Риторическая деятельность на этапе запоминания
Классический риторический канон отмечает 5 этапов на пути от мысли к речи:
1. Изобретение (инвенция).
2. Расположение (диспозиция).
3. Украшение (элокуция).
4. Запоминание (мемориа).
5. Произнесение (акцио).
Риторический канон – метод создания завершенного высказывания.
В основе классификации лежит речевое намерение говорящего.
Запоминание (мемориа)
Данный этап относится в первую очередь к устной речи. Оратор, выступающий перед аудиторией, не должен читать заранее приготовленный текст, ему необходимо прежде всего его запомнить, а потом рассказать. Оратор должен помнить общую канву своего выступления, примеры, способных подтвердить правильность излагаемого материала, свободно ориентироваться в избранной теме и быть готовым не только общаться со слушателями, но и вступить с ним в дискуссию.
Этап запоминания получившегося текста-Его цель – развить профессиональные навыки оратора, связанные с работой памяти. Этот этап считают нехарактерным для современной речи, потому что редкий оратор выступает «без бумажки».
Риторическая деятельность на этапе произнесения речи
Классический риторический канон отмечает 5 этапов на пути от мысли к речи:
1. Изобретение (инвенция).
2. Расположение (диспозиция).
3. Украшение (элокуция).
4. Запоминание (мемориа).
5. Произнесение (акцио).
На этом этапе речь превращается в звучащее слово. Здесь действует весь комплекс знаний и умений, связанных с техникой речи, с мимикой и жестами.сам акт произнесения воспринимается как действие оратора, требующее определенного результата. Но все это происходит уже во время этапа произнесения речи как результат затраченных на подготовку усилий. Для общества в целом основная цель обучения языку состоит в том, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимую информацию в соответствующую речевую форму. Таким образом, риторика охватывает все сферы публичной речи, требует продуманности, подготовленности, как речи, так и самого оратора к ее произнесению. Этому и посвящен наш курс основ риторики.
Специфика устной публичной речи.Способы произнесения публичного выступления: чтение текста, воспроизведение речи по памяти, свободная импровизация, комбинированный; положительные и отрицательные стороны каждого из них.
Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная речь.
Успешное выступление должно быть правильно выстроено. Применительно к ораторской речи термин «композиция» имеет 2 сферы применения: 1) композиция, построение самой речи. 2) композиция – структура излагаемого материала.
Внешняя композиция речи, может быть разной, но чаще всего ораторы используют классическую античную схему построения. Согласно этой схеме, речь состоит из 1ой части – это вступление, 2 часть – экспликация, 3 ч.- заключение. Эти части должны быть пропорциональны, согласно правилу золотого сечения. Согласно этому правилу, вступление и заключение в сумме не должны превышать 1/3 речи.
Вступление и заключение имеют свои задачи. Так во вступлении ставятся задачи наладить контакт с аудиторией, обозначить темы и проблемы. Вступление строится 2 способами: прямым и косвенным. Прямое вступление – прямо и непосредственно подводит слушателя к теме и проблеме. Косвенное – содержит определ.интригу. Заключение имеет цели подведение итогов.Оно тоже бывает прямым и косвенным. Основная часть выступления несет на себе главную информационную нагрузку. В ней содержится то,что является центром речи. Основная часть строится по разным моделям. 1ый способ организации материала назыв. паралелльным. Материал разбивается на части, из которых является относительно автономной и завершённой в смысловом плане.
33.Взаимодействие устной и письменной формы речи при создании ораторского выступления. Формы письменной фиксации будущей речи (план, тезисы, конспект, полный текст), их сопоставительный анализ.
Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Однако не всякая произносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме речи. Дело в том, что устная речь может быть записана (на бумаге), а письменная – произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть текста человек воспринимает звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях была первичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ей лексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслух письменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи (ее интонационную окраску, ритм и т.п.), эта звучащая речь не является устной.
План напоминает — в какой последовательности идет содержание. План состоит из пунктов и подпунктов. Названия краткие и отражают основную мысль раздела. План – это путеводитель по содержанию книги или другого материала. Это и инструмент самоконтроля.
Это и способ стимулирования внимания. Составляя план вы уже не отвлекаетесь, а вникаете в смысл читаемого. Даже при потере внимания можно легко вернуться к пунктам уже составленного плана, чтобы восстановить потерянную связь.
Тезис – это доказываемое или опровергаемое положение.
Пишутся более подробно, чем план. В плане – лишь названия, в тезисах – лаконичное отражение их сути. Если план – это путь следования автора, то тезисы помогают разобраться в содержании.
Конспект может быть составлен уже после составления плана. Он содержит основные положения и их доказательства, рисунки, таблицы, диаграммы. Конспект подразумевает объединение выписок, плана, тезисов или по крайней мере двух любых этих форм. Содержит не только положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. А также ваше собственное отношение к материалу, выделив это как вашу читательскую трактовку.