Создать в каталоге «Папка_1» текстовый документ. Присвоить ему имя «Лаба_1.txt»;
10. Открыть документ «Лаба_1.txt». Открыть документ «ИВТ-Лабы.doc».
11. Скопировать из документа «ИВТ-Лабы.doc» в документ «Лаба_1.txt» 15-20 страниц текста;
12. Продемонстрировать преподавателю навыки работы с текстом:
12.1. Выделение с помощью клавиатуры всего текста;
12.2. Выделение с помощью клавиатуры части строки от текущей позиции курсора до конца строки;
12.3. Выделение с помощью клавиатуры части строки от текущей позиции курсора до начала строки;
12.4. Выделение с помощью клавиатуры отдельного слова;
12.5. Копирование выделенного фрагмента текста в другую часть документа;
12.6. Перенос выделенного фрагмента текста в другую часть документа;
12.7. Удаление выделенного фрагмента текста;
12.8. Замена выделенного фрагмента на другой текст;
13. Сохранить измененный документ «Лаба_1.txt» в каталог «Папка_1_1» под именем «Лаба_1_1.txt»;
Лабораторная работа № 2. Разработка документов с помощью Microsoft Word.
Задание на лабораторную работу
Для успешной сдачи лабораторной работы необходимо создать документ Word на основе заготовки, расположенной по адресу X:\ПоляковАГ\Учебные материлы\Информатика\ отделение\Лабораторные работы\Варианты заданий\Лабораторная №2.
Номер задания определяется номером студента в списке группы. Список группы можно посмотреть по адресу: X:\ПоляковАГ\Отчётность\Информатика\ХХ(во)Журнал сдачи лаб.doc, где XX – номер группы. Исходное задание должно быть проанализировано с целью выяснения структуры документа и смысловой связи между частями. Документ должен быть разработан с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛЕЙ. Документ должен состоять из следующих разделов (частей):
1. Титульный лист (шаблон титульного листа расположен по адресу: X:\ПоляковАГ\Учебные материлы\Информатика\Вечернее отделение\Лабораторные работы);
2. Содержание. Содержание документа должно быть выполнено в стиле оглавления и формироваться автоматически на основе встроенных стилей «Заголовок1» ... «Заголовок 9»;
3. Содержательная часть (непосредственно текст документа). Текст документа делится на логически обособленные части, нумеруемые по порядку с 1;
Разработанный документ должен удовлетворять следующим условиям:
1. Размер страницы – А4;
2. Цвет фона: белый;
3. Размеры полей страницы:
3.1. Верхнее поле не менее 2 см;
3.2. Нижнее поле не менее 2 см;
3.3. Левое поле не менее 3 см;
3.4. Правое поле не менее 1 см;
4. Ориентация страницы – книжная;
5. Расположение номеров страницы: верхний колонтитул, от центра, первая страница не нумеруется;
6. Основной текст документа должен быть выполнен с использованием стиля «Обычный»;
7. Требования к стилю «Обычный»:
7.1. Гарнитура шрифта: Times New Roman
7.2. Размер шрифта: 14;
7.3. Цвет шрифта: чёрный;
7.4. Цвет фона: белый;
7.5. Отступ табуляции: 1,27 см.;
7.6. Междустрочное расстояние: 1,5;
7.7. Выравнивание текста: по ширине;
8. Документ ОБЯЗАТЕЛЬНО должен содержать таблицу, рисунок и гиперссылку;
9. Рисунки, схемы и таблицы в документе должны подписываться с использованием стиля «Заголовок 8» или «Заголовок 9» и нумероваться в соответствии с номером раздела содержательной части документа (например, «Рисунок 1.1.», «Схема 3.2.», «Таблица 6.8»);
10. Требования к оформлению таблиц:
10.1. Ширина границ таблицы: не более 1 пункта
10.2. Цвет границ таблицы: чёрный;
10.3. Цвет фона ячейки таблицы: белый;
10.4. Для заголовка таблиц должен быть создан отдельный стиль (например, с именем «Заголовок таблицы») на основе стиля «Обычный» и отличающийся от него следующими параметрами форматирования:
10.4.1. Начертание - полужирным шрифтом;
10.4.2. Отсутствие отступа у первой строки абзаца;
10.4.3. Выравнивание текста по центру;
10.5. Для содержимого таблиц должен быть создан стиль (например, с именем «Содержимое таблицы») на основе стиля «Обычный» и отличающийся от него следующими параметрами форматирования:
10.5.1. Выравнивание текста по левому краю;
10.5.2. Междустрочный интервал – 1;
10.5.3. Отсутствие отступа у первой строки абзаца;
11. Схема документа не должна содержать лишних элементов.
При сдаче лабораторной работы будут учитываться, как внешний вид документа, так и понимание студентом основных понятий, применяемых при работе с Microsoft Word, а также степень владения основными навыками работы с текстовым процессором.
Задание на лабораторную работу
1. Провести информационный анализ исходного документа:
2. Выделить реквизиты-основания и реквизиты-признаки и описать их. Описание должно содержать наименование реквизита, тип данных и длина реквизита, область возможных значений (если есть). Указать к какому виду относится реквизит (основание или признак);
3. Описать составные единицы информации (СЕИ), их структуру;
4. Описать показатели, привести способы их расчёта. Описание показателя должно содержать наименование, описание его реквизитов признаков, способ расчёта показателя (математическая формула или словесное описание);
5. Разработать шаблон документа, позволяющий минимизировать затраты времени на создание документов данного типа.
6. Для ввода переменных данных в документ (не являющихся табличными), ОБЯЗАТЕЛЬНО использование ПОЛЕЙ. Поля должны быть настроены в соответствии с описанием реквизитов. Документ должен быть защищён от изменений.
Разработанный шаблон должен удовлетворять требованиям к оформлению документов, изложенным в задании на вторую лабораторную работу.
Шаблон должен ОБЯЗАТЕЛЬНО содержать макрос, автоматизирующий какую-либо рутинную процедуру при создании документа, а также связанную с ним комбинацию клавиш и кнопку на панели инструментов;
Для успешной сдачи лабораторной работы студент должен представить преподавателю отчёт установленной формы и файл шаблона документа.
Отчёт должен содержать:
1. Титульный лист;
2. Лист содержания;
3. Описание реквизитов документа в табличной форме;
4. Описание составных единиц информации (СЕИ) в табличной форме;
5. Описание показателей в табличной форме;
6. Гиперссылку на файл шаблона документа.
Цель лабораторной работы
Освоение студентами основных приемов работы в локальной сети факультета и предполагает владение основными приёмами работы в сетевом окружении. Для сдачи лабораторной работы студент должен быть готов к ответу на любой из списка обязательных вопросов.
Цели лабораторной работы
1. Приобретение и закрепление навыков работы с электронной почтой как через web-интерфейс, так и с помощью специализированных программ (почтовых клиентов);
2. Освоение приёмов и методов поиска информации в сети Интернет с помощью поисковых систем (Yandex, Rambler, Google и др.), изучение синтаксиса языка запросов и применение поисковых серверов для нахождения необходимой информации в сети при минимальных затратах времени;
3. Совершенствование навыков обработки информации и развитие аналитического мышления.
Задание на лабораторную работу
Для успешной сдачи лабораторной работы студенту необходимо выполнить исследование в сети Интернет с помощью поисковых систем на заданную тему и составить отчёт в формате документа Microsoft Word (*.doc), содержащий результаты исследования.
Процесс выполнения лабораторной работы может быть разделён на 5 этапов.
1. Регистрация в почтовой системе:
1. Создание личного адреса электронной почты в Internet на любом из серверов, предлагающих услугу бесплатного обслуживания почтового ящика (www.yandex.ru, www.mail.ru, www.hotbox.ru, www.rambler.ru и т.д.);
2. Изучение предлагаемых сервером бесплатной почты услуг и настройка параметров почтового ящика программы почтового клиента.
2. Разработка и согласование поискового задания (исследования)
Необходимо выбрать и согласовать с преподавателем тему поискового задания. Тема поискового задания может быть выбрана студентом из списка примерных тем поисковых исследований, либо сформулирована самостоятельно. В любом случае, тема исследования обязательно должна быть согласована с преподавателем.
Для этого необходимо:
1. Выбрав тему исследования, написать электронное письмо преподавателю, в котором указать предлагаемую тему исследования и краткий перечень вопросов, которые предполагается изучить в результате работы (примерное содержание поискового исследования);
2. Получить от преподавателя ответное письмо с подтверждением согласования темы. Наличие этого письма в почтовом ящике студента подтверждает согласование темы.
Следует помнить, что каждый студент должен выполнить самостоятельное исследование по выбранной и согласованной теме. Выполнение исследования по одной теме более чем одним студентом в группе не допускается.
Таблица 5.1. Адреса электронной почты преподавателей
№ | Ф. И. О. преподавателя | Адрес электронной почты |
Винокуров Андрей Александрович | [email protected] | |
Первушкин Александр Владимирович | [email protected] | |
Поляков Андрей Геннадьевич | [email protected] |
Анализ собранной информации
После того, как собрано достаточно для проведения поискового исследования информации, её необходимо проанализировать с точки зрения
поставленных целей исследования, отбросить лишнее, скомпоновать информацию в краткую и наглядную форму (таблицы, графики и т.д.), сформулировать выводы, которые могут быть сделаны на основе собранной информации.
Подготовка и защита отчёта
Документальным результатом выполненной работы является отчёт в формате Microsoft Word (*.doc).
Отчёт должен содержать:
1. Титульный лист;
2. Лист содержания (оглавление отчёта);
3. Описание (постановка) поисковой задачи;
4. Описание поисковых запросов;
5. Содержательная часть.
Описание поисковых запросов рекомендуется оформлять в виде таблицы, содержащий текст поискового запроса и перечня ссылок (3-5), которые возвращает поисковая система. Кроме того, раздел описания поисковых запросов должен содержать сведения о том, какой поисковой системой пользовался студент.
Таблица 5.2. Рекомендуемый вид таблицы описания поисковых запросов
№ | Текст поискового запроса | Ссылки, возвращённые поисковой системой |
Содержательная часть не должна по объёму превышать 5-7 страниц. Рекомендуется активно использовать таблицы, графики и схемы при подготовке содержательной части отчёта таблиц и избегать длинных текстовых фрагментов. Отчёт должен содержать ответы на поставленные перед началом поискового исследования вопросы.
Таблица 5.3. Примерный перечень тем поисковых исследований
№ | Задание |
Закон о защите персональных данных | |
Закон об ЭЦП (электронной цифровой подписи) | |
Закон о защите программ для ЭВМ и БДД | |
Виды и способы подключения к сети Интернет | |
Исследование возможностей и способов подключения к сети Интернет в Нижнем Новгороде | |
Сравнительное исследование браузеров | |
Поиск и сравнительный анализ кредитных предложений банков по ипотеке в Нижнем Новгороде | |
Сравнительный анализ онлайн-сервисов управления кредитным счётом в банках Нижнего Новгорода | |
Способы раскрутки сайтов. Цены на услуги по раскрутке и привлечении посетителей. | |
Электронный документооборот. Предложения систем электронного документооборота на рынке | |
Веб-хостинг. Понятие и сравнительный анализ предложения на рынке веб-хостинга. | |
Исследование онлайн-журналов (блогов) как сервиса сети Интернет | |
Системы электронных платежей: понятие, архитектура, сравнительный анализ | |
Системы рейтингов сайта | |
Спам как явление. Законодательство в области спама. | |
Средства защиты от спама | |
Сравнительный анализ предолжений страховых компаний по КАСКО | |
Сравнительный анализ предолжений страховых компаний по дополнительному страхованию автогражданской отвественности | |
Сравнительный анализ предложений банков по потребительскому кредитованию | |
Сравнительный анализ предложений банков по кредитным картам (овердрафту) | |
Системы онлайновой торговли валютой (Forex) | |
Лицензионное соглашение производителя и пользователя программ для ЭВМ. Виды лицензионных соглашений | |
Основные виды бизнеса в сети Интернет. Анализ видов бизнеса с точки зрения привлекательности (размер первоначального капитала, стоимость поддержки бизнеса, доходность и прибыльность) | |
Баннерные сети как инструмент продвижения сайта; | |
Интернет-магазины. Основные характеристики | |
Интернет-банкинг | |
Удалённая работа как новый способ организации управления персоналом | |
Системы управления контентом сайта. Назначение, структура, функции. | |
Сравнительный анализ рынка систем управления контентом сайта. | |
Понятие и основные характеристики GPL-лицензии (General Purpose License) на программное обеспечение | |
Обзор онлайн-аукционов в сети Интернет | |
Основные виды экономических преступлений в сети Интернет | |
Обзор программ для работы с электронной подписью | |
Анализ предложения на рынке программ-органайзеров (программы для ведения адресной книги, списка контактов, планирования дел, проектов, встреч и т.д.) | |
Мошенничество в сети Интернет | |
Структуры государственной власти России в сети Интернет | |
Виды программного обеспечения (freeware, trial, shareware, коммерческое ПО) и их особенности | |
Основные этапы создания корпоративного сайта | |
Корпоративный сайт. Определение, назначение, требования, предъявляемые к корпоративным сайтам. | |
Интернет-консалтинг как вид онлайн-бизнеса | |
Аутсорсинг как способ оптимизации бизнес-процессов предприятия. Виды аутсорсинга. | |
Сравнительный анализ кредитных предложений банков для малого бизнеса |
Задание на лабораторную работу
Необходимо создать рабочую книгу, состоящую не менее чем из 3 листов, занести на листы данные, и отформатировать ячейки.
Ячейки рабочего листа должны содержать формулы, использующие данные других ячеек этого же листа. Также обязательным требованием является использование в формулах одного листа данных из другого листа.
В книге для ввода данных в ячейки необходимо использовать пользовательские списки, созданные с использованием инструментов именования диапазонов ячеек и проверки данных (Данные à Проверка).
Номер индивидуального задания студента указан в журнале сдачи лабораторных работ (столбец «№ инд. задания»). В том случае, если номер индивидуального задания превышает количество вариантов, то номер варианта определяется как остаток от деления номера индивидуального задания на число вариантов.
Например, если вариантов задания 23, а номер индивидуального задания равен 38, то необходимо выполнять вариант 15 (38/23 = 1; 38 – 23 = 15).
Требования к лабораторным работам и порядок сдачи
Каждая лабораторная работа состоит из двух частей: перечня обязательных вопросов и непосредственно задания на лабораторную работу. Перечень обязательных вопросов представляет собой набор базовых умений и знаний по работе c операционной системой Microsoft Windows и программными продуктами, входящими в состав пакета Microsoft Office 2003, которые студент ОБЯЗАН продемонстрировать преподавателю при сдаче лабораторной работы. Без ответов на обязательные вопросы лабораторная работа зачтена НЕ БУДЕТ.
Задания на лабораторные работы составляются преподавателем, проводящим занятия с группой, и согласуются с преподавателем, ведущим курс «Информатика и вычислительная техника».
Таким образом, порядок сдачи лабораторных работ следующий:
1. Ответы на обязательные вопросы;
2. Выполнение задания на лабораторную работу.
При выполнении лабораторных работ в качестве методических пособий рекомендуется использовать следующие документы:
Лабораторная работа № 1. Основы работы с операционной системой Microsoft Windows.