Зрительный аспект выступления. Слагаемые внешнего вида. Расположение в помещении. Передвижение оратора по аудитории. Влияние характера взгляда на тональность общения
Публичное выступление – это 90% зрительного контакта, и лишь 10% — аудиального. Фактически, это означает следующее: «не столь важно ЧТО вы говорите, важно КАК вы это говорите». Главное в публичном выступлении – это подача, энергия, экспрессия и контакт с аудиторией. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Слушатели присматриваются к внешнему облику оратора (одежда, прическа, мимика, жесты, поза, манеры, улыбка и т.п.). Во внешности оратора не должно быть никакой эксцентричности (это может отвлечь от содержания).
Зрительный контакт также зависит от размера аудитории. Если вы выступаете перед группой в 10 человек – то можно поочередно смотреть в глаза каждому из них, однако если перед вами сидит 200 человек – то данная задача становится трудновыполнимой, поэтому разбейте аудиторию на квадраты и выберите в каждом из них по одному человеку (желательно в центре квадрата) и поочередно смотрите на этих «центровых». Таким образом всем сидящим радом с ним будет казаться, что вы смотрите непосредственно на них и это вызовет в них дополнительный интерес к вашему публичному выступлению.
Оратор может переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрирует, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если он сбился, забыл текст, его бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если же оратор будет продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что он скажет после паузы, даже возрастет.
35. Понятие техники речи оратора. Компоненты техники речи. Методика работы над совершенствованием техники речиДля оратора большое значение имеет техника речи. Суть техники речи - в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Это обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высоту, четкость дикции. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко, к тому же имея шумный голос, это вызывает раздражение у людей, которые его слушают, и эффект выступления с существенно снижаетсяя. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие. Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории. Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Научиться четко, ясно, красиво говорить можно. Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи - это «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат». Составными частями техники речи являются: 1) постановка правильного речевого дыхания; 2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность. 3) работа над дикцией; 4) работа над интонацией; 5) развитие речевого слуха. Техника речи является специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.
36.Культура речи оратора. Нормативная выдержанность и речевое мастерство.
Культура речи - уровень речевого развития, степень владения нормами языка или диалектом совместно с умением "обоснованно отступать" от этих норм.
КУЛЬТУРА РЕЧИ, соответствие индивидуальной речи нормам данного языка (см. Норма языковая), умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка.
Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека
37.точность и логичность речи оратора. Точность речи – это, во-первых, использование каждого слова в соответствии с его значением, а во-вторых, соблюдение фактов. Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи придает ей ясность, ясность вытекает из точности, но о точности высказывания должен заботиться говорящий, а ясность оценивает слушатель.
Точность речи – это одно из основных требований, которое предъявляется прежде всего к письменному тексту. Не случайно, существует пословица: «что написано пером – не вырубишь топором». Если в устной речи нам помогают жесты, мимика, сама ситуация общения, то письменная речь лишена таких важных «помощников». В устной речи тоже важно требование точности, также необходим тщательный отбор языковых средств. Ведь «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Логичность речи – это соответствие текста законам логики.
Виды логичности речи:
Предметная – соответствие реальной действительности: Я помню одно произведение (не помню его названия), но о нем расскажу. В словах Чацкого звучит нотка безумства, но это безумство обдуманное и осмысленное. Понятийная – логичное развертывание мысли: Дым сигарет с ментолом пьяный угар качает. Писатели четко понимают содержание смысла цели своей жизни. Часто незнание значения слова приводит к нелогичности и даже абсурдности речи. Например, спортивный комментатор говорит: Вы видите на экране Гаврилова в красивой комбинации
38.чистота и богатство ораторской речи .Чистота речи – это отсутствие в ней лишних слов и слов, чуждых литературному языку по нравственно-этическим критериям.
Чистота речи - устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных; а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности. Вся эта лексика придает речи грубый, фамильярный характер. Богатство речи– коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь―язык. Богатство речи можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, неповторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации коммуникативного намерения. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи. Лексическое богатство речи про-является в том, что слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже. Этого можно достигнуть лишь при наличии у говорящего-пишущего большого словарного запаса (напр., активный запас А.С. Пушкина превышал 21 тыс. ед.; у современного культурного человека он составляет не более, чем 8 тыс.-12 тыс. ед.). Семантическое (смысловое) богатство проявляется в разнообразном и обновленном соединении слов во фразе, в их неожиданной комбинации (напр., розовый конь – у Есенина, жаркая рябина – у Цветаевой). Синтаксическое богатство речи проявляется в использовании разнообразных синтаксических средств. Интонационное богатство речи тесно связано с лексическим, семантическим и синтаксическим богатством речи и выражается в речи звучащей (напр., у И. Смоктуновского, Ю. Яковлева и др. артистов театра и кино, дикторов). Выбирая слова при построении высказывания, мы должны учитывать сферу распространения слова. Некоторые слова имеют ограниченную сферу распространения: лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы, разговорные и просторечные слова, канцеляризмы,речевые штампы Их употребление всегда должны быть мотивировано условиями контекста.
39.Проблема совершенствования импровизационных способностей личности (психотехническая тренировка навыка распределения внимания, быстроты реакции, развитие ассоциативного мышления, использование приемов ролевой мены и предречевого инодеятельностного переключения).
Риторика импровизации, рассматривая способность к сиюминутному публичному выступлению в качестве неотъемлемого компонента «креативного кодекса» ритора, обращает внимание на ценности и условия осуществления творческой деятельности импровизатора, приспосабливает эту деятельность к условиям профессионального контекста и, наконец, вырабатывает целый комплекс упражнений, направленных на создание предпосылок для умелого построения импровизационного высказывания.
Импровизация – один из ключевых компонентов любого творчества, однако у гениев она отличается высоким качеством.
Импровизация – это первотворчество, однако её логика и психология очень слабо изучены. Для терминологической точности следует разводить понятия «импровизационность» и «импровизация»: 1) если импровизационность – это структурный компонент любого вида деятельности, то импровизация может быть отдельным видом деятельности сама; 2) импровизационность, в отличие от импровизации, может не иметь законченного продукта; импровизация предполагает создание продукта деятельности сразу и в законченном виде; 3) импровизационность может не иметь ярких внешних проявлений, импровизация же всегда публична, предполагает обязательных свидетелей, иначе она теряет смысл .
Исходным пунктом импровизации является интуиция, в связи с чем можно выделить четыре этапа импровизации как разновидности творческого процесса:
1-й этап «Озарение»: неожиданное интуитивное обнаружение идеи, возникающее в нестандартной ситуации и (или) на фоне эмоционального подъёма;
2-й этап «Стратегическое осмысление»: интуитивно-логическое осмысление идеи и выбор пути её реализации (протекает мгновенно);
3-й этап «Публичное воплощение»: публичная реализация идеи с интуитивно-логической коррекцией (видимая часть импровизации);
4-й этап «Мгновенный анализ результата»: мгновенный интуитивно-логический анализ результата импровизации, когда принимается решение о продолжении импровизации или осуществляется интуитивно-логическая пристройка к дальнейшему процессу деятельности
40. Виды устных публичных выступлений в зависимости от сферы использования. Социально-политическое, академическое, деловое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие; жанры, соответствующие каждому из видов. Значение видовой классификации для определения стилевой доминанты речи.
Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. К первой, например, можно отнести вузовскую лекцию или научный доклад, ко второй ‒ дипломатическую речь или выступление на съезде, к третьей ‒ военно-патриотическую речь или речь митинговую, к четвертой ‒ юбилейную (похвальную) речь или застольную речь (тост).
К социально-политическому, которое носит характер размышлений, в ней рассматриваются, различные точки зрения, имеющиеся по данному вопросу, формулируется позиция оратора. К красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические и т.п.
Академическое красноречие ‒ род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью. (вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция).
Судебное красноречие ‒ это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую (обвинительную) и адвокатскую(защитительную) речь
К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер.