М.в. ломоносов как родоначальник русской научной риторики
"Отцом российского красноречия" по праву считается М. В. Ломоносов(1711 – 1765). Вопросы стилистики и красноречия занимали его воображение еще со студенческих лет. Первая краткая "Риторика" написана им в 32 года.
Известно, что научная деятельность молодого ученого принималась в штыки академической средой того времени, в которой царило засилье чужеземцев. Чтобы миновать представление рукописи в Академическом собрании, Ломоносов посвятил ее наследнику престола князю Петру и в бархатном переплете отправил в Москву. Рукопись была передана учителем князя академикам для заключения, стоит ли ее печатать. Рецензент отметил старательность автора, но его смутила краткость труда, и он возвращает рукопись, настоятельно советуя дополнить ее и изложить на латыни.
Вторую, пространную "Риторику" (издана в 1748 г.) Ломоносов пишет по-русски – просто, доходчиво, образно. "Риторика" была задумана и осуществлена автором как первая часть краткого руководства к красноречию, охватывающая правила, касающиеся прозы и поэзии, как произведений "высоких" жанров, так и "средних" и "низких".
Изданная "Риторика" состоит из трех частей: "Изобретение", "Расположение", "Украшение". Факт своевременного выхода "Риторики" и ее необходимости подтверждают документы тех лет: до конца века она переиздавалась семь раз. "Риторика" М. В. Ломоносова стала первой печатной русскоязычной общедоступной работой по красноречию.
25. Расцвет русского академического красноречия.
Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Наибольшую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно превращается в общедоступную, т. е. публичную. Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т. е. возникает научно-популярная лекция.
Образцы лекторского мастерства в тот период создаются видными представителями как социогуманитарного знания (историками Т. Н. Грановским, С. М. Соловьевым, В. О. Ключевским, филологом Ф. И. Буслаевым и др.), так и естественнонаучного знания (химиком Д. И. Менделеевым, физиком Н. А. Умовым, физиологами И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, анатомом П. Ф. Лесгафтом, бактериологом И. И. Мечниковым, зоологом А. Н. Северцовым, ботаником К. А. Тимирязевым и др.) и точных наук (к примеру, математиком Н. И. Лобачевским).
«Идеальным профессором 40-х годов» ХIХ ст. называли Тимофея Николаевича Грановского. 4 прочитанных им курса публичных лекций произвели большой общественный резонанс.Выступления ученого проникнуты искренним одушевлением его благородной натуры, заключают в себе поэтический, художественный элемент. В совершенстве владея предметом, лектор, не подавлял аудиторию своей эрудицией, обилием цитат и ссылок.
«Идеального профессора 60-х годов» воплощал в себе Федор Иванович Буслаев. Изначально ученый читал лекции русской словесности «с листа», по полностью подготовленному тексту. Но, несмотря на сложность восприятия подобной речи, Буслаеву удавалось увлечь студенческую аудиторию. Истоками этого являлись тщательная продуманность и цельнооформленность содержания (отдельные разделы читаемого Буслаевым курса фактически представляли собой пригодные для публикации законченные научные работы), выразительная, с подчеркивающей жестикуляцией манера исполнения. Более поздние выступления Ф. И. Буслаева прибавили к этим достоинствам свободу и естественность живого творчества речи.
НеориторикаXX века
В середине XX в. в западных странах и Японии на фоне бурного развития теории информации начинается возрождение риторики. С 60-ых годов риторика становится одной из наиболее быстро развивающихся дисциплин филологического цикла. Этот период развития риторической науки получил название неориторики или общей риторики.
Становление новой риторики вызвано в первую очередь лингвистическими факторами. Неориторикапредставлена несколькими направлениями. Одно из них – неориторическая теория аргументации, создателем которой стал Перельман – профессор логики, морали и философии. Он считал, что античные риторы видели единственный путь убеждения по любому, социальному ли, нравственному ли вопросу, – предварительную подготовку общественного мнения с помощью высокоразвитой техники убеждения. Аристотель выдвинул тезис о двух типах суждений: аналитического характера (о факте, об истине) и диалектического характера (о мнении). Риторику, по мнению Перельмана, в большей степени интересовал второй тип суждений.
Неориторика – наследница древней аристотелевской риторики. У Аристотеля цель оратора – поиск лучших способов убеждения. У современных авторов концепций – поиск лучших вариантов взаимного диалога. Современная риторика занимается вопросами установления и сохранения контакта между говорящим и слушающими, изучением структуры общения, жанровым изучением текстов, рассматривает специальные вопросы, связанные с риторикой радио, телевидения, рекламы, уделяет много внимания построению конструктивного диалога.
26...Эпоха расцвета русской судебной риторики.....Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине 19 века, после судебной реформы 1864 с введения суда присяжных и присяжной адвокатуры. Этому способствует провозглашение новых принципов судоустройства и судопроизводства - гласности, устности, состязательности и др. Именно правильно, логично, доказательно построенное “слово” обвинения и защиты нередко могло служить основанием для того или иного приговора. Бурный расцвет судебного красноречия был порожден под влиянием не только внутренних факторов, но и внешних — имеется в виду воздействие специфических черт судебного красноречия других стран, среди которых первое место занимает Франция. Русское судебное красноречие многое переняло из традиции французского судебного ораторского искусства, и это является объективным процессом, так как вплоть до конца XIX в. в России не было ни одного комплексного исследования, которое могло бы использоваться как практическое пособие построения судебных речей. Россия XIX в. не имела деятелей русской филологии, занимавшихся именно проблемами русского судебного красноречия и стилистики судебного слова. Среди русских обвинителей и защитников выдвинулось несколько даровитых ораторов, успели сложиться некоторые типичные особенности, позволяющие говорить о русском судебном красноречии. Речи лучших русских ораторов отличаются простотой и искренним тоном, отсутствием риторики и театральных приемов, уважением к участвующим в процессе. Русские судебные ораторы XIX в., которых характеризовала высокая гражданственность, нередко раскрывали в судебных речах противоречия общественного строя, довольно часто приводившие к совершению преступлений. Показательны в этом плане речи Ф.Н. Плевако по делу рабочих Коншинской фабрики, по делу люторических крестьян, по делу игуменьи Митрофаньи; речь П.А. Александрова по делу Веры Засулич; речи Н.П. Карабчевского по делу Сазонова, по делу Гершуни.К концу XIX в. русское судебное красноречие, представленное этими талантливыми и высокообразованными русскими юристами, начинает закономерно порождать свои самостоятельные, оригинальные черты — это яркая художественность, гуманность, психологизм и эмоциональность, идейно-нравственный анализ речей. Кроме того, прослеживается тенденция очищения языка от иностранных элементов, использования в судебных речах простых языковых формулировок, рассчитанных на воздействие и подчинение широкой аудитории. Таким образом, начинает складываться теория русского судебного красноречия.
28. РИТОРИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЭТАПЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ…Внутренняя структура этапа изобретения В структуре этапа изобретения выделяются (в частности, московским специалистом по теории риторики Софьей Филипповной Ивановой) две глобальные стадии деятельности: 1) аналитико-концептуальная стадия, на которой вызревает стратегический замысел выступления; 2) комплектационно-разработочная стадия, на которой ведется подбор конкретного материала. . На аналитико-концептуальной стадии изобретения происходит первичное упорядочение этих расплывчатых представлений и кристаллизация замысла речи. Далее организуется отбор недостающего материала по намеченным направлениям, и вновь полученная информация, уже не только соотносимая с регламентом выступления, но и обычно даже превышающая его объем, как правило, не бывает оптимально систематизированной. Эта задача решается уже вне рамок раздела изобретения, составляя прерогативу этапа расположения материала. . 4 Основные источники подбора материала к выступлению На комплектационно-разработочной стадии этапа изобретения в распоряжении оратора, обобщенно говоря, имеются следующие основные источники информации: 1) собственные размышления, воспоминания, фантазия оратора; 2) специально организованные наблюдения и личный опыт в затронутой области; 3) консультирование у авторитетных лиц; 4) чтение, восприятие радио- и телепередач.
29. РИТОРИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЭТАПЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА... Понятие композиции и состав деятельности оратора при построении речи Слово композиция имеет общеэстетическое бытование, то есть используется применительно к произведениям различных видов искусств: художественной литературы, живописи, музыки и др. (в плане значимости этого понятия показательна близость к слову композитор, которое служит названием самого рода занятий по созданию музыкальных произведений). Не является исключением и ораторское искусство. При этом термин композиция в разных сферах своего использования обладает известной общностью значения и обычно трактуется как ‘построение, составление’ (что восходит к буквальному переводу с латыни). Три смысловых компонента рассматриваемого понятия диктуют состав деятельности оратора на этапе расположения материала. Им соответствуют три глобальные операции: структурирование подобранного материала, установление мотивированной соразмерности (пропорциональности) частей, определение порядка их следования. Заметим, что в античных источниках по риторике обсуждаемый этап деятельности оратора (расположение) имел наименование диспозиция, однокоренное рассматриваемому центральному понятию темы. Можно различить, как здесь просвечивает метафорический оттенок, поскольку подобным архаизмом, который встречается в "Войне и мире" Л. Н. Толстого, в позапрошлом столетии обозначали приказ войскам принять определенное размещение перед битвой. Таким образом, оратор на этапе расположения предстает в образе полководца, выстраивающего войско идей в наиболее боеспособном и неуязвимом порядке, избирающего свой надежный авангард и арьергард. Итак, на какие же композиционные блоки делится материал выступления? Хотя древние авторы, включая Аристотеля, как вам известно из курса истории риторики, выделяли в структуре выступления восемь составных частей, наиболее закрепившимся и устоявшимся является вычленение в составе любого текста на первом уровне сегментации также трех универсальных элементов: вступление – основная часть (развертывание, или экспликация, темы) – заключение.