Коротких текстах, стихотворениях, играх

з___ ла

Злая. — Сердито.

Злая собака. — Сердито.

Злая собака? — Вопросительно.

Злая собака! — Испуганно.

Дети стоят по кругу.

З__ ла — Движение на звук з.

злая — Движение на звук з.

злая собака — Движение на звук з переходит в движение на звук с.

злая собака? — Движение, обозначающее вопрос.

злая собака! — Руки прижать к груди, отпрянуть назад.

Упражнение на различение интонаций с опорой только на слуховое восприятие учащихся (учитель говорит, повер­нувшись спиной к ученикам). Ученики повторяют услышан­ное с соответствующей интонацией.

* * *

з__ви

Извините. — Просительно.

Извините, вы кто? — Просительная интонация переходит в вопросительную.

з__ви — Движение на звук з.

Извините. — Правая рука приложена к груди («извиня­юсь»), легкий наклон вперед.

Извините, вы кто? — Движение, описанное в предыду­щем упражнении. Правой рукой указать на кого-нибудь из учеников, затем выполнить движение, обозначающее во­прос.

Учащиеся поворачиваются друг к другу и обыгрывают предложение Извините, вы кто!, соблюдая соответствую­щую интонацию.

* * *

1. х__а — ка 2. Зимой как? — Вопросительно.

Ха-ха-ха! — Радостно. Холодно! — С небольшим

восклицанием.

Как? — Вопросительно. Лиса какая? — Вопросительно.

Хо-хо-хо!—Удивленно. Хитрая! — Лукаво.

Хи-хи-хи! — Радостно. Мама какая? — Вопросительно.

Хорошая. — Ласково.

Дети стоят по кругу.

1. х__а — ка — Движение на звук х переходит в движе­ние на звук к.

Ха-ха-ха! — Радостный смех, руки на области диафрагмы.

Как? — Движение, обозначающее вопрос.

Хо-хо-хо! — Удивленный смех, руки на области диафраг­мы.

Хи-хи-хи! — Имитация смеха с хитрым выражением на лице.

2. Зимой как? — Движение, обозначающее вопрос.

Холодно!— Руки прижать к себе, сжаться, как от холода.

Лиса какая? — Движение, обозначающее вопрос.

Хитрая! — Указательный палец правой руки поднять к правому виску, на лице лукавое выражение.

Мама какая? — Движение, обозначающее вопрос.

Хорошая. — Ласково погладить соседа.

Ученики задают вопросы друг другу (по кругу), отвеча­ют на них с соответствующей интонацией.

* * *

Дети стоят по кругу. И. п. — руки согнуты на уровне груди, локти опущены.

1. татада́? 2. татада́?

Ты куда́? татада́?

тотодо́? Вы отку́да?

Отчего́? И куда́?

тутуу́?

Почему́?

(Вопросительная интонация.)

1. На двух первых слогах — два легких взмаха указатель­ным пальцем правой руки перед собой сверху вниз, на третьем слоге — движение, обозначающее вопрос: татада? тотодо? тутуду?

Слова Ты куда? Отчего? Почему? произносятся на одном движении, обозначающем вопрос.

2. Повторить упражнение, описанное выше, выполняя движения по два раза. Движения слитные, переходящие одно в другое.

3. тотодо? — Вопросительно. Отчего? — Вопросительно.

тутуду? — Вопросительно. Почему? — Вопросительно.

тутуди... — Недоуменно. Не пойму... — Недоуменно.

Что такое? — Вопросительно.

Почему? — Вопросительно.

Ничего я не пойму... — Не­доуменно.

С. Маршак

4. Два легких взмаха указательным пальцем правой руки перед собой переходят в движение, обозначающее вопрос. Повторить дважды.

Затем: тутуду — слегка развести руки в стороны с инто­нацией недоумения в голосе.

Слова Отчего? Почему? Что такое? произносятся на од­ном движении, обозначающем вопрос. Слова не пойму..., ни­чего я. не пойму... тоже произносятся на одном движении — разведение рук в стороны с соответствующей интонацией.

Вариант упражнений

1—3. Произнести весь речевой материал упражнений без движений, с руками, убранными за спину, с соответствую­щей интонацией.

* * *

Дети стоят по кругу. Воспроизведение различной инто­нации в коротких предложениях.

1. Шапка чья? — Вопросительно.

Шуба чья? — Вопросительно.

Да, моя, моя, моя! — Утвердительно.

Руки вытянуть вперед вниз («показывая на что-то»), за­тем выполнить движение, обозначающее вопрос: Шапка чья? Повторить движение дважды. Затем движение на звук д переходит в движение на звук я (показать на себя то правой, то левой рукой): Да, моя, моя, моя!

2. Шапка эта моя! — Утвердительно.
Шуба эта моя! — Утвердительно.
Дайте мне, пожалуйста! — Просительно.
Указательный жест вниз переходит в указательный жест на себя: Шапка эта моя! Повторить движения: Шуба эта моя! Затем правую руку сначала отвести в сторону и описать полукруг перед собой, после чего обе руки прижать к груди: Дайте мне, пожалуйста!

3. Шапка твоя? — Вопросительно.
Да! — Утвердительно.
Шуба твоя? — Вопросительно.
Да! — Утвердительно.

Получай! Никогда не теряй! — Повелительно.

Произнести на одном движении, обозначающем вопрос:

Шапка твоя? При ответе расслабленно наклониться вперед: Да! Повторить движения: Шуба твоя? Да! Затем правую руку резко вытянуть вперед на уровне груди: Получай!, погрозить указательным пальцем правой руки и сделать отрицатель­ный жест слева направо перед собой: Никогда не теряй!

* * *

Можно? — Вопросительно. Движение, обозначающее во­прос.

Можно войти? — Просительно-вопросительная интона­ция. Произнести на одном движении, обозначающем вопрос.

Можно, можно, входи!— Утвердительно. Согнутую на уровне груди руку слегка опустить вниз и, описав перед собой полукруг, вернуть к себе.

Повторить упражнение без движений (убрав руки за спи­ну), сохраняя необходимую интонацию.

* * *

Игра «Где?»

Дети стоят по кругу (в центре круга), закрыв глаза. Один ученик прячется. По сигналу учителя дети открывают глаза и определяют, кого нет. Все вопросы и ответы сначала про­говаривают учитель и ученики одновременно, а затем толь­ко ученики.

Кого нет? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос, затем руки слегка развести в стороны.

Вани нет. — Утвердительно. Руки слегка развести в сто­роны.

Где Ваня? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.

Ваня тут? — Вопросительно. Указательный жест правой рукой вниз.

Нет, не тут. — Отрицательно. Отрицательные жесты правой рукой перед собой (слева направо).

Ваня там? — Вопросительно. Резкий, указательный жест правой рукой в сторону.

Нет, не там. — Отрицательно. Отрицательный жест пра­вой рукой перед собой (слева направо).

Где Ваня? Где он (она)? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.

Я тут! (Я здесь.) — Радостно. Спрятавшийся ранее уче­ник вскакивает, подняв правую руку.

Ваня там! — Радостно. Указательный жест, который де­лает каждый, на этого ученика.

Там? — Вопросительно. Движение, обозначающее во­прос.

Там, там!.. Там он (она)! Нашли! — Радостно. Все дети кри­чат, подняв руки вверх.

* * *

Не плачь! — Просительно. Нежно обратиться к стоящему рядом, погладить его.

Не надо, не плачь! — Нежно. Отрицательный жест правой рукой перед собой переходит в ласковое обращение к соседу.

Не плачь! — Повелительно. Резко, требовательно махнуть правой рукой слева направо.

Я сказала, не плачь! — Повелительно. Движение на звуке я переходит в отрицательный жест.

* * *

Как? — Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.

Так?—Вопросительно. Движение, обозначающее вопрос.

Нет, не так. — Отрицательно. Два отрицательных жеста правой рукой перед грудью слева направо.

А как? — Растерянно. Руки слегка развести в стороны на уровне груди.

Вот так. — Утвердительно. Небольшой резкий взмах пра­вой рукой вверх, затем опустить ее указательным жестом вниз.

* * *

Какая? — Вопросительно. Движение, обозначающее во­прос.

А__какая! — Восхищенно. Кисти рук поднести к щекам, локти опустить. На лице выражение восторга.

Ой какая! — С отвращением. Небольшой взмах руками вперед от себя («отмахнуться» от чего-то). На лице выраже­ние отвращения.

Красивая! — Восхищенно. Руки немного поднять вверх перед собой и плавно опустить их вниз.

А, какая красивая? — Восхищенно. Совместить движения, описанные выше.

Плохая! — С отвращением. Отмахиваться от чего-то ру­ками (рис. 94).

Ой, какая плохая! — С отвращением. Совместить движе­ния, описанные выше.

* * *

Что? Что у тебя? Вопросительно.

Покажи, что у тебя? Просительно.

Покажи, пожалуйста! Просительно.

Покажи, пожалуйста, Интонация просьбы переходит в вопроситель-

что у тебя? ную.

Что? — Движение, обозначающее вопрос.

Что у тебя? — Движение, обозначающее вопрос, перехо­дит в указательный жест на ученика.

Покажи, что у тебя? — Протянуть вперед правую руку, затем повторить предыдущее движение.

Покажи, пожалуйста! — Протянуть правую руку вперед, затем прижать обе руки к груди.

Покажи, пожалуйста, что у тебя? — Протянуть правую руку вперед: покажи, пожалуйста, затем выполнить движе­ние, обозначающее вопрос, соблюдая переход одной инто­нации в другую.

Ученики, повернувшись друг к другу, задают вопросы по своему выбору, соблюдая логическое ударение и соответ­ствующую интонацию.

* * *

Извините, вы кто? Интонация просьбы переходит

в вопросительную.
Почему на вас мое пальто? Вопросительно.
Это ваше? Вопросительно.

Очень приятно! Приветливо.

Получите его обратно! Приветливо.

Извините, вы кто? — Правая рука приложена к груди с легким наклоном вперед. Указательный жест на кого-нибудь из учеников переходит в движение, обозначающее вопрос.

Почему на вас мое пальто? — Движение, обозначающее вопрос, переходит в указательный жест на кого-нибудь из учеников, рука, описав полукруг перед собой, возвращается к груди.

Это ваше? — Движение, обозначающее вопрос.

Очень приятно! — Движение на звук чпереходит в дви­жение на слово извините.

Получите его обратно! — Руки протянуть вперед («отда­вая» что-то). Повторить текст без движений, сохраняя нуж­ную интонацию.

* * *

Подожди! Повелительно.

Подожди! Просительно.

Подожди! Радостно.

Подождименя! Повелительно.

Подожди меня! Просительно.

Подожди меня! Радостно.

Гдетебя подождать? Вопросительно.

Тут или там? Вопросительно.

Тут тебя подождать? Вопросительно.

Может быть, тут, а может Неопределенно.

быть, там, не знаю.

Подожди! — Рука вытянута вверх в сторону. Слово пов­торяется три раза с разной интонацией.

Подожди меня! — Повторить движение, соблюдая инто­нацию и логическое ударение.

Где тебя подождать? — Движение, обозначающее во­прос, переходит в указательный жест правой рукой на одно­го из учеников.

Тут или там?—Указательный жест вниз, потом в сторону.

Тут тебя подождать?— Все предложение произнести на одном движении, обозначающем вопрос.

Может быть, тут, а может быть, там, не знаю. — Руки слегка развести в стороны, затем указательный жест правой рукой вниз, а потом в сторону, покачать при этом головой и опять развести руки в стороны.

После 2—3 выполнений этого упражнения вместе с учи­телем ученики задают вопросы друг другу (по кругу) и от­вечают на них, соблюдая необходимую интонацию и логи­ческое ударение.

* * *

Подойдите-ка поближе! Просительно.

Да, да, Да, теперь я вижу! Утвердительно.

И. п. — Руки согнуты на уровне груди.

Проговаривая первое предложение, правую руку отвести в сторону и, описав ею полукруг перед собой, вернуться в И. п.

Проговаривая второе предложение, выполнить движение на звук д: да, да, да (на одном движении), затем правую руку вытянуть вперед перед собой на уровне груди: теперь я вижу.

* * *

Что мне делать? Вопросительно.

Как мне быть? Вопросительно.

Отвернулись все ребята. С обидой.

Не хотят со мной дружить. С обидой.

1. Проговаривание текста с движениями.

Что мне делать? — Движение, обозначающее вопрос, пе­реходит в разведение рук в стороны.

Как мне быть? — Выполнить движение, обозначающее вопрос, затем указать на себя и расслабленно опустить руки вниз и наклониться.

Отвернулись все ребята — Слегка повернуть голову вле­во, затем правой рукой сделать указательный жест на всех ребят.

Не хотят со мной дружить. — Отрицательный жест пра­вой рукой слева направо, затем показать на себя широким движением и протянуть обе руки кому-нибудь из учеников.

2. Повторить упражнения с движениями, затем без них.

3. Ученики задают вопросы друг другу (по кругу), со­блюдая нужную интонацию.

* * *

Куда? Остановитесь! Первый Второй

Куда? Куда? Вернитесь! вариант: вариант:

Не смейте убегать! Повелительно Просительно

1. Проговаривание текста с движениями.

Первый вариант

Куда? Остановитесь! — Резко вытянуть правую руку вверх в сторону: Куда? Кистью правой руки сделать движе­ние «стоп»: Остановитесь!

Куда? Куда? Вернитесь! — Те же движения, завершающи­еся звательным движением рукой к себе.

Не смейте убегать! — Резкое движение рукой «нельзя», и топнуть ногой.

Второй вариант

Плавным движением вытянуть руку вперед. Звательные движения обеими руками: Куда? Остановитесь! Куда? Куда? Вернитесь!

Отрицательный жест правой рукой на уровне груди: Не смейте убегать!

2. Проговаривание текста без движений с нужной инто­нацией.

* * *

Не плачь! Не плачь! Просительно.

Куплю калач! Успокаивающе.

Не плачь, дорогой! Просительно.

Куплю другой! Успокаивающе.

Не плачь, не кричи! Сердито.

Куплю три! Сердито.

1. Проговаривание текста с движениями.

Не плачь! Не плачь! Куплю калач! — Нежно погладить то­варища и протянуть вперед правую руку (что-то «даем»).

Не плачь, дорогой! Куплю другой! — Нежное движение пе­реходит в указательное движение правой рукой в сторону,

Не плачь, не кричи! Куплю три! — Резкий отрицательный жест правой рукой в сторону повторить дважды, затем дви­жение на звук у (куплю) переходит в нетерпеливый взмах рукой вперед.

2. Проговаривание текста без движений.

* * *

На улице две курицыПовествовательно.

С петухомдерутся. Повествовательно.

Две маленькие девочки. Повествовательно.

Смотрят и смеются: Повествовательно.

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!Радостно.

Ой, как жалкопетуха! Жалостливо.

1. Проговаривание текста с движениями.

На улице две курицы — Указательный жест в сторону окна переходит в движение на звук к.

С петухом дерутся — Указательный жест на одного из мальчиков переходит в движение, имитирующее драку.

Две маленькие девочки смотрят и смеются — Указатель­ный жест на одну, затем на другую девочку переходит в плавное движение руки вперед, а затем рука ложится на область диафрагмы.

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! — Обе руки положить на область ди­афрагмы, имитировать смех.

Ой, как жалко петуха! — Вздохнув, развести руки в сторо­ны.

2. Проговаривание текста без движений.

1.

Чтослучилось? Вопросительно.

Что за крик? Вопросительно.

Кто кричит? Вопросительно.

Ученик. Повествовательно.
С. Михалков

Что случилось? Что за крик? Кто кричит? — Трижды вы­полнить движение, обозначающее вопрос.

Ученик — Указательным жестом правой руки показать на ученика.

2.

Лена, Лена! Как дела? Звательная интонация переходит

в вопросительную.
Где ты пропадала? Вопросительно.

В магазине я была, Повествовательно.
Книгупокупала. Повествовательно.

Лена, Лена! — На каждое слово резко вытянуть руки вверх.

Как дела? — Движение, обозначающее вопрос.

Где ты пропадала? — Движение, обозначающее вопрос (Где ты), переходит в разведение рук в стороны: пропадала?

В магазине я была, книгу покупала. — Правой рукой ука­зать вдаль, затем на себя указательным жестом, потом про­тянуть руки вперед.

Учащиеся поворачиваются друг к другу и проговарива­ют оба текста. При вопросах и ответах ученики соблюдают соответствующую интонацию и логическое ударение.

* * *

Сказала тетя: Повествовательно.

Фи, футбол! Восклицательно, с оттенком брезгливости.


Сказала мама: Повествовательно.

Фу, футбол! Восклицательно, с оттенком пренебрежения.

Сестра сказала: Повествовательно.

Ну, футбол! Восклицательно, с оттенком растерянности.

А я ответил: Повествовательно.

Во, футбол! Восклицательно, радостно.

Г.Сапгир

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Сказала тетя: — Движение на звук с переходит в указа­тельный жест вперед правой рукой.

Фи, футбол! — Всем корпусом слегка податься назад, цуки согнуть, пальцы слегка растопырить, на лице выраже­ние брезгливости, правой ногой имитировать удар по мячу.

Сказала мама: — Движение на звук с переходит в нежное поглаживание правой рукой левую.

Фу, футбол! — Правой рукой махнуть вперед, а затем «ударить» правой ногой по воображаемому мячу.

Сестра сказала: — Движение на звук с, только более дли­тельное.

Ну, футбол! — Руки развести в стороны, пожать плечами и «ударить» ногой по воображаемому мячу.

А я ответил — Указательный жест на себя, затем легкий взмах правой рукой вперед.

Во, футбол! — Вытянуть немного вверх правую руку и «ударить» ногой по воображаемому мячу.

2. Проговаривание стихотворения построчно (по кругу) — строчка на одного ученика.

3. Чтение стихотворения наизусть без движений, убрав руки за спину.

* * *

Громко спорят две лягушки — Повествовательно.

Ктоиз них красавица? Вопросительно.

Ква-ква, Повествовательно.

Ква-ква-ква. Повествовательно.

Каквам это нравится? Вопросительно.

В. Лифшиц

1. Проговаривание стихотворения с движениями с сохра­нением в голосе соответствующей интонации и логического ударения.

Громко спорят две лягушки — Руки развести вверх в стороны. Наверху один раз потрясти кулаками: Громко, пере­вести руки в движение на звук с, не опуская рук вниз, раз­вести их немного в стороны, растопырив пальцы, и пока­чаться туловищем вправо-влево, переступая с ноги на ногу.

Кто из них красавица? — Движение на звук к, и сразу правой рукой указать вперед, затем согнуть руки на уровне груди, локти опустить и на уровне груди сделать волнооб­разное движение — правой рукой в правую сторону, левой рукой — в левую, через стороны опустить руки вниз.

Ква-ква — Размеренно прыгнуть два раза вправо-влево на обе ноги, чуть присев и растопырив руки в стороны.

Ква-ква-ква — Повторить прыжки побыстрее вправо-вле­во-вправо.

Как вам это нравится? — Выполнить движение, обознача­ющее вопрос.

2. Чтение стихотворения после двух-трехкратного произ­несения с движениями, без движений с соблюдением необ­ходимой интонации и логического ударения.

* * *

Бабка охает и стонет: Страдание.

Ой! Белье мое утонет. Отчаяние.

Ой! Попала я в беду. Отчаяние.

Ой! Спасите! Пропаду! Просьба.
С. Михалков

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Бабка охает и стонет. — Расслабленное с наклоном впе­ред движение переходит в следующее: ладони рук поднести к щекам, после чего выполнить движение на звук с.

Ой! Белье мое утонет. — Обхватить руками голову, на лице выражение отчаяния, затем слегка развести руки в сто­роны и опустить их вниз.

Ой! Попала я в беду. — Обхватить голову руками, затем согнуть их на уровне груди, локти поднять, пальцы сжать в кулаки, резко ударить кулаками одновременно в стороны, затем расслабленно опустить руки вниз, нагнувшись вперед (рис. 95).

Ой! Спасите! Пропаду! — Обхватить голову руками, затем вытянуть их вверх в стороны, а потом прижать к груди: на лице — выражение отчаяния, в голосе — мольба.

2. Чтение стихотворения наизусть без движений с соблю­дением необходимой интонации и логического ударения.

* * *

Раз, два — С перечислением

в варежке дыра. Повествовательно.

Три, четыре — С перечислением

что же делать Ире? Вопросительно.

Пять, шесть — С перечислением

иголка есть. Утвердительно.

Семь, восемь — С перечислением

бабушку попросим. Просительно.

Девять, десять — С перечислением

кончена игра. Повествовательно.

Делать все самой пора. Повелительно.

Г. Сапгир

1. Проговаривание стихотворения с движениями, выде­лением голосом логического ударения и соблюдением соот­ветствующей интонации.

Раз, два — в варежке дыра. — Два шага в центр круга, протянуть левую руку вперед ладошкой кверху, затем ука­зательным пальцем правой руки «нарисовать» на ладошке левой руки кружочек («дырку»).

Три, четыре — что же делать Ире? — Еще два маленьких шага в круг. Выполнить движение, обозначающее вопрос. Развести руки немного в стороны, а затем одной рукой ука­зать на девочку.

Пять, шесть — иголка есть. — Еще два маленьких шага в круг, затем вытащить из нагрудного кармана иголку, держа ее пальцами в вытянутой руке, подавать кому-либо.

Семь, восемь — бабушку попросим. — Еще два шага в круг, расслабленно опустить руки вперед вниз.

Девять, десять — кончена игра. — Еще два шага в круг, резкий отрицательный жест правой рукой слева направо.

Делать все самой пора. — Правой рукой сделать собира­тельный жест перед собой на слове все, затем указательный жест правой рукой перед собой.

2. Разделиться на две группы. Проговаривать строчки по очереди: одна группа первую строчку, другая — вторую и т. д. Последнюю строчку сказать хором сначала с движе­ниями, а потом и без них.

* * *

Катит лыжа впереди. Повествовательно.

Я — за лыжей позади. Повествовательно.

Я кричу ей: Погоди!Восклицательно.

Лыжа, лыжа,Звательная переходит

не кати! в восклицательную.

Я кричу ей: Хватит!Восклицательно.

А она все катит. Повествовательно.

Правуюлыжу Повествовательно.

Я уже не вижу. Повествовательно.
Э. Мошковская

1. Проговаривание стихотворения с движениями, выде­лить голосом интонацию и логическое ударение.

Катит лыжа впереди. — Руки убрать за спину, чуть на­гнуться вперед, выполнять движение то правой, то левой ногой («катаемся»), затем руку от уровня груди плавно вытя­нуть вперед.

Я — за лыжей позади. — Указательное движение на себя переходит в следующее движение: правой ногой вперед (про­должаем «кататься»), а правой рукой показать назад за пле­чо.

Я кричу ей: Погоди! — Указательный жест на себя переходит в следующее движение: правую руку вытянуть вперед, корпус наклонить вперед, сделать призывный жест рукой.

Лыжа, лыжа, не кати! — Еще дважды повторить призыв­ный жест правой рукой, после чего — отрицательный жест перед грудью (не кати).

Я кричу ей: Хватит! — См. выше описание движений на словах Я кричу ей: Погоди!

А она все катит. — Правой рукой указать вперед, затем сделать плавный «выезд» на правой ноге вперед.

Правую лыжу я уже не вижу. — Наклониться вперед, пока­зать на правую лыжу. Указательный жест на себя, который переходит в отрицательный жест головой, правую руку при этом поднять к глазам, сделав козырек (посмотреть вдаль).

2. Повторение стихотворения без движений.

а) Сначала учитель предлагает ученикам, опираясь толь­ко на собственное слуховое восприятие (сам он в момент собственной речи поворачивается к учащимся спиной), уз­нать и повторить сказанную им строчку стихотворения.

б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продол­жают дальше, сохраняя в речи нужную интонацию и логи­ческое ударение.

* * *

О чемпоют воробушки Вопросительно.

В последний день зимы? Вопросительно.

Мы выжили! Радостно.

Мы дожили!Радостно.

Мы живы! Живы,мы! Радостно.
В. Берестов

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

О чем поют воробушки — На одном движении, обознача­ющем вопрос.

В последний день зимы? — Расслабленный наклон вперед. Выпрямиться и выполнить движение на звук з.

Мы выжили! — Прыжок на двух ногах вправо, одновре­менно вытянуть руки вверх в стороны, кричать громко, ра­достно.

Мы дожили! — Повторить упражнение с прыжком влево.

Мы живы! Живы мы! — Выполнить два предыдущих уп­ражнения с прыжками вправо и влево.

2. Повторение стихотворения без движений.

а) Учитель поворачивается спиной к ученикам и предла­гает им, опираясь на слуховое восприятие, узнать и повто­рить сказанную им строчку стихотворения.

б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продол­жают дальше, соблюдая соответствующую интонацию и ло­гическое ударение.

* * *

Скворец туда! Восклицательно-
Скворец сюда! указательно.
Вода!С отчаянием.
Вода!С отчаянием.
Беда! С отчаянием.
Кругом — вода! С отчаянием.
Куда лететь? Куда лететь? Вопросительно.
Гдежить? Вопросительно-
Где петь? растерянно.
С. Михалков

1. Проговаривание стихотворения с движениями с со­блюдением интонации и логического ударения.

Скворец туда! Скворец сюда! — Вытянуть правую руку вверх в сторону указательным движением, левую руку от­вести в сторону и звательным жестом вернуть к себе.

Вода! Вода! Беда! — Движение на звук в правой, затем левой рукой. Расслабленно наклониться вперед.

Кругом — вода! — Руки согнуть на уровне груди, локти опустить, вытянуть руки вперед, а потом развести их в сто­роны.

Куда лететь? Куда лететь? — Движение, обозначающее вопрос, выполнить дважды.

Где жить? Где петь? — Руки слегка разведены в стороны, на лице выражение растерянности.

2. Повторение стихотворения без движений.

Учитель, повернувшись спиной к ученикам, произносит ту или иную строчку стихотворения. Ученики воспринимают текст на основе слухового восприятия и повторяют услышан­ное.

* * *

Маленький бычок, Повествовательно.

Желтенький бочок, Повествовательно.

Ножками ступает, Повествовательно.

Головой качает. Повествовательно.

Где же стадо? Вопросительно.

М__у! М__у! Жалобно.

Оченьскучно одному. Печально.
В. Берестов

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Маленький бычок. — Чуть присев, опустить правую руку близко к полу: маленький.

Желтенький бочок. — Движение на звук ж переходит в поглаживание своего бока.

Ножками ступает. — Переступить на одном месте с ноги на ногу.

Головой качает. — Чуть наклонить голову вперед и слег­ка покачать ею слева направо.

Где же стадо? — Движение, обозначающее вопрос.

М__у!М__у!- Движение на звук м переходит в дви­жение на звук у.

Очень скучно одному:— Движение на звук ч переходит в движение на звук у.

2. Чтение стихотворения без движений.

* * *

Ходит Леночка, вздыхая. Повествовательно.

Что с тобою? Вопросительно.

— Я плохая!С сожалением.

Я ногой толкнула кошку. С сожалением.

На пол бросила картошку. С сожалением.

Кашуманную не ела. С сожалением.

Быть хорошей надоело!Восклицательно.

З. Александрова

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Ходит Леночка, вздыхая — Два шага в круг, указательный жест рукой на кого-нибудь из детей, утрированно вздохнуть.

Что с тобою? — Движение, обозначающее вопрос, пере­ходит в указательный жест на кого-нибудь из детей.

Я плохая! — Указательный жест на себя, затем правой рукой отмахнуться от чего-то.

Я ногой толкнула кошку. — Движение ногой, имитирую­щее удар, волнообразное движение правой рукой перед со­бой, имитирующее поглаживание кошки.

На пол бросила картошку. — Указательный жест правой рукой на пол, а потом движение, имитирующее бросание.

Кашу манную не ела. — Движение на звук к переходит в движение на звук м, а затем в естественный отрицательный жест правой рукой.

Быть хорошей надоело! — Расслабленное движение с на­клоном вперед переходит в движение правой рукой в сторо­ну, как бы показывая недовольство.

2. Повторение стихотворения без движений.

а) Учитель поворачивается спиной к ученикам и предла­гает им, опираясь на слуховое восприятие, узнать и повто­рить сказанную им строчку стихотворения.

б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продол­жают дальше, соблюдая соответствующую интонацию и ло­гическое ударение.

* * *

Маша варежку надела. Повествовательно.

Ой, кудая пальчик дела? Вопросительно-растерянно.

Нету пальчика, пропал. Повествовательно.

В свой домишко не попал. Повествовательно.

Маша варежку сняла. Повествовательно.

Поглядите-ка, нашла! Удивленно.

Ищешь, ищешь и найдешь! Удивленно.

Здравствуй, пальчик, как

живешь? Радостно.

Н. Саконская

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Маша варежку надела. — Указательный жест, направлен­ный на девочку, затем движение, имитирующее надевание варежки.

Ой, куда я пальчик дела? — Руки развести в стороны, за­тем движение, обозначающее вопрос.

Нету пальчика, пропал. — Отрицательно покачать голо­вой, указать на большой палец левой руки и слегка развести руки в стороны.

В свой домишко не попал. — Правой рукой обрисовать контур вокруг большого пальца и отрицательно покачать головой.

Маша варежку сняла. — Указательный жест, направленный на девочку, и естественное движение — «снять» варежку.

Поглядите-ка, нашла! — Протянуть руку вперед, показы­вая большой палец.

Ищешь, ищешь и найдешь! — Естественным движением ог­лянуться по сторонам вправо-влево, а потом вытянуть руки вперед, как бы предлагая на них посмотреть.

Здравствуй, пальчик, как живешь? — Чуть наклониться к большому пальцу (как бы здороваясь с ним), затем выпол­нить движение, обозначающее вопрос.

2. Чтения стихотворения без движений с сохранением нужной интонации и логического ударения.

* * *

У Кирюши петушок. Повествовательно.

Петь умеет хорошо. Повествовательно.

Ну, а как? Вопросительно.

А вот так:Кирюша! Радостно-восклицательно.

Петушок с ладошки Повествовательно.

Клюет крошки. Повествовательно.

Он немножко поклюёт Повествовательно.

И «спасибо» запоет. Повествовательно.

Ну, а как? Вопросительно.

А вот так: — Кирюша! Радостно-восклицательно.

Убежит Кирюша в сад. Повествовательно.

Петушок зовет назад. Повествовательно.

Ну, а как? Вопросительно.

А вот так: — Кирюша! Радостно-восклицательно.

1. Проговаривание текста с движениями.

У Кирюши петушок петь умеет хорошо. — Правой рукой указать на ученика; затем движение на звук е, только выпол­нить более широко.

Ну, а как? — Движение, обозначающее вопрос.

А вот так: — Кирюша! — Резкое указательное движение правой рукой вперед, затем правую ладошку поднести ко рту (как часть рупора): Кирюша__!

Петушок с ладошки — Вытянуть левую руку вперед ла­дошкой вверх и указать на нее правой рукой.

Клюет крошки. — Слегка наклонить голову к протянутой ладошке.

Он немножко поклюет — Правой рукой указательный жест вперед, затем собрать пальцы в щепотку.

И «спасибо» запоет. — Движение на звук с, только более длительно.

Ну, а как? — Движение, обозначающее вопрос.

Убежит Кирюша в сад. — Правую руку согнуть на уровне груди, затем, вытянув ее, указать вдаль.

Петушок зовет назад. — Естественное движение «позови».

Ну, а как? А вот так: — Кирюша! — Описанные выше дви­жения на эти предложения.

2. Повторение текста без движений.

а) Учитель поворачивается спиной к ученикам и предла­гает, опираясь на слуховое восприятие, узнать и повторить сказанную им строчку текста.

б) Учитель произносит одну строчку, учащиеся продол­жают дальше, соблюдая соответствующую интонацию и ло­гическое ударение.

* * *

Скачут побегайчики — Повествовательно.

Солнечные зайчики. Повествовательно.

Мы зовем их — не иду. Повествовательно.

Были тут — и нет их тут. Удивленно.

Прыг, прыг по углам. Повествовательно.

Были там — и нет их там. Удивленно.

Где же зайчики? Ушли. Вопросительно-растерянно.

Вы нигде их не нашли? Вопросительно.

1. Проговаривание текста с движениями.

Скачут побегайчики — солнечные зайчики. — Пальцем пра­вой руки указывать вправо, затем влево (движение на каж­дое слово), выделяя взмахом руки ударный слог.

Мы зовем их— не идут. — Указать на всех ребят широким жестом, затем правой рукой описать перед собой полукруг и вернуть руку к себе («зовем»). Отрицательный жест перед собой (не идут).

Были тут — и нет их тут. — Правой рукой указать в центр круга, затем отрицательное движение перед собой, а потом снова указать рукой в круг (рис. 96).

Прыг, прыг по углам. — Прыжок на двух ногах вправо, затем влево. Указательный жест правой рукой в угол.

Были там — и нет их там. — Указать правой рукой вдаль, отрицательный жест перед собой, затем опять указать вдаль.

Где же зайчики? — Руки слегка развести в стороны, затем движение, обозначающее вопрос.

Ушли. — Правой рукой провести перед собой, на лице расстроенное выражение.

Вы нигде их не нашли? — Указательное движение на де­тей, затем движение, обозначающее вопрос, покачать не­много головой и сделать отрицательный жест рукой.

2. Читать текст по строчке, двигаясь по кругу.

3. Повторить текст без движений.

* * *

Мама! Мама! Посмотри!Просительно.

Я пускаю пузыри. Повествовательно.

Желтый, красный, голубой. С перечислением.

В каждом я и ты со мной. Повествовательно.

Посмотри-ка,посмотри! — Восклицательно-просительно.

Просит маму Галка. Повествовательно.

Ой, а гдеже пузыри? Удивленно-вопросительно.

Лопнули, как жалко. Жалобно.
Ф.Бобылев

1. Проговаривание стихотворения с движениями.

Мама! Мама! Посмотри! — Вытягивать вверх в сторону то правую (Мама!), то левую (Мама!) руку, затем поднять обе руки вверх: Посмотри!

Я пускаю пузыри. — Движение на звук я переходит в движение на звук у, после чего руки развести в стороны, опи­сать ими форму пузыря и опустить вниз.

Желтый, красный, голубой. — Движение на звук ж пере­ходит в движение на звук а, а затем наклониться вправо с поднятыми вверх руками.

В каждом я и ты со мной. — Правой рукой указать на круг, потом на себя, затем на одного из учеников и широ­ким движением опять на себя.

Наши рекомендации