Связь этоса с фактурой речи в истории общества
Социология, гражданская история и история культуры классифицируют исторический процесс следующим образом:
1. Дикость и варварство.
2. Цивилизации.
2.1. Древние цивилизации.
2.2. Античность.
2.3. Средние века.
3. Новое время (после Возрождения).
4. Новейшее время (XX век).
Эта историческая классификация находит параллель в классификации видов речи по фактурным свойствам.
Можно видеть, что ведущим моментом смены эпох является изобретение фактуры речи. Благодаря новой технологии создается новая фактура речи, которая изменяет и усовершенствует речевые отношения людей.
Первоначальное становление цивилизаций строилось на небумажных писчих материалах речи и соответствующих им орудиях письма (камень, кора, глиняные таблички, бамбуковые планки и т. п.). При этом возможности составления и хранения литературных, неделовых текстов были ограничены.
Таблица 4.4 (стр. 390)показывает связь основных этапов в истории общества с фактурными свойствами речи.
Таблица 4.4
Большинство ранних, древних цивилизаций --- шумерская, вавилонская, критская, протоиндийская, древнеперсидская, египетская и др. --- погибли, уступив место античным цивилизациям. От древних цивилизаций остались забытые тексты, которые пришлось дешифровать и реконструировать.
Античные цивилизации сохранили для нас литературное наследство благодаря переписке на кодексах.
Ранние цивилизации не располагали стандартным писчим материалом. Античность уже располагала специализированным писчим материалом: папирусом, пергаментом, бумагой. Благодаря папирусам сохранились египетская, еврейская и греческая истори и словесность.
Непрерывность китайской цивилизации связана с созданием бумаги во II в. н. э. С собственно писчими материалами речи связано создание и развитие сочинений, которые являются основным хранилищем духовной культуры и в которых разрабатывалась духовная культура.
Сохранность этих цивилизаций связана с тем, насколько они обеспечили свое развитие литературой на писчих материалах. Так, египетская, грекоримская, еврейская цивилизации, бывшие ранее на папирусах, стали пониматься как античность и сохранились в переписках, в основном, на пергаменте. Государства, создавшие эти цивилизации, уступили место другим государственным образованиям. Китайская цивилизация, создавшая бумагу, развивалась как государственность непрерывно. В Индии не сложилось прямой преемственности государственного управления.
Изобретение проповеднической гомилетики связано с созданием кодексов, что изменило устно-письменные литературные отношения и привело к изменению структуры общества благодаря созданию миссионерских религий и введению духовной морали. Введение миссионерских религий невозможно без развитой рукописной литературы на писчих материалах. Светская власть, развитая на основе эпистолярной и деловой письменности, уступает перед авторитетом духовной власти и подчиняется духовной власти, сочетающей проповедническую гомилетику с книжной ученостью.
Создание книгопечатания дифференцирует литературу, делает ее авторской и развертывает духовное потребление на рыночных основаниях. Сознается ценность создания нового в мыслях, изобретениях и поступках, развиваются личные стили.
С формированием книгопечатания складывается национально-государственная идея, развивается государственная власть как гарант свободы слова, с одной стороны, и как защитник от словесного произвола, с другой. Развивается частная инициатива.
Создание массовой информации, информатики и новой рекламы на базе компьютеров формирует связи с общественностью как управление многообразными видами речевой деятельности ради продвижения риторических изобретений. Этот этап отмечает создание постоянных надгосударственных юридических образований и интернациональных корпораций. Частная инициатива посредуется общественными образованиями, созданными на основе связей с общественностью.
Темпы развития разных этапов цивилизации на разных географических точках земного пространства неравномерны. Преимуществом во времени обладают те географические участки общего социального развития, где раньше, чем в иных местах, и более полно создаются и эксплуатируются новые фактуры речи.
На каждом этапе развития истории речи преимуществом обладают те речедеятели, которые первыми успешно и грамотно используют новую фактуру речи.
Введение новой фактуры речи предполагает создание новых видов речевого этоса. На схеме 4.14 этот процесс изображен следующим образом:
Схема 4.14
То есть фактура речи по законам культуры сохраняет старые этические нормы и приспосабливает их к новой фактуре речи и одновременно развивает новые нормы этоса.
Однако становление новых норм речевого этоса может быть сложным и приводить к социальным эксцессам.