Последовательность работы с ребенком

Последовательность работы с ребенком - student2.ru Занятия с ребенком нужно проводить с учетом тех недостатков, которые обнаружены у него в результате обследования его речи.

Ситуация I

Ребенок не выговаривает некоторых звуков.Речевое дыхание у него может быть нарушенным или ненарушенным. При этом у ребенка нормальный речевой слух и хорошая подвижность речевых органов.

Этап 1. Вы проводите работу над речевым выдохом (см. с. 76).

Этап 2. Затем вы ставите ребенку звуки, которые он не выговари­вает (см. с. 102).

Этап 3. После того, как ребенок научился произносить звук в изо­лированном положении, нужно закрепить (автоматизировать) его (см. с. 151).

Этап 4. Нужно ввести этот звук в повседневную речь ребенка (см. с. 151).

Ситуация II

Ребенок не выговаривает некоторые звуки,и у него нарушен ре­чевой слух.

Этап 1. Вы исправляете речевой слух ребенка (см. с. 82). Эту рабо­ту можно совмещать с работой над речевым выдохом (см. с. 76), но ее нужно провести до начала постановки у ребенка тех звуков, которые о к путает.

Этапы 2 и 3 аналогичны этапам первой ситуации.

Этап 4. Вы проводите работу над дифференциацией (разграниче­нием) поставленного звука, от его прежнего произношения (см. с. 154). Эту работу можно совмещать с автоматизацией звуков (см. с. 151).

Этап 5 аналогичен четвертому этапу предыдущей ситуации.

Этап 6. Нужно заняться профилактикой у ребенка нарушений чтения и письма (см. с. 158). Это можно делать одновременно с введе­нием звуков в речь.

Ситуация III

У ребенка выявлено нарушение подвижности речевых мышц.

Этап 1. Артикуляционная гимнастика (см. с. 84)— это система упражнений, рассчитанная на улучшение подвижности речевых орга­нов. Она может проводиться одновременно с постановкой речевого вы­доха и в дальнейшем совмещаться с постановкой звуков. Проще всего бывает начинать с нее любое занятие.

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.

Ситуация IV

У ребенка обнаружен какой-либо недостаток строения речевых органов.

Этап 1. Если этот недостаток может быть исправлен, он исправля­ется до начала работы над звуками, произношению которых он препят­ствует (см. с. 88). Эта работа проводится одновременно с постановкой речевого дыхания.

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.

Ситуация V

У ребенка нарушены речевой слух и подвижность речевых органов.

Этап 1. Вы занимаетесь улучшением речевого слуха ребенка и артикуляционной гимнастикой (см. с. 82, 84). Это можно совмещать с постановкой у него речевого дыхания (см. с. 76).

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3, 4, 5 и 6 этапам второй си­туации.

Правила проведения занятий

1. Последовательность работы с ребенком - student2.ru Возраст ребенка.Заниматься с детьми постановкой звуков нужно
с 5 лет обязательно, с 4,5 — желательно,если ребенок в этом возрасте
способен к систематическим занятиям.

2. Режим занятий.Заниматься с ребенком нужно минимум два раза

в неделю.Лучше всего два раза в неделю проводить 45-минутные заня­тия, на которых ребенок будет осваивать новые навыки, и каждый день — 10-15-минутные занятия для закрепления пройденного материала.

3. Необходимое оборудование:

Зеркало.Зеркало должно быть таким, чтобы в нем ребенок мог видеть все свое лицо. Перед зеркалом он будет осваивать речевые дви­жения (артикуляции).

Некоторых слишком беспокойных детей зеркало чересчур отвле­кает. В этом случае использовать его нужно минимально: для того что­бы, например, посмотреть, куда поставить язык, что сделать с губами и т. п. После того, как ребенок освоил артикуляцию звука, зеркало нужно убрать, так как с этого момента он должен учиться контролиро­вать свое произношение с помощью мышечных ощущений и на слух.

Картинки.Они потребуются для работы над речевым слухом, и для закрепления произношения. В книжном магазине в отделе логопе­дической литературы можно купить готовый логопедический альбом с картинками, которые сопровождаются необходимым для занятий рече­вым материалом.

Можно обойтись и без альбома, так как образцы речевого матери­ала всегда даются в книге, а разнообразные картинки можно подобрать самостоятельно.

Приспособления, заменяющие логопедические зонды(специаль­ные инструменты, с помощью которых ставятся некоторые звуки). Это могут быть, например, зубочистки, деревянные шпатели. Для поста­новки звука [р]может понадобиться какой-нибудь предмет, заменяю­щий логопедический зонд, который выглядит как тонкий стержень с небольшим гладким шариком на конце.

Желательно, чтобы предметы были деревянными или пластмассо­выми, а не железными, так как прикосновение холодного металла мо­жет быть неприятно ребенку.

Диктофон.При закреплении правильного звукопроизношения на него можно наговаривать речевой материал, с тем чтобы ребенок само­стоятельно повторял его.

4. Очень важное правило:никогда не говорите ребенку заранее,
какой звук вы собираетесь ему ставить.Никогда (кроме тех случаев,
когда ставите звук по подражанию) сами не произносите этого звука.

Вместо называния того или иного звука речи всегда ссылайтесь на ка­кой-нибудь, похожий на него неречевой звук («мы будем учиться сви­стеть, как комар; шипеть, как змея; жужжать, как жук» и т. п.). В книге всегда приводятся подходящие способы называния звуков.

Повторяем, это правило очень важно! Если ребенок знает, какой звук он должен в итоге произнести, он именно на него и настраивается. Он включает всю свою неправильную артикуляцию, при этом непра­вильно направляя и речевой выдох. Всем этим он препятствует форми­рованию новых навыков произношения.

Для ребенка неправильное произношение собственного звука не­заметно— ему кажется, что он выговаривает его точно так же, как и другие. Иначе он не смог бы повторить вслед за вами свой дефектный звук или какое-нибудь, включающее этот звук слово. То есть без этого механизма речь была бы вообще невозможна. Напротив, когда ребенок на занятии начинает правильно произносить какой-нибудь звук— он его не узнает.Чтобы ребенок не сбивался на старое произношение зву­ка, сообщайте ему, какой звук он на самом деле выговаривает, только после того, как он научится произносить его безошибочно.

Но что же делать, если ребенок по какой-то причине знает о том, какой звук вы будете ему ставить? Допустим, вы проговорились, или он сам догадался, или с этим звуком раньше уже неудачно работали. Тогда нужно прибегнуть к такой уловке. Скажите ребенку, что вы сей­час, предположим, не над звуком [с]будете работать, а над звуком, похожим на него, но другим. Вы просто учитесь свистеть, как комар (если пример с комаром уже был и оказался дискредитированным, при­думайте какой-нибудь другой — например, вы будете теперь свистеть, как свистят в свисток).

Иногда ребенку бывает трудно перейти к произношению слогов со вновь поставленным звуком. Пытаясь повторить слог за вами, ребенок может возвращаться к старому дефектному произношению звука и «за­цикливаться» на нем. Поэтому обучать ребенка произносить слоги часто приходится не по подражанию, а используя обходные приемы (см. с. 93).

Порядок работы над звуками

Последовательность работы с ребенком - student2.ru Последовательность работы над звуками зависит от того, нормаль­ный ли у ребенка речевой слух.

Наши рекомендации