Задачи обучений глухих произношению
Определяя задачи обучения глухих произношению, прежде всего следует напомнить о двоякой функции устной речи, которая одной стороной обращена к слушающему, а другой — к самому говорящему.
От качества фонетического оформления речи глухого зависит (при прочих равных условиях), в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она служит базой владения языком, выполняет роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной. Для того, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.
Внятность и членораздельность произношения — это два понятия, не совпадающие друг с другом. Устная речь может быть достаточно внятной, но при этом еще далеко не до конца членораздельной. И наоборот, можно представить себе такие случаи, когда в произношении отображены и отчетливо противопоставлены друг другу все элементы фонетической системы языка, но при этом звучание речи настолько отклоняется от нормального для данного языка, что понять такую речь трудно.
Так, при исследовании произношения глухих, обладающих вполне внятной речью, обычно обнаруживается, что в ней реализуются далеко не все фонологические противопоставления, касающиеся системы фонем, словесного ударения и интонации.
Следует учитывать, что фонемы обладают как различительными (дифференциальными) акустическими признаками, так и наполняющими (интегральными) (См.: Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1969). Нарушение дифференциальных признаков, стирающее различия между фонемами (например, при замене звонких согласных глухими, мягких — твердыми и т. п.), характеризует фонологические дефекты произношения. В то же время нарушение интегральных признаков фонем, приводящее к искаженному их звучанию при сохранении акустических различий между фонемами (например, при умлаутном воспроизведении гласных о и у, когда они звучат подобно немецким о и и, при боковом или межзубном сигматизме) характеризует антропофонические дефекты произношения. В зависимости от характера дефектов достаточно внятное произношение может быть не до конца членораздельным, а вполне членораздельное — недостаточно внятным.
Оценивая фонетическое оформление речи глухого с точки зрения тех, кто ее воспринимает, следует наряду со степенью ее разборчивости иметь в виду еще и такой критерий, как мера естественности звучания речи, т. е. мера его приближения к обычному произношению нормально слышащих и говорящих людей. Сюда относятся и качество голоса, и качество звучания фонем, и соблюдение ударения, орфоэпических норм в словах, и фразовая интонация со всеми ее компонентами (мелодическим, динамическим и темпоральным), темп речи и ее общая выразительность.
Учитывая исключительно важную роль, которую играет устная речь как способ общения глухого с окружающими, следует считать, что первая и главная задача обучения глухих произношению состоит в том, чтобы обеспечить достаточную внятность, их устной речи. Если произношение глухого недостаточно членораздельно и связанные с ним кинестезии не могут гарантировать должного овладения языком, не способны служить надежной базой речевого мышления, то это всегда может быть в необходимой степени компенсировано за счет письменного и дактильного видов речи. Если же произношение оказывается не только недостаточно членораздельным, но и маловнятным, то это уже совсем обесценивает устную речь глухого, ибо свидетельствует о неполноценности ее как способа общения с окружающими.
Поскольку представляется важным утвердить устную речь глухого не только в качестве способа общения с окружающими, но и в роли орудия мышления, базы владения языком, произношение должно удовлетворять и другому требованию — быть возможно более членораздельным.
Таким образом, вторая задача обучения глухих произношению состоит в том, чтобы достичь максимальной его членораздельности, позволяющей наиболее полно и дифференцированно отобразить в сопряженных с устной речью кинестезиях фонетические средства, используемые в языке для выражения и различения смысла.
Вмешательство речевых кинестезии в такие виды речевой деятельности, как чтение с губ, слуховое и слухо-зрительное восприятие устной речи, чтение и письмо, предъявляет особенно большие требования к произношению глухого.
Важно также, чтобы произношение было достаточно беглым и позволяло глухому приспосабливать отраженную артикуляцию (про-говаривание) к темпу речи собеседника.
Наконец, поскольку существенной предпосылкой рефлекторного проговаривания глухим воспринимаемых зрительно, на слух, слухо-зрительно слов и словосочетаний служит тождественность его произношения с произношением говорящего, представляется важным соблюдение в речи глухого словесного ударения и орфоэпических норм. Поскольку у глухого, как и у слышащего, графическая речь сосуществует с устной, между последними неизбежно устанавливается известное взаимодействие. В результате этого взаимодействия как чтение, так и письмо глухого испытывают более или менее существенное влияние со стороны произношения.