V. тесты в отношении логики пв.

49. Тезис выступления — это:

а) положение, на которое опирается аргументация выступления,

б) способ обоснования рассуждений по ходу изложения,

в) посылка умозаключения, применяемого в выступлении,

г) положение, истинность которого обосновывается в выступлении.

50. Аргументы выступления — это:

а) умозаключения, которые применяются в выступлении,

б) правила вывода суждений,

в) истинные суждения, используемые для обоснования тезиса,

г) гипотетические суждения, требующие проверки.

51. Демонстрация в выступлении — это:

а) способ, с помощью которого обосновывается тезис выступления,

б) приемы, с помощью которых оратор привлекает внимание слушателей к тем или иным вопросам,

в) способ применения выразительных средств,

г) манера речи выступающего.

52. В отношении фактического материала, оратор:

а) опирается на случайные, по возможности любопытные факты, связывая их со своими идеями,

б) не преклоняется перед фактами, не допускает смешения случайного и несущественного с коренным и типичным,

в) отбирая факты, отвлекается от темы, содержания ПВ, особенностей будущих слушателей,

г) отбирает факты, не связанные с основными мыслями ПВ.

53. В отношении фактического материала, оратор:

а) помнит, что статистический материал не обладает большой силой,

б) в теоретически подготовленной аудитории приводит как можно больше фактов, а в неподготовленной — как можно меньше,

в) отбирает достоверные, типичные, убедительные факты,

г) рассматривает те стороны фактов, которые считает нужным.

54. В отношении применяемых в ПВ понятий, оратор:

а) имеет право использовать любые понятия, по возможности разъединяя их,

б) не обязан разъяснять смысла названий понятий, терминов,

в) использует при разъяснении терминов приемы описания, сравнения, примеры,

г) старается указать как можно больше признаков в ходе определения понятий.

55. В отношении применяемых в ПВ понятий, оратор:

а) особое внимание обращает на частные, несущественные признаки,

б) должен учитывать предметы, не относящиеся к теме выступления,

в) может опускать предметы, важные для раскрытия темы,

г) стремится к четкости, ясности, непротиворечивости, избегает двусмысленности.

56. Обосновывая тезис выступления, предусмотрительный оратор:

а) изложение тезиса старается давать в середине выступления,

б) в выступлении, в котором дается оценка событий, начинает с формулировки тезиса,

в) имеет право изменить тезис без ведома слушателей,

г) тезис формулирует с максимально возможной определенностью, ясно и точно.

57. Обосновывая тезис выступления, предусмотрительный оратор:

а) тезисы оппонента излагает его словами и с учетом контекста, в котором эти тезисы сформулированы,

б) допускает частичную или полную замену тезиса по ходу ПВ,

в) может усиливать, расширять утверждения оппонентов,

г) может суживать утверждения оппонентов.

58. В отношении аргументов, аккуратный оратор:

а) может использовать не только истинные, но и проблематичные суждения,

б) обсуждая достоверность аргументов, опирается на тезис,

в) допускает противоречивость аргументов между собой и в отношении к тезису,

г) отбирает столько аргументов, чтобы из них выводился тезис.

59. В отношении аргументов, предусмотрительный оратор:

а) отбирает как можно больше доводов, не обращая внимания на их качество,

б) уточняет и отбрасывает сомнительные аргументы,

в) берет аргументы вне их связи друг с другом,

г) уравнивает аргументы, избегает выделения своих основных, базисных аргументов и их сопоставления с доводами оппонентов.

60. В отношении аргументов, знающий оратор:

а) допускает использование положений, истинность которых еще не установлена,

б) использует в качестве аргументов несовместимые положения,

в) по возможности переходит от обсуждения конкретных действий людей к обсуждению их персональных качеств,

г) никогда не использует «самоубийственных аргументов» — положений, несовместимых с его собственным тезисом.

VI. ТЕСТЫ В ОТНОШЕНИИ ЯЗЫКА, РЕЧИ

И СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПВ.

61. Оратор-мастер, в отношении словесных средств своих ПВ:

а) никогда не записывает и не запоминает новых слов,

б) старается избегать пословиц, поговорок, афоризмов,

в) продумывает заранее целесообразность введения в ПВ слов иностранного происхождения,

г) произвольно применяет иностранные слова, не зависимо от состава слушателей.

62. Оратор-виртуоз, в отношении словесных средств своих ПВ:

а) придумывает свои слова, чтобы избежать употребления иностранных слов, терминов, даже если им нет русского заменителя,

б) допускает неправильное употребление иностранных слов,

в) избегает неправильного употребления иностранных слов,

г) никогда не опускается до разъяснения малопонятных слов.

63. В отношении образных средств, оратор–профессионал:

а) избегает эмоционально-образных средств, особенно перед интеллектуально нагруженными частями выступления,

б) не использует яркого чувственного материала для перехода к рассудочной деятельности слушателей,

в) старается всегда говорить готовой фразой, применять штампы,

г) в аудитории специалистов применяет устойчивые словосочетания, экономящие время.

64. Учитывая продолжительность ПВ, грамотный оратор:

а) стремится использовать как можно больше общих фраз,

б) прибегает к многочисленным торжественным словам,

в) сокращает до минимума время для ответов на вопросы,

г) перерабатывает выступление, если в нем обнаружилось слишком много длиннот.

65. Заботясь о технике своей речи, предусмотрительный оратор:

а) пускает на самотек тональность слов, без подчеркивания выражаемых ими мыслей,

б) избегает интонирования при переходах в изложении,

в) активно прибегает к диалектному произношению,

г) не допускает «съедания» окончаний слов, искажения их звучания.

66. Заботясь о технике своей речи, аккуратный оратор:

а) начинает выступление негромко, в среднем темпе, с целью облегчить варьирование голоса дальше,

б) всегда соблюдает правило: «Чем важнее содержание — тем быстрее речь»,

в) ни в коем случае не замедляет речи, если слушатели записывают,

г) старается, чтобы средняя скорость изложения существенно превышала скорость разговорной речи.

67. Заботясь о технике своей речи, оригинальный оратор:

а) избегает слов-«канцеляритов» («в свете», «в разрезе», др.),

б) произвольно употребляет слова-архаизмы,

в) не обращает внимания на употребления слов-связок («следовательно», «далее», проч.),

г) каждый раз заканчивает ПВ поучениями, т.н. «моралью».

68. Заботясь о технике своей речи, оратор со стажем:

а) не увлекается образами из мифологии, употребляет их к месту, если нужно, то с пояснениями,

б) всегда повышает громкость голоса из-за шума в аудитории,

в) никогда не пережидает шума в аудитории,

г) не заботится о голосе, не следит за ним и не обращается к врачу.

69. Используя наглядные средства, умелый оратор:

а) не думает о наглядных средствах заранее,

б) использует средства наглядности для иллюстрации основных, наиболее важных вопросов,

в) обращается к схемам, диаграммам, чертежам по ходу изложения, не дожидаясь усвоения слушателями сути дела,

г) допускает любую размерность пособий в любой аудитории,

70. Используя наглядные средства, предусмотрительный оратор:

а) не обращает внимания на порядок представления пособий,

б) активно демонстрирует пособия с близким слушателям материалом,

в) допускает неравномерность использования пособий по ходу ПВ,

г) всегда применяет раз и навсегда сложившиеся способы применения наглядных средств.

71. Используя наглядные средства, современный оратор:

а) широко применяет кино, видео, мультимедийные средства, особенно в молодежной аудитории,

б) по возможности избегает писать конспект-сценарий своих ПВ,

в) не заботится об организационных моментах накануне выступления (готовность аппаратуры и т.п.),

г) стремится к избыточности наглядных пособий: больше — лучше.

Наши рекомендации