Запоминание и произнесение речи
Подготовка к произнесению речи.
Образ оратора
Когда текст предстоящего выступления написан, наступает этап непосредственной подготовки к произнесению речи перед аудиторией. В античном риторическом каноне этот этап, как уже говорилось, обозначен термином «меморио», который трактовался как запоминание, заучивание речи наизусть.
В современной теории и практике ораторского искусства это период доработки подготовленного текста. Аргументатор размышляет над тем, как лучше донести свои мысли до слушателей, психологически настраивается на предстоящее выступление.
Если позволяют обстоятельства, на данном этапе желательно отвлечься на некоторое время от написанного текста. Вернувшись к нему позднее, человек оценивает свою работу как бы со стороны, свежим взглядом. Заметными становятся некоторые шероховатости, появляется возможность еще раз подумать над точностью формулировок и определений, «отточить» фразы. Возврат к тексту способствует также хорошему запоминанию.
Чтобы облегчить задачу воспроизведения подготовленной речи на трибуне, молодым ораторам можно посоветовать выделить в тексте с помощью маркера (или подчеркнуть) основные мысли, на которые необходимо будет обратить особое внимание слушателей. Это могут быть тезис речи и подтезисы микротем, топосы, аргументы, выводы и др. Выделение в тексте главных мыслей сделает речь более уверенной, позволит избежать различных заминок. Имея перед собой текст, по необходимости заглядывая в него по ходу выступления, оратор избавляет себя от нужды удерживать в памяти общий план речи, не опасается неряшливых формулировок, повторений, не рискует потерять, волнуясь, общую нить рассуждения. Это очень важно, особенно для неопытных ораторов.
Удобнее работать с речью, текст которой написан на одной стороне листа, причем, не в тетради, а на отдельных листах.
Некоторые пытаются заучивать текст речи. Здесь нужно согласиться с мнением И. Н. Кузнецова, что в отдельных случаях это оправданно. «Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т. п., неловко держать перед собой текст речи. А между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст.
Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли» [35, 74–75]. В этом случае целесообразнее выступать с опорой на текст, в котором визуально выделены основные положения и мысли.
Когда оратор приобретет достаточный опыт публичных выступлений, чтобы чувствовать себя на трибуне абсолютно спокойно и не сбиваться с мысли под воздействием случайных обстоятельств, можно переходить к тому, чтобы произносить речь, имея перед собой не текст целиком, а развернутый план или тезисы выступления, в которых сохраняются некоторые наиболее важные текстовые моменты.
На этапе «меморио» полезно произнести подготовленный текст речи вслух. Каждый обязательно заметит при этом, что некоторые предложения слишком трудны для произнесения на одном дыхании, некоторые содержат однокоренные слова, тавтологии, которые не очень заметны при прочтении, но коробят слух. Произнесение поможет устранить такие погрешности.
Эффективным средством подготовки является запись репетиции выступления на видеокассету. Полезно просмотреть видеозаписи своих выступлений, состоявшихся непосредственно перед слушателями. По признанию некоторых весьма опытных ораторов, такой просмотр помог обнаружить недочеты, о которых они ранее даже не подозревали.
Нужно учиться психологически и физически готовить себя к встрече с аудиторией. Специалисты советуют отдохнуть перед выступлением и побыть одному. Желательно в спокойной обстановке еще раз мысленно представить план выступления, продумать наиболее ответственные места речи, что придает некоторую уверенность. «Надо отбросить все, не имеющее отношения к речи, и целиком переключиться на будущее выступление, как бы “войти в роль”. Это будет способствовать преодолению излишнего волнения. “Стоит человеку сосредоточить все свое внимание на какой-нибудь мысли, и тогда у него получается изолированный пункт, который затормозит все остальное и будет господствующим” (академик И. П. Павлов)» [42, 214].
Перед выступлением полезно заранее прийти на место, осмотреть зал, вход на эстраду, трибуну. Желательно пообщаться с появившимися в зале первыми слушателями. Неформальная беседа помогает не только уловить настроение людей, но и снимает нервозность, неизбежно овладевающую любым оратором, собирающимся выступать в незнакомой аудитории.
Немаловажным фактором является правильный выбор места для произнесения речи. Такой вопрос, как правило, не возникает, когда в помещении имеется трибуна или стол, на который можно положить свои записи. Однако надо принимать во внимание и конкретную обстановку, характер речевой ситуации. В малой аудитории, где 20–30 слушателей, выходить за трибуну, если того не требуют регламент и официальность встречи, нежелательно. Трибуна придает официальность и как бы отдаляет оратора от слушателей. Она уменьшает возможность экспрессивного воздействия на аудиторию, сковывает движения и жесты, а иногда и мысли оратора. Желая достичь более тесного контакта с людьми, некоторые ораторы предпочитают находиться поближе к слушателям, на одном с ними уровне, не пользуются трибуной и кафедрой. Это придает общению интимный характер и способствует лучшему взаимопониманию.
Произнесение речи, «акцио», – главный, кульминационный этап в работе оратора. Если все предшествующие этапы представляли собой создание алгоритма выступления, то произнесение речи и процесс непосредственного взаимодействия оратора со слушателями – это проверка и корректировка данного алгоритма на ходу, включающая элементы импровизации, творчества, искусства. Известно, что когда Демосфена спросили, что он считает самым важным в ораторской деятельности, тотответил: «Во-первых, исполнение, во-вторых, исполнение, в-третьих, исполнение».
Исполнение речи требует особых знаний и навыков. Качество исполнения определяется способностью оратора установить живой контакт с аудиторией, его умением оценивать восприятие своих слов, следить за реакцией слушателей, вносить в соответствии с ней необходимые коррективы в заготовленный текст и в манеру ведения разговора, живо реагировать на любое изменение внимания людей и обстановки в аудитории.
Традиционно в риторике проблема исполнения речи описывается с помощью таких категорий, как образ оратора и его нравственная позиция, взаимодействие с аудиторией, применение вербальных и невербальных средств воздействия, личный ораторский стиль речи.
Образ оратора – это сложный психологический феномен, представляющий собой совокупность внешних и внутренних (душевных, интеллектуальных, нравственных) качеств человека.Об ораторе судят прежде всего по егоречи. Соотношение речи и личности обозначил еще древнегреческий философ Сократ, изрекший ставшую крылатой фразу: «Заговори, и я скажу, кто ты». В современной психологии существуют методики, которые по характерным словам, употребляемым человеком в разговоре, по голосовой манере их произнесения и по манерам поведения на трибуне позволяют составить относительно точный психологический портрет оратора, определить его темперамент и даже степень искренности. Доктор психологических наук, профессор В. М. Козубовский отмечает, что человек скорее всего неискренен, если он:
- чрезмерно подчеркивает свою честность («честное слово», «даю руку на отсечение», «клянусь здоровьем…» и т. п.);
- говорит необоснованно раздражительным или вызывающим тоном («Да я вообще не знаю, о чем идет речь!», «Я вообще не обязан отвечать!» и т. п.;
- пытается вызвать расположение собеседника («Да я такой же, как и вы, у меня такие же проблемы…»);
- уклоняется от прямого применения слов «да», «нет» («Вы серьезный человек?», «Я уже вам это говорил…»);
- отвечает вопросом на вопрос или повторяет заданный вопрос вслух;
- делает акцент на мелкие, второстепенные детали;
- выражает готовность помочь «следствию» без вашей просьбы об этом;
- возмущается по незначительному поводу, найдя для этого отдушину в разговоре.
Если при обращении к аудитории (например, толпе на митинге), пишет далее В.М. Козубовский, оратор использует «сильные» и категоричные выражения, впадает в крайности, повторяется, избегает доказательств и рассуждений, то это признак желания увлечь за собой любыми средствами.
Человек, как правило, осознанно относится к тому, что он говорит, но не как говорит. Поэтому к наиболее объективным признакам личностных особенностей говорящего относятся его голосовые параметры. Так, скорость речи выдает тип его темперамента, а заметные колебания скорости речи – возбудимость или неуверенность в себе. По параметрам коммуникативной сферы личности (целенаправленности, скорости, пластичности и эмоциональности) можно достаточно объективно определить темперамент. По мнению В. М. Козубовского, торопливость речи нередко является свидетельством робости, возбужденность – увлеченности, вялость – флегматичности и лени. Если произношение отдельных слов, окончаний, частиц:
- очень четкое – это свидетельствует о внутренней дисциплинированности и целеустремленности;
- расплывчатое – означает уступчивость и стремление к покою;
- манерное, форсированно-отчетливое произношение с ударением на первом слоге ключевых слов – склонность к демонстрации своей силы и решительности.
Если высота голоса:
- падает к концу предложения (при неизменной громкости) – возможна предрасположенность человека к депрессиям. Чаще всего это свидетельствует о мягком характере и слабой воле;
- меняется в широких пределах – это сигнализирует об открытости характера и искренности человека.
За рубежом в последние годы большую популярность завоевал контент-анализ речи, задачей которого является измерение аффектов (тревоги, враждебности, интеллектуальных нарушений человека) через диагностику речевых актов с подсчетом определенных слов, фраз, эмоционально окрашенных предложений и т. п. Показательность индивидуальных особенностей речи настолько велика, что речевые тесты занимают в современной психологии одно из ведущих мест по ширине их использования в психодиагностике [cм. 27, 304–307].
Методы психологического анализа личности все более становятся достоянием современного образованного читателя и слушателя.
Издревле большое значение в характеристике образа оратора придавалось нравственности человека. Школа ораторства считалась у древних и школой нравственности, ибо для того, чтобы быть убедительным в стремлении к добру и справедливости, нужно было не казаться, а быть таковым. Хорошо известны и слова Квинтилиана: «Хочешь быть хорошим оратором – стань сначала хорошим человеком». В «Российской риторике», изданной в 1824 г., подчеркивалось: «Что касается до оратора, то он необходимо должен иметь нравы добрые и наклонности честные. Слово его не меньше должно быть вывескою его добродетели, как и просвещения. Искусство всегда получает более важности и почтения, когда оно соединяется с благородными качествами человека, владеющего оным; особливо в убеждении умов самый образ жизни оратора должен служить порукою, что советы его искренни и основаны на собственном убеждении» [19, 23].
Нельзя доверять человеку, который в жизни руководствуется одними принципами, а с трибуны провозглашает совершенно иные идеалы и ценности бытия. Важными нравственно-этическими критериями деятельности оратора являются единство слова и дела, безупречная репутация и благоприятное общественное мнение о нем.
Образ оратора в глазах слушателей во многом складывается по внешнему облику и манерам поведения. Едва войдя в аудиторию, оратор уже начинает с ней общаться, хотя не проронил еще ни слова. Слушатели присматриваются: как человек одет, как ходит, какое у него выражение лица, что он делает с руками и т. п. Первое впечатление об ораторе или, как называют психологи, «эффект ореола», существенно влияет на последующее восприятие речи. «Если первое впечатление о человеке, – пишет профессор психологии А. В. Батаршев, – благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке… оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам» [11, 43].
Доказано, что в формировании «ореола» первостепенную роль играют внешний вид, одежда, а также предметы и вещи, которыми пользуется оратор.
Одежда – оценивается первой в облике человека. У оратора она не должна быть эксцентричной. Скромность предпочтительнее экстравагантности. А. Ф. Кони советовал ораторам одеваться прилично, но просто. В костюме, по его мнению, не должно быть ничего вычурного и кричащего. Крайне неблагоприятное впечатление об ораторе могут вызвать неряшливый костюм, мятая рубашка, расстегнутые пуговицы и т. п.
Сложились определенные требования, предъявляемые к деловому костюму. Универсальной одеждой деловой женщины является платье, костюм, брючный костюм или кофта с юбкой, причем последние должны быть обязательно современными. Женщине всегда следует помнить, что не рекомендуется смешивать разные украшения. Допустимыми в деловой одежде считаются лишь гарнитуры (кулон, серьги, кольцо). Рабочий костюм мужчины – обычный: брюки и пиджак. В туалете мужчины главный предмет – галстук. Его рисунок не должен повторять рисунок костюма или рубашки. С костюмом из пестрой ткани не согласуются пестрые галстуки.
Одежда должна соответствовать характеру речевой ситуации: на судебное заседание и на дружескую вечеринку одеваются, разумеется, по-разному. Для официальных встреч и выступлений представителям некоторых профессий (работники прокуратуры, сотрудники Министерства внутренних дел, Министерства обороны и др.) рекомендуется надевать форму.
Установлено, что цвет, форма линий одежды и даже фактура тканей оказывают влияние на эмоциональную оценку внешнего облика. Имеет значение и сочетание цвета в одежде. Создавая внешний имидж, надо помнить, что это символ, который без слов говорит окружающим, на какой ступени общественной лестницы стоит человек, к какому кругу профессий принадлежит, каковы его характер, темперамент, вкус, финансовые возможности, а иногда даже каково семейное положение. Вещи, которыми пользуется оратор, как правило, не случайны. Зонт, портфель, записная книжка и ручка человека, желающего произвести благоприятное впечатление, должны быть отличного качества.
Манеры уважающего себя, свои знания и убеждения оратора – это манеры человека воспитанного, естественно следующего правилам культуры и этикета. Импонируют уверенность без самоуверенности, чувство собственного достоинства без самолюбования, непринужденность поведения без развязности. Противопоказаны суетливость и нервозность. Человек, умеющий держаться с достоинством, кажется окружающим привлекательным и вызывает подсознательное к себе расположение и доверие. Ничто так не компрометирует выступающего, как растерянность: слушатель не желает соглашаться с человеком, который сам в себе сомневается. Из этого следует, что оратор должен отбирать для своей речи то, что хорошо знает и во что искренне верит. Умение излагать материал со знанием дела, без фальши, формирует впечатление об ораторе как человеке убежденном, твердом и добропорядочном.
Слушатель считает привлекательным оратора, дружелюбно расположенного к аудитории, с приветливым выражением лица, улыбающегося, не прячущего взгляд, умеющего со вкусом одеваться и т. п. Усилия, затраченные на создание образа, оцениваются по достоинству, поскольку забота о внешности и хороших манерах – своего рода «скрытый комплимент оратора аудитории» [9, 218].
Благоприятный «эффект ореола» способствует установлению хорошего контакта с аудиторией и является существенным аргументом, повышающим действенность речи.
На этапе «акцио» определяющее значение приобретает искусство говорения и общения, умение оратора удержать внимание слушателей, их интерес к речи. Должно возникнуть и поддерживаться состояние эмоциональной индукции или экспрессии чувств, когда не только содержание речи, но и чувства, эмоции, убежденность говорящего передаются слушателям. Автор обязан уметь привнести в звучание речи нужное чувство, переживание, отношение.
Здесь нужны и некоторые актерские качества, понимание того обстоятельства, что сильные чувства, как правило, оттеняются контрастом произнесения. В этом заключается особенность, а зачастую главная действующая сила пафоса. Наибольшей внушительностью обладает речь, в которой высокий смысловой и эмоциональный «накал» передается внешне спокойно. Говорят: «Громкое – заметно в тишине». А. Ф. Кони писал по этому поводу, что «элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы «трогательное» действительно «трогало» сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно: ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего притока трогательности, от этого получается контрастный фон: черные линии сливаются с черным фоном, а на белом выступают резко. Так и с трогательным. Например, читать сцены казни Остапа надо протокольно, сухо, холодно, стальным крепким голосом и изменить его там, где нельзя уже не изменить» [28, 111].
Умение контрастом пафоса устного слова воздействовать на чувства слушателей является признаком высшего искусства оратора.
Эмоциональная и экспрессивная составляющие устной речи проявляются главным образом с помощью невербальных средств предъявления информации и личного отношения оратора к предмету речи. Невербальную коммуникацию по признаку средств предъявления информации подразделяют на:
– паралингвистику– систему вокализации речи;
– экстралингвистику – систему, определяющую темп речи и включающую «добавки» к вербальной коммуникации (покашливание, смех и т. п.). Экстралингвистика включает раздел «кинестетика», определяющий средства выразительности, основанные на восприятии общей моторики различных частей тела. Если имеется в виду движение рук, то это жестикуляция (язык жестов). Если имеются в виду мускулы лица, то это мимика, если же позы человека, то это пантомимика (язык тела);
– проксемику – систему, изучающую пространственную и временную организацию общения. (Основателем проксемики является американский ученый Э. Холл, впервые предложивший специальную методику оценки интимности общения на основе изучения организации коммуникативного пространства. Им введены понятия «интимная зона», «личная зона», «общественная зона» партнеров по общению и др.);
– визуальное общение – представляет собой систему невербальной выразительности и общения на основе движений глаз (контакт глаз). Изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание взгляда, направленность и т. п.