Тема № 3. Невербальные средства общения
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Мимика. Жесты. Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические и подражательные. Национальный характер жестов. Жесты и характер человека.
Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего (фактор организации пространства общения, внешности, позы).
Семинарское занятие.
Время: 1 час
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Мимика: выражение лица, роль улыбки в коммуникативном общении.
2. Жесты, их виды: малые, средние, большие. Ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические жесты.
3. Национальный характер жестов.
4. Жесты и характер человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 31-40.
Практическое занятие.
Время: 1 час
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Посмотрите документальный фильм «Мимика и жесты человека». Ответьте на заданные проблемные вопросы по теме.
2.Посмотрите фрагмент из художественного фильма «Инспектор ГАИ». Прослушайте диалог, обратите внимание на поведение, речь участников события, внешний вид сотрудника ДПС, охарактеризуйте его речь с позиций профессиональной этики и служебного этикета. Сделайте вывод.
Водитель был остановлен сотрудником ДПС за нарушение правил дорожного движения (превышение скорости) по громкой связи:
– Водитель автомашины «два ноля сорок шесть», остановитесь!
Инспектор. Старший инспектор дорожно-патрульной службы, старший лейтенант Зыкин.
Водитель. Очень приятно.
Инспектор. Попрошу Ваши документы.
Водитель. Пожалуйста.
Пассажир. Физкульт-привет, Пётр!
Инспектор. Здравствуйте, Кириллыч… Какой талон у Вас… в упаковочке…
Пассажир. Это Трунов Валентин Павлович, наш новый директор автосервиса.
Инспектор. Очень приятно. Вы, товарищ Трунов (смотрит на ремень безопасности), во-первых, не пристёгнуты…
Водитель. Совсем забыл… (пристёгивается)
Инспектор. А во-вторых, вы ехали со скоростью 65 км/час, тогда как на этом участке дороги скорость установлена 50 км.
Водитель. Да что Вы говорите?!
Инспектор. Вы перед рощей знак видели?
Водитель. Нет, Вы знаете, к сожалению, не заметил. Извините, пожалуйста.
Инспектор. Надо быть внимательнее.
Водитель. Хорошо, буду.
Инспектор. Вынужден сделать Вам просечку…
Пассажир. Пётр, Пётр, погоди…
Водитель. Тихо, тихо, Василий Кириллович, не мешайте, пожалуйста, инспектору заниматься своими служебными обязанностями…
Инспектор. Он не прокалывается…
Водитель. Не прокалывается? (с ухмылкой)
Инспектор. Он не прокалывается…
Водитель. Не знаю, может, я Вам могу чем-то помочь?
Инспектор. А, сейчас…
(Отходит в сторону к бетонному столбу, сильно ударяет кулаком по дыроколу, чтобы проколоть отверстие в заламинированном талоне предупреждений, возвращается к машине).
Инспектор. Вы вот что… Товарищ Трунов, Вы талончик выньте из упаковочки: непорядок это, и будьте в дальнейшем внимательны. (Вернул документы, отдал честь)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте классификацию жестам.
2. Напишите сочинение-эссе по теме занятия (1-2 страницы).
3. Расскажите о национальном характере жестов, приведите примеры.
Тема № 4. Вербальные средства общения
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Слово в речи юриста. Слово – средство номинации.
Эмоционально-экспрессивная оценка – принадлежность слова.
Стилистически окрашенные слова.
Слово – причина судебного разбирательства.
Семинарское занятие.
Время: 1 час
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Слово – основная единица речи. Лексическое значение слова. Назывная функция слова.
2. Эмоциональная оценка и стилистическая окраска слов.
3. Понятие о речевом этикете.
4. Слово в речи следователя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – С. 61-82.
Практическое занятие.
Время: 1 час
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение.
Слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение, называются _____________________.
Слова, противоположные по своему лексическому значению, называются _____________________.
Слова, вошедшие в русский язык из старославянского языка, языка древнейших (Х-ХI вв.) памятников славянской письменности, называются ___________________.
В словарном составе современного русского литературного языка имеется довольно большое количество слов, пришедших из других языков, они называются _________________.
Устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия (названия, относящиеся к социально-экономическим отношениям прошлого, предметам быта, орудиям труда и т.д.), называются _________________.
Устаревшие синонимы современных слов называются _______________.
Новые слова, возникающие в языке, называются ____________________.
Разновидность языка, являющаяся средством общения коллектива, объединённого территориально, называется ________________________.
Социальная разновидность речи, характеризующаяся принадлежностью к относительно замкнутым социальным группам или сообществам и служащая средством их обособления от остальной части общества, называется ______________________, а слова и выражения, используемые в общей речи, –______________________.
2. Найдите синонимические пары.
Автономия – безвластие, праздность – безделие, фарисейство – ханжество, дилетантизм – любопытство, тщеславие – честолюбие, лаконичность – проницательность, анархия – свободолюбие, бытие – существование, равнодушие – лицемерие, реальный – истинный, чопорный – церемонный, гнетущий – забитый, воззрения – предположения, потворство – либерализм, лицемерный – ошибочный, негласный – тайный, суетный – задорный, судьба – фортуна.
3. Укажите антонимические пары.
Ложный – истинный, оптимист – труженик, заносчивый – скромный, рутина – истина, симпатия – хвала, экспорт – импорт, прогресс – отрицание, тучный – худой, легальный – бездарный, консерватор – новатор, невежественность – идейность, смиренный – гордый, абстрактный – конкретный, осуждение – утверждение, отрадный – алчный, новаторство – рутина, скромный – корыстный, инертный – активный.
4. Подберите русские синонимы к иностранным словам.
Амбиция, анализ, вестибюль, вокальный, диалог, импорт, мемуары, реставрация, пунктуальный, флора, фауна.
5. Составьте синонимический ряд.
Распутица, гнев, деньги, незаурядный, изумительный, коллекция, любой.
6. В каждой группе подчеркните фразеологизмы.
· Писать письмо. Иметь значение. Петь песню. У чёрта на куличках.
· Кровавая месть. За пояс заткнуть. Кровавый закат. Купить пояс.
· Мелко плавать. Мрак неизвестности. Идти во мраке. Плавать в бассейне.
· Резкий ветер. Нестерпимый мороз. Трескучий мороз. Мозолить глаза.
· Показать пальцем. Ноль внимания. Высосать из пальца. Приписать ноль.
· Разрезать бумагу. Резать мясо. Вырезать картинки. Резать глаза.
· Кровь с молоком. Стакан молока. Чистить зубы. Заговаривать зубы.
· Сгореть от пожара. Сгореть со стыда. Поставить книгу на полку. Поставить на место.
7. Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары, составьте с ними предложения.
Кот наплакал, слова не вытянешь, выйти из себя, душа в душу, куры не клюют, рта не закрывает, семи пядей во лбу. Олух царя небесного, овладеть собой, дать маху, ходить вокруг да около, за тридевять земель, брать быка за рога, попасть в точку, рукой подать, как кошка с собакой.
8. Словосочетание «уважаемые товарищи» употребляется, как правило, в фатической функции, то есть для установления контакта с окружающими. Приведите другие примеры.
9.Посмотрите художественный фильм «Доживём до понедельника». Подумайте, почему в наши дни такие понимающие учителя, как главный герой, учитель истории Илья Семёнович, являются редкостью. Встречались ли вам такие Учителя? Сравните оба просмотренных вами фильма с точки зрения темы занятия.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Посмотрите художественный фильм «Инспектор ГАИ». Подумайте, можно ли назвать главного героя, старшего лейтенанта Зыкина, «белой вороной», докажите вашу точку зрения на конкретных примерах.
2.Посмотрите художественный фильм «Внимание!!! Всем постам…». Охарактеризуйте указанные эпизоды из фильма с точки зрения темы занятия.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Как вы понимаете выражение формулы речевого этикета?
2. Что такое стилистическая окраска слов?
3. Какие стилистические пометы используются в толковых словарях русского языка?
4. Охарактеризуйте фатическую функцию языка.
5. Когда слово становится причиной судебного разбирательства?