Царское служение Христово и слово со властию (movere)

Иисус Христос ‑ Царь вечный по Божеству, есть Царь и по Богочеловечеству, как в Своем земном служении до крестной смерти, так и в Своем прославленном состоянии по воскресении.

О Нем, как о Царе, предсказывали пророки, как читаем у пророка Исаии: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царствие его» (Исаии 9:1-7).

«Царское служение Господа до Его воскресения выразилось а) в чудесах Его, в Его власти над природой; б) во власти над силами ада, о чем свидетельствуют и многочисленные изгнания бесов и слова Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10:18); в) во власти над смертью, проявленной в воскрешении сына вдовы наинской, дочери Иаира, четверодневного Лазаря.

Господь Иисус Христос Сам говорит о Себе как о Царе, Еще до воскресения, на суде у Пилата: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18:36-38).

В Своей славе явился Господь ученикам Своим по воскресенье, когда сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18).

По Вознесении Своем Богочеловек Христос есть Глава небесных, земных и преисподних.

Во всей силе царственность Господа Иисуса Христа явлена в сошествии Его в ад и победе над адом, разрушении его уз; далее, в воскресении Его и победе над смертью; наконец, в вознесении Иисуса Христа и отверстии для всех верующих в Него Царствия Небесного»[27].

Найдем в Евангелии еще несколько свидетельств. Возьмем, например, свидетельство евангелиста Матфея, завершающее Нагорную проповедь: И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф. 7, 29). И точно так же в Капернауме, по свидетельству евангелиста Луки, когда простые галилеяне делились между собой своими впечатлениями о Нем, то дивились учению Его, ибо слово Его было со властию (Лк. 4, 32).

Со властию! Прежде всего потому, что слова Христа суть действие. Как сказано: Яко Той рече, – и быша; Той повеле, – и создашася. Или по-русски: Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось (Пс. 32, 9). И рече Бог: да будет твердь посреде воды... И бысть тако, т.е. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так (Быт. 1, 6). Итак, слово Господа есть творческий зиждительный глагол, который творит новое бытие или новое качество бытия. Сейчас, когда мир уже сотворен, шесть дней уже прошли, седьмой еще не кончился, а восьмой грядет, главная область строительства, зодчества – это душа человеческая, а главный инструмент зодчества – это слово человеческое. А душа драгоценнее всего мира.

Народ говорит, что Он учит их как власть имеющий,а не как книжники и фарисеи. Книжники и фарисеи были начетчиками, они с детских лет изучали закон – Тору, пророков, толковали этот закон, изучали толкования, Талмудическое творчество, но их знание было внешним. Духа-то они и не имели. Если бы они из Писания заимствовали дух, то не распяли бы Господа Славы, Того, Кто даровал им Писание. Оказывается, внешность они изучали, а против содержания – погрешали. Соответственно, их упражнения в слове Божием, их поучения носили схоластический характер, в этом не было жизни. А имели-то под руками золото, сидели на куче золота и от голода умерли.

Кроме того, нам с вами важно помнить эти слова: учил как власть имеющий. Несомненно, власть имеет тот, кто исполняет написанное в Евангелии. Говорить о Евангелии со властью будет тот, кто прежде сотворил, а затем и других научил. Таковой великим наречется в Царствии Небесном (Мф. 5, 19). Если ты сам научился не осуждать, действительно научился или, во всяком случае, замечаешь, когда в тебя помысел осуждения входит, и сразу покаешься, то ты уже сумеешь объяснить: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Или, например, Господь говорит: Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем (Мф. 5, 28). Т.е. всякий, кто смотрит на жену (ближнего своего) с вожделением, уже прелюбодействует в сердце своем. Если ты не допускаешь нецеломудренных помыслов и чувств, а противишься им, изгоняешь их, то тогда тебе дано говорить о заповеди: Будите... мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10, 16), т.е. будьте мудры, как змеи, и чисты, как голуби. Таким образом, власть имеет, очевидно, тот (и это относится к movere!), кто получил благодать жительства по Евангелию[28]. Вот что сокрыто в основании проповеди, проявляющейся в явлении духа и силы (1 Кор. 2, 4).

Выводы по 2.3.

Иисус Христос в земной жизни своей явил поистине безграничную власть над вселенной, показал всем, что Он ‑ Царь вечный по Божеству, Царь и по Богочеловечеству, как в Своем земном служении до крестной смерти, так и в Своем прославленном состоянии по воскресении.

Более всего царское слово познается в том, что оно беспрекословно выполняется. Тогда и сила Божия явна бывает всем. Слова Христа, сказанные с царственными краткостью, всемогуществом и властью, произносились многажды в течение земной жизни Спасителя, и не раз упоминались в Священном Писании.

Это именно те слова, которые с наибольшей силой подвигают человека делать добро и угождать Богу. Это те слова, которые творили многие чудеса и даже воскрешали мёртвых. Именно такие слова, от благодатной силы своей, со всей полнотой соответствуют представлениям как древних ораторов о принципе movere, так и святых отцов о том, что слово Божие должно говорить со властию.

Выводы по 2-й лекции

Общественные служения, которые несли на себе главы древних родов человечества – патриархи, как у богоизбранного народа, так и у язычников – священническое, царское и пророческое, проявлялись естественным путем, сами собою, показывая тем самым тройственную природу служения, заложенную основанием мироздания. Но, если у язычников эти служения были искажены, патриархи из язычников не были пророками Божиими, жертвы приносили идолам, и управляли своими народами не благочестиво, то патриархи избранного народа, Авраам, Исаак, Иаков, и их благочестивый потомки были истинными исполнителями тройственного служения Богу и своему народу, являясь прообразами Иисуса Христа, явившего Собою полноту этого тройственного служения.

Природную естественность этих служений подтверждает и троичность основных методов античной риторики убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere), и то, что эти методы не противоречат делу христианского просвещения, но подтверждаются святоотеческим преданием как необходимые в деле проповеди христианского учения. Безусловно, каждый из этих методов представляет собою многочисленную совокупность приемов, необходимых для достижения целей ритора, и, в то же время, каждый из принципов убедить, усладить и взволновать (docere, delectare, movere) в христианском отношении должен быть подкреплен духовной составляющей. Будучи воодушевлены духом Господа Иисуса Христа, эти античные принципы docere, delectare, movere делают духовными слова о спасении души, которое слушают с услаждением и исполняют, потому что они произнесены со властью.


Наши рекомендации