Слово написанное и слово сказанное
Специалисту высшей квалификации в процессе трудовой деятельности часто приходится иметь дело как с составлением различных письменных текстов, так и с произнесением устных публичных речей. Необходимо понимать некоторые особенности письменной и устной речи, чтобы умело использовать их в практической работе.
Корень неудач многих выступлений часто заключается в том, что ораторы путают речь устную с речью письменной и пытаются механически озвучивать домашнюю письменную заготовку. Публично зачитывать заранее подготовленный текст, заметил выдающийся мастер художественного слова Ираклий Андроников, так же нелепо, как если бы молодой человек по бумажке прочитал объяснение в любви своей девушке. Но эта же бумажка, посланная по почте, возможно, растрогала бы девушку до глубины души.
Никто не станет слушать лектора, который, уткнувшись в принесенную из дому рукопись, старается выразительно ее озвучить. Но текст этой же лекции, опубликованный, например, в газете, может вызвать большой интерес и общественный резонанс. Значит, лекция скучна не потому, что она бессодержательна. В чем же здесь дело? – спрашивает Андроников. И отвечает: проблема в том, что письменная речь заместила на кафедре живую устную речь. Письменный текст обычно выступает посредником между людьми в тех случаях, когда между ними невозможно живое общение. Он является как бы представителем автора. Но если автор присутствует в аудитории и может разговаривать, общаться, то написанный текст является помехой. Написанный заранее текст – «это не тот текст, не те слова, не та структура речи, которые рождаются в непосредственной живой речи одновременно с мыслью. Ибо писать – это не значит «говорить при помощи бумаги». А говорить – не то же самое, что произносить вслух написанное. Это процессы глубоко различные между собой» [3, 266–267].
К сожалению, и в судебных заседаниях еще не редки случаи, когда представители обвинения или защиты механически озвучивают заготовленный заранее текст, не в силах оторвать от него глаз.
Обучение ораторскому искусству, как заметил Дейл Карнеги, состоит в том, чтобы добиться устранения скованности, помочь человеку чувствовать себя свободно и говорить естественно, как бы беседуя с аудиторией.
Между устной и письменной речью есть много общего, но имеются и определенные различия, подчеркивающие достоинства и преимущества каждой из них для конкретных ситуаций и целей общения. Общее проявляется в том, что оба вида речи используют средства естественного языка, а в зависимости от характера коммуникации – особенности одних и тех же стилей речи: научного, художественного, публицистического, официально-делового. Каждый из этих стилей проявляется в письменной и в устной речи практически одинаково.
«Стиль – это способ использования языка, основанный на выборе из многообразных языковых запасов тех средств, которые наилучшим образом обеспечивают общение между людьми в данных условиях» (А. Е. Михневич).
Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников, теоретических и учебных лекций и т. п. Он определяется содержанием и целями коммуникации: по возможности точно, полно и убедительно изложить и объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи предметов и явлений, выявить закономерности, сообщить научную информацию, результаты исследований и др. Основными чертами научного стиля являются: а) строгая логическая последовательность изложения материала; б) насыщенность, сжатость, точность и конкретность информации; в) бесстрастность, объективность и конкретность изложения; г) использование научной терминологии и фразеологии; д) преобладание сложных предложений, преимущественное употребление имен существительных вместо глаголов и др.
Художественный стиль – это стиль художественной литературы, театральных представлений и художественного рассказа. Он применяется, когда автор ставит своей целью нарисовать словами художественную картину событий, передать свои чувства и отношение к изображаемому. Основными чертами художественного стиля являются: а) образность и эмоциональность описания; б) широкое использование изобразительно-выразительных средств речи как основного инструмента воздействия на адресата речи; в) яркая творческая индивидуальность.
Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, докладов по общественно-поли-тической тематике и др. Он используется, когда необходимо сформировать то или иное общественное мнение, отношение к чему-либо, призвать к каким-то действиям, сообщить важную государственную или общественную информацию. Основными чертами публицистического стиля являются: а) доходчивость изложения; б) лаконичность изложения при информативной насыщенности; в) эмоциональность, обобщенность и непринужденность высказывания; г) использование общественно-политической лексики и фразеологии; д) употребление коротких предложений и фраз; е) умеренное использование изобразительно-выразительных средств языка.
Официально-деловой стиль– это стиль документов, договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг. Он используется в речи, когда необходимо сообщить официальную информацию, дать указания, инструкции, написать и озвучить судебные и иные решения, выступить с официальной речью. Основными чертами официально-делового стиля являются: а) сжатость и компактность изложения; б) стандартность расположения материала, обязательность формы; в) официальность и бесстрастность высказывания; г) широкое использование стандартной лексики и фразеологии; д) употребление отглагольных существительных (на основании, в отношении и т. п.); е) использование сложных синтаксических конструкций; ж) отсутствие эмоционально-экспрессивных средств выразительности речи.
Для устной речи характерен особый, разговорный, стиль. Если письменная речь – это общение через письменные тексты, через систему символов, изображенных на материальном носителе, то устная речь представляет собой не просто озвучивание, а процесс «живого» общения оратора с конкретной аудиторией, в котором используются не только возможности языка, но и другие каналы информации – жесты, мимика, позы, взгляд, телодвижения и т. д.
Основными чертами разговорного стиля являются: а) экспрессивность, эмоциональность, непринужденность; б) широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии; в) использование нелексических средств изобразительности и выразительности речи; г) непосредственная связь оратора (прямая и обратная) с получателем речи; д) преобладание простых предложений над сложными; е) использование вставных и присоединенных конструкций; ж) включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обращений; з) использование лексических повторов, инверсий и др.
Существует и ряд других особенностей устной и письменной речи. Эти особенности определяются:
а) механизмами порождения. Письменный текст готовится много времени, записывается на черновиках, редактируется, совершенствуется, может быть в любое время переработан. Устная речь спонтанна. Она создается в момент говорения, хотя и требует, возможно, не менее длительной подготовки к выступлению, чем письменная. «Говорит хорошо тот, кто расточает размышления целого дня, недели, месяца, а иногда и целой своей жизни в речи, которая длится час» (В. Гюго). Устная речь звучит лишь однажды. Она неповторима, и переделать ее, подправить невозможно;
б) механизмами восприятия. Письменная речь осмысливается при многократном чтении. Устная речь воспринимается сразу, на слух и визуально. Значит, она должна готовиться таким образом, чтобы содержание ее было предельно доступным каждому слушателю и воспринималось без затруднений;
в) характером адресата. Письменная речь обращена к отсутствующему читателю. Устная речь обращена к конкретной группе людей, слушающих ее одновременно и имеющих возможность обменяться мнениями с оратором и между собой;
г) информативной насыщенностью и степенью воздействия на адресата. Один и тот же текст, будучи прочитанным и будучи услышанным с трибуны (если он не механически озвучен, а произнесен в свободной разговорной манере), несет разное количество информации. Письменный содержит главным образом смысловую информацию, а устный – дополнительно невербальную. Устная речь эмоциональна, монологична по форме, но диалогична по характеру. По эффективности воздействия на слушателя с устной публичной речью, пожалуй, не может сравниться ни один другой вид массовой коммуникации;
д) грамматическими и лексическими особенностями. В письменной речи «строже» синтаксис, четче подбираются слова, преобладают книжная лексика, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, часто употребляются причастные и деепричастные обороты. Устная речь проще по построению предложений. Она орфоэпична. В ней преобладают короткие предложения, состоящие из 5–7 слов. Они легко воспринимаются на слух, лучше понимаются и запоминаются, к тому же, легко произносятся на одном выдохе.
«В устной речи… больше неправильностей. В ней могут быть незначительные нарушения порядка слов, грамматических правил согласования, допустимо привлечение в отдельных случаях так называемой нелитературной лексики. Но это живая речь живого человека. Конечно, и устная речь, какой бы она ни была горячей, взволнованной, не должна искажать литературного языка. Слушатель простит оговорку, недостачу в предложении легко подразумеваемого члена, ломкость устных фраз, если все это будет восполнено живостью и непосредственностью речи, самостоятельностью суждений» [55, 146]. В устной речи много вводных слов, которые оживляют ее, придают индивидуальность.
Разновидностями устной и письменной публичной речи являются относительно молодые виды вербальной коммуникации – речи теле- и радиовещания, Интернет. Они пользуются огромным влиянием вследствие массового охвата аудитории, так как «входят» практически в каждый дом. Такие речи строятся в соответствии с общими риторическими правилами и закономерностями, но обращены к воображаемому слушателю, им не хватает «устности», интимности, диалогичности. Когда же человек выступает на собрании, в судебном заседании, в кругу сослуживцев, друзей и т. п., то, в отличие от «электронного» диктора, он импровизирует в соответствии с интересами, настроением и вниманием слушателей к его словам. Слушатели как бы сами участвуют в рождении речи. От их восприимчивости, подготовленности, заинтересованности зависят характер общения, структура речи, ее тон и, как следствие этого, – эффективность коммуникации. Хорошо продуманная, а затем оформленная импровизацией мысль обладает огромной экспрессивной силой. Она как бы подталкивается к слушателю духовной энергией оратора, заразительностью его чувств. Поэтому механическое озвучивание текста не способно и в отдаленной мере передать всю силу, которая должна исходить от личности аргументатора.
Чтобы научиться импровизировать, нужно обладать очень важным качеством – умением публично мыслить. Это сложно, особенно начинающим ораторам, потому что перед новой аудиторией выступающий часто волнуется. Следует учиться владеть собой, уметь сосредоточиться, подчинить свое внимание главному. «Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, – советует И. Андроников,– надо говорить свободно, не беспокоясь о том, получится ли стройная фраза, и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл выступающего будет обращен не вперед – к аудитории, а назад – к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь – похожей на диктовку или ответы экзаменующегося, который отвечает не мысля, а припоминая заученный текст. Если же при этом перед выступающим нет кафедры или стола, на который можно положить бумажку, то весь он… обретает такой вид, словно забил бумажку между лобной костью и полушариями мозга и хочет подсмотреть туда, отчего лицо его принимает выражение, несколько обращенное внутрь себя: «Ах, ах, что будет, если я забыл?» [3, 270–271].
Чтобы мыслить публично, нужно, как утверждал Цицерон, чтобы речь расцветала и разворачивалась только на основе полного знания предмета; «если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней». А. Ф. Кони советовал по этому поводу «знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, …знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами» [47, 18].
В ходе выступления в условиях дефицита времени на обдумывание оратору приходится одновременно решать несколько сложных задач: он должен постоянно удерживать в памяти главную идею и задачу выступления, сохранять общее видение проблемы и интуитивное предвидение того, что необходимо будет сказать в дальнейшем; он должен оперативно облекать мысль в подходящую лингвистическую форму; он обязан также видеть и учитывать реакцию слушателей на свои слова и искать пути наиболее доступного, интересного и выразительного изложения материала.
Высшим проявлением мастерства публичного выступления является способность аргументатора установить контакт со слушателями, обеспечить общность психического состояния, которая возникает исключительно на основе совместной мыслительной деятельности и сходстве эмоциональных переживаний. Отношение оратора к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. В то же время контакт позволяет аргументатору быстро обнаружить непонимание или какую-либо иную реакцию слушателей, скорректировать речь, подробнее остановиться на одном, пояснить другое, обратить внимание на третье и т. п. Каждому начинающему оратору необходимо учиться понимать и чувствовать аудиторию, уметь в зависимости от этого направлять речь в нужное русло.
Главным показателем взаимопонимания оратора и аудитории является положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки и т. п.).
В принципе аргументатор не обязан чувствовать и испытывать то, что он внушает другим, но он должен точно представлять, что могут почувствовать или предпринять слушатели при восприятии тем или иным образом построенной речи. От просто красноречивого человека оратор отличается способностью размышлять над тем, при каких обстоятельствах, для какого типа слушателей и для достижения каких целей те или иные проявления дара красноречия являются особенно уместными и действенными. Таким образом, эффективность публичной речи в первую очередь определяется совершенством применения речевых умений и навыков.
Мастерство речи приходит с опытом. Некоторые молодые авторы, не имея достаточного опыта, недооценивают свои возможности. Основными причинами, вызывающими скованность молодых авторов, чаще всего являются:
- недооценка собственных возможностей. Следует заставить себя поверить, что подготовленность к выступлению – отличная, собранный по теме материал весьма информативен и будет интересен слушателям. Поверить в свои возможности помогает тщательная подготовка к выступлению;
- недостаток опыта. Противодействие здесь одно: накапливать опыт. Французы говорят: «Чтобы стать кузнецом, надо ковать железо». Применительно к развитию коммуникативных способностей можно сказать по-иному: чтобы стать хорошим оратором, надо как можно больше и чаще выступать публично;
- ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые ораторы склонны видеть в любом негативном поведении аудитории предвзятое отношение к себе. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев аудитория нейтрально или доброжелательно настроена по отношению к оратору, особенно начинающему. Поэтому необходимо приучить себя видеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров;
- воспоминания о провале. В работе любого оратора, даже опытного, бывают неудачи. Надо смириться с мыслью, что одно из выступлений действительно оказалось неудачным. Преодоление последствий неудач является составной частью процесса становления оратора, а осуществляется оно путем анализа каждого своего выступления и извлечения уроков на будущее.
Таким образом, устная публичная речь – это живая, звучащая, слышимая и видимая форма реализации естественного языка общения. Она характеризуется непосредственностью процесса общения с конкретными людьми, выглядит как бы заранее неподготовленной, спонтанной, как то, что возникает непринужденно в акте высказывания. Отличие устной речи от письменной и книжной в первую очередь проявляется в технологии коммуникации, в необходимости использовать средства звукового и иного сопровождения мыслей, в непосредственном присутствии слушателей и взаимодействии с ними оратора.
Указанные свойства речи лежат в основе теоретических и психологических знаний и навыков, необходимых для осуществления триединого процесса языковой коммуникации: продуцирование речи – ее восприятие – реакция на нее. При устной речи этот процесс замыкается моментально.