Общие правила использования юмора

1. Не ограничивайтесь одними словами. Используйте все доступные вам ресурсы: язык тела, интонацию, а самое главное – паузы.

2. Всегда избегайте вульгарности. Хотя она может насмешить людей, не поддавайтесь этому искушению. В средне– и долгосрочной перспективе вульгарность нанесет ущерб вашему имиджу, и доверие к вам потеряют.

3. Истории хороши своей новизной. Рассказывайте старые или всем известные анекдоты только в том случае, если можете подать их так, что они будут казаться новыми.

4. Попытайтесь ограничиться юмором, напрямую связанным с обсуждаемым вопросом, если перед вами не стоит цель снова привлечь к себе внимание слушателей. Шутки не по теме допустимы только в этом случае.

5. Всегда создавайте впечатление, что юмор в вашем выступлении имеет спонтанный характер и является плодом вашей находчивости. Так будет смешнее и благоприятно отразится на вашем имидже.

6. Используйте юмор, рождающийся из ситуации выступления и опирающийся на элементы непосредственного окружения или присутствующих людей.

7. Длинные, затянутые истории оказывают убийственное воздействие на юмор. Чем короче, тем лучше. Практикуйтесь в своей повседневной жизни, отпуская короткие смешные замечания.

8. Позаботьтесь о том, чтобы не перейти границу претенциозности. Используя юмор, не хвастайтесь этим. Смейтесь, как будто эта шутка удивила вас самого.

9. Моя бабушка говорила: «Не надо постоянно толкать свою удачу, хватит одного раза». Поэтому избегайте постоянной клоунады. Помните, что у вас есть послание, которое надо донести до слушателей, и юмор лишь только помогает вам в выполнении этой задачи, если вашей целью не является просто развлечь публику.

10. Будьте готовы к неудаче. Юмор не всегда производит желаемый эффект. Поэтому у вас должен быть наготове запасной план. Если что-то пойдет не так, посмейтесь над собой, сказав, например, что сказанное было не смешно, а ужасно. Это почти всегда срабатывает.

Я знаю, что осторожен в отношении юмора, но моя цель – предупредить вас, что юмор отнюдь не является безотказным средством обеспечения успеха. Юмор – это превосходный коммуникационный ресурс, и при надлежащем употреблении он делает нашу жизнь более веселой и спокойной. Очень приятно жить с людьми, обладающими чувством юмора.

Именно поэтому я призываю вас постепенно становиться все более забавными. Если вы научитесь выбирать правильные «дозировки» юмора, слушатели будут получать удовольствие от общения с вами. Но не переборщите и всегда помните о той тонкой грани, которая отделяет юмор от вульгарности, – и держитесь от нее на расстоянии вытянутой руки.

Умение

Обычно именно аудитория определяет, каким образом вам следует выражать себя. Когда вы выступаете, нужно быть достаточно чутким, чтобы понять, чего хочется слушателям. Кроме того, вам понадобится умение адаптировать содержание своей речи к вкусам и потребностям аудитории. Умение (навык) в самом широком смысле представляет собой способность сказать людям то, что они хотят услышать, но так, чтобы в конечном итоге они делали то, что нужно вам. Выражая свои идеи, вы должны попытаться определить, какие из них являются самыми эффективными. Вы должны атаковать, когда оборона аудитории ослабевает, и стоять насмерть, если почувствуете сильное сопротивление. Когда вы оказываетесь перед аудиторией, вы превращаетесь в воина, готового к поединку. Вы должны победить своего противника, навязать ему свои идеи; используйте свое умение, атакуйте, уходите от удара, наблюдайте, и так до тех пор, пока не найдете свой путь к победе. Недостаточно просто элегантно произносить речи: вы должны убеждать. Говорят, что самое большое различие между двумя величайшими ораторами мира, Демосфеном и Цицероном, заключалось в том, что когда говорил Цицерон, люди восклицали: «Как прекрасно!», – а когда говорил Демосфен, они вставали и маршировали в нужном направлении.

Я никогда не забуду, как узнал о важности коммуникационных навыков, будучи еще мальчишкой. Мы жили тогда в маленьком городишке Араракуаре, в штате Сан-Пауло. У меня было прекрасное детство. Я родился в Жардин-Примавере, и моими соседями были бедные, простые и очень дружелюбные люди. У нас не было асфальтированных дорог и телевидения. Но для всех детей это место было раем. Спозаранку, еще до восьми утра, те, кто учился в школе во вторую смену, уже играли на улице. Одетые только в шорты, босые и без рубашек, мы охотились на птиц или делали то, что любили больше всего на свете – играли в футбол. К обеду на улицу выходили наши матери, держа одежду в руках, выкрикивали наши имена и сообщали, что обед почти готов и нам нужно принять душ, если мы не хотим опоздать в школу. В каждой семье без исключения работали только отцы. Их зарплаты хватало только на еду, поэтому одежду и обувь носили годами, до тех пор, пока мы не вырастали из нее, а после этого она доставалась младшему брату или сестре. Для нас, особенно детей и подростков, которые отправлялись к кинотеатру с единственной целью обменяться комиксами у входа, странно было видеть деньги. У каждой семьи был маленький огород на заднем дворе, а рядом с ним курятник и свинарник. Потому покупали только рис, бобы и картошку. Никто не зарабатывал много, никто много не тратил, и жизнь текла мирно, в точном соответствии с Божьим замыслом, как любил говорить мой деревенский приятель.

Однажды я как всегда играл в футбол с приятелями, как вдруг привычную рутину нарушил большой автомобиль, показавшийся на дороге. Он медленно ехал посередине улицы, которая была нашим футбольным полем. Дверца автомобиля открылась, и из него вышел улыбающийся мужчина. Он поприветствовал нас так, как если бы мы были его старыми друзьями. Он спросил, как меня зовут, и сказал, что хочет поговорить с моей матерью. Я сразу же побежал позвать мать, крича: «Мама, мама, тут один человек хочет поговорить с тобой». Еще раз улыбнувшись, незнакомец вошел в дом. Моя мать встретила его немного настороженно, вытерла руки о передник: не так уж часто нас посещали чужаки, а тем более приехавшие на таких машинах. Он представился как Антонио и практически сразу завоевал симпатии всего нашего семейства своими рассказами об Италии. Даже я, маленький мальчик, был настолько восхищен и заворожен разговорами незнакомца, что забыл о своих приятелях, все еще увлеченных игрой. И, как ни удивительно это может показаться, он ухитрился продать моей матери подборку из шести энциклопедий. Это казалось невероятным – продать что-то людям, денег у которых хватало только на еду. Его дар убеждения таился в дружелюбной манере, даре рассказчика, том, как он притягивал к себе людей. Сейчас, когда я думаю о своем интеллектуальном развитии, я знаю, что решающее влияние на мое детство оказали два фактора: комиксы и книги, купленные у Антонио, которые хранятся в моей библиотеке и по сей день, хотя и безнадежно устарели.

Перед тем как сесть в свою машину, Антонио спросил меня, могу ли я познакомить его со своими друзьями. В предвкушении новых историй я согласился. А дальше было два незабываемых дня, которые изменили мою жизнь. Антонио умел делать все: в одном доме он играл на аккордеоне и пел любимые песни семьи; в другом играл на гитаре; в третьем доме он отправился на кухню и поделился аппетитными рецептами своей матери. Он редко покидал дом, не продав чего-нибудь, даже если это была маленькая книжка. А когда никаких надежд на сделку не было, Антонио не выказывал ни малейшего раздражения: напротив, хозяева извинялись перед ним, прощаясь. Когда он уходил из нашего дома после своего последнего визита, то положил мне руку на плечо и сказал: «Ты хороший мальчик. Никогда не забывай, что продажи – самая лучшая вещь в мире, потому что лишь ты сам устанавливаешь для себя границы». Я никогда больше не видел Антонио, но навсегда запомнил его имя, умение, слова и манеру поведения.

Так уж совпало, что несколько лет спустя я встретил еще одного книгопродавца, Антенора де Хесуса Родригеса. Он не умел играть на музыкальных инструментах, но обладал таким же личным магнетизмом и умел дружески беседовать с четырьмя-пятью людьми одновременно, заключая сделку с каждым из них. Будучи более опытным и зная, чему я могу научиться у него, я пошел работать дистрибьютором в его книжный магазин, чтобы не столько почерпнуть знания о продажах, сколько развить коммуникационные навыки. На протяжении последующих тридцати лет, пока он был жив, мы оставались хорошими друзьями.

Я упомянул эти два примера, потому что они оказали воздействие на мою жизнь и научили меня, что в даре убеждения умение взаимодействовать с людьми и честно и открыто завоевывать их симпатии играет не меньшую роль (если не бо́льшую), чем логические аргументы. Я узнал, что если нам удается расположить к себе людей, то вскоре за их сердцами последует и разум, и люди с готовностью выслушают то, что мы хотим сказать им.

Вдохновение

Вдохновение поможет вам написать и произнести свою речь. Именно вдохновение подарит вам лучшую идею для модификации доклада прямо в момент выступления, в соответствии с обстоятельствами и царящим в зале настроением. Вдохновение приходит на помощь, когда вы должны бросить вызов собранию или отказаться от заранее подготовленных схем и сделать что-то новое, в ответ на взгляд, брошенный одним из слушателей, или поведение аудитории; когда вы должны найти новые способы изложить старые идеи или придать им привлекательность. Присутствие духа требует вдохновения.

Доктор Валдир Тронсоко Перес, известный своим красноречием бразильский адвокат, специализирующийся на уголовном праве, является одним из самых остроумных и вдохновенных ораторов, которых мне довелось повстречать. Он был почетным гостем группы на нашем курсе словесного выражения, когда мы проводили итоговую выпускную церемонию субботним утром. Чтобы выразить свое восхищение увиденным во время этой церемонии, на которой студенты проявили себя великолепными ораторами, он встал и сказал такие слова: «Уважаемые выпускники, когда я был молодым, я жадно читал и перечитывал работы человека, который, на мой взгляд, по крайней мере тогда, достиг пика умственного развития и понял глубины человеческой души – выдающегося швейцарского гуманиста Генри Фредерика Амиэля. В своих работах, наряду с другими вещами, он как-то написал, что у человека есть две души: ночная и дневная, что человек по-разному думает ночью и днем. Он говорил, что днем человек ближе к реальности, его животные качества преобладают, он проще и примитивнее. Ночью же дух человека легче и тоньше, он прыгает и танцует, человек становится ближе к Богу. Когда я шел сюда, я спрашивал себя, сможет ли группа выпускников четко излагать мысли, говорить, вербализировать и выступать с речами в девять утра, сразу же после пробуждения. Эта ситуация казалась мне отвратительной и неэстетичной, ведь вам было бы гораздо легче, если бы церемонию проводили вечером, когда мы действительно приближаемся к Творцу, а наш ум имеет более тонкую настройку, становится элегантнее и больше готов к мыслительному процессу. Но я пришел к выводу, что даже тогда, когда солнце ярко сияет на небосклоне, даже при свете дня, даже на рассвете, ничто не может омрачить ваши творческие способности, и это вызвало у меня чувство глубокого удовлетворения»[3].

Обратите внимание на то, как вдохновение оратора помогло ему сделать речь более привлекательной и интересной, как он использовал свои знания, цитируя отрывок из важной работы, чтобы усилить ожидания слушателей. Это прекрасный образчик того, что можно сделать из обыденного события и как превратить простую информацию в изящное и запоминающееся послание.

Креативность

Вы просите людей уделить вам немного внимания, и… ничего не происходит. Затем вы просите еще раз: «Пожалуйста, уделите мне минутку внимания».

В ответ вы увидите несколько приподнятых бровей и взгляды слушателей, весьма напоминающих снулых рыб, обращенные к вам. Перед вами армия – мирно спящая ночью в своих казармах. Сейчас никому из них нет никакого дела до происходящего, и заинтересован в нем только один человек – вы сами.

Если во время вашего выступления зрители ведут себя как войско после отбоя, то пришло время революции. Сегодня аудитория, чтобы взбодриться, желает услышать хорошую речь, но почти не переносит одиночных полетов. Она желает слышать речь, поддержанную тяжелой артиллерией.

Я преувеличиваю? Достаточно взглянуть на ораторов, выступления которых расписаны вперед. Каждый из них знает, как подготовиться к победному параду. Они заставляют слушателей смеяться, плакать или застывать в шоке – все что угодно, но только не быть апатичными и отрешенными. В этой военной стратегии нет ничего нового; она на протяжении десятилетий была частью хитроумного арсенала коммивояжеров. У них нет холостых патронов: если они ничего не продадут, им нечего будет есть. Это простой вопрос выживания.

Вы никогда не останавливались в изумлении от того, как странствующий торговец умеет убедить людей пригласить его в свой дом, а затем купить то, что им не нужно? Эти торговцы гениальны, а их изобретательность вызвала бы зависть у самого Наполеона. Их военная тактика заслуживает тщательного изучения.

Однажды я участвовал в телевизионной программе, в которой анализировали коммуникацию уличных торговцев, и я отправился в Сан-Паулу поговорить с ними. Я был впечатлен. Их самым важным ресурсом была креативность!

Один из них рассказал мне, что для привлечения внимания прохожих он выкрикивает несколько слов и ждет реакции. Это пробуждает у людей интерес, поэтому они замедляют шаг и уже вынуждены выслушать продавца.

Другой торговец заметил, что уделяет самое пристальное внимание той аудитории, с которой разговаривает. Если люди начинают переминаться с ноги на ногу и оглядываться по сторонам, ясно, что они испытывают нетерпение и желают уйти. В этой ситуации он идет на тактическую хитрость – меняет тему и рассказывает забавную, занимательную историю – такую, которая может заново пробудить у людей интерес. Если это не дает никакого результата, то самое время ввести в игру Катерину. Катерина – это огромная змея, которая научилась курить. Это никогда не подводит. После ее первых затяжек уже никто не собирается уходить.

Третий торговец поведал мне, что после нескольких историй, заставляющих аудиторию смеяться до слез, N должен проникнуть на вражескую территорию. N был его сообщником, который ждал нужного момента, чтобы выйти вперед и купить товар, как будто не устояв перед напором аргументов продавца. Давайте не будем забывать, объяснял продавец со знанием дела, что идет война, и от внедренного «крота N» вреда не будет.

Даже если не принимать в расчет Катерину и «крота N», каждый торговец продемонстрировал великолепный пример креативности, которой не учат даже в лучших университетах. Идите и сами изучайте поле грядущего сражения. Возьмите выходной, отправляйтесь на улицу и узнайте немного больше об этом эффективном и креативном способе коммуникации.

Это заманчивая прогулка.

• Издержки: никаких.

• Место проведения: любое, где есть уличные торговцы.

• Время: любое.

• Крайний срок регистрации: отсутствует.

• Оратор: аноним.

• Диплом: университет жизни.

Получите свой сертификат об окончании курса, включите креативность в арсенал своих коммуникативных навыков, спланируйте свое выступление и начинайте представление.

На приведенных примерах вы видите, что во многих отношениях креативность сродни вдохновению, поэтому эти понятия часто путают друг с другом. Как вы узнали из примеров с уличными торговцами, быть креативным значит делать все возможное для того, чтобы превратить тривиальное в исключительное, использовать вдохновение для нахождения новых способов пробуждения чувств слушателей и удержания их внимания.

Вернемся к вопросу о наблюдении за ораторскими навыками: мы должны также учитывать эмоциональный и интеллектуальный настрой аудитории. Чем ниже уровень культуры слушателей или чем меньше времени прошло с того момента, как они пережили сильное счастье или горе, тем более эмоциональным должно быть наше послание. Чем выше интеллектуальный уровень аудитории и чем более она далека от событий, способных пробудить сильные чувства, тем более рациональным должно быть ваше выступление. Креативность хороша только в том случае, когда аудитория оказывается достаточно восприимчивой к естественному, не требующему усилий усвоению сути вашего выступления.

Энтузиазм

Греки называли энтузиазм «внутренним богом». Он отвечает за величайшие достижения человечества. Человек может победить без подготовки, но редко преуспевает в каком-либо виде деятельности, если не обладает силой энтузиазма, способной преодолеть любую враждебность. Ко всякому, кто произносит свою речь холодно, сухо и апатично, аудитория очень скоро теряет интерес, потому что создается устойчивое впечатление, что докладчику самому неинтересно то, что он говорит. Энтузиазм – это своего рода топливо словесного выражения. Мы видели успех многих ораторов, которые, будучи наделенными весьма скоромным даром красноречия, компенсировали эту слабость одухотворенной внутренней решительностью, буквально заражая слушателей своим энтузиазмом. Отзовитесь пренебрежительно о малокультурном, необщительном деревенском жителе, и вы услышите в ответ красноречивое опровержение ваших слов, питаемое энтузиазмом уязвленной гордости.

Каждое послание следует излагать так, как будто мы несем знамя по полю боя. Каждое заявление должно вызывать у нас возбуждение, мы должны гореть своей идеей и погружать слушателей в атмосферу эмоций и веры. Говорят, что когда выдающийся итальянский адвокат по уголовным делам Энрико Ферри, считавшийся одним из лучших ораторов мира, защищал своего клиента, он делал это с таким энтузиазмом, что, казалось, отстаивал свою собственную свободу. Эта сила, убежденность и отвага должны двигать человеком, намеренным выступить на публике.

Меня всегда удивляет, что школьные отличники не добиваются максимального успеха. Почему когда они вырастают, то не преуспевают в жизни, если продемонстрировали в школе такое упорство, академические успехи и столь добросовестное отношение к своим обязанностям?

Ответ почти всегда звучит одинаково: они всегда живут в состоянии неопределенности и просто плывут по течению, потому что никогда не испытывали страстной преданности какому-нибудь делу или идее, а когда им пришлось столкнуться с трудностями, отступали назад и старались смешаться с испуганной толпой. Проанализируйте жизни великих лидеров. Понаблюдайте за тем, как проявлялось их величие в моменты суровых испытаний, когда трудности казались непреодолимыми. В этих случаях победа определялась не столько знаниями и интеллектуальной подготовкой, сколько страстью и энтузиазмом. Вера вела их за пределы собственных возможностей и превращала их поступки в важные вехи и образцы для подражания.

Всегда будут задачи, к которым мы чувствуем себя неподготовленными. Но ошибкой будет сдаться, даже не попытавшись решить подобную задачу. Если мы на самом деле заинтересованы в результате, который необходимо получить, и полны энтузиазма, мы всегда найдем у себя те силы, о которых и не подозревали.

Виктор Гюго, автор романа «Отверженные», был не только одним из величайших писателей, но и великолепным оратором. Он продемонстрировал нам достойный пример того, как может победить наше дело, если мы верим в его победу.

Сын Виктора Гюго, Чарльз Гюго, после того как увидел, что приговоренный к смертной казни дрался, пытаясь спасти себя, преисполнился такой жалостью и яростью, что написал статью против смертной казни, которую опубликовал в одной из самых влиятельных французских газет того времени. Поскольку смертная казнь была нормой законодательства, враги писателя воспользовались возможностью напасть на него, возбудив против его сына судебное дело. Виктор Гюго сам защищал сына в суде. Одиннадцатого июня 1851 года он произнес такую эмоциональную речь, что, несмотря на множество недостатков в ней, сумел добиться оправдания своего любимого сына. Стоя рядом с подсудимым, Гюго-старший взял ответственность на себя.

«Настоящий подсудимый в этом деле не мой сын, а я», – громко и эмоционально Виктор Гюго снова и снова повторял: «Виновен я!» Справившись с эмоциями, как если бы он сражался за свою собственную жизнь, Гюго продолжил: «Я совершил это преступление (выступил против смертной казни) намного раньше своего сына. И я признаюсь в этом, джентльмены. Я совершил это преступление со всеми отягчающими обстоятельствами – предумышленно, упорно и неоднократно!»

Отдав себя целиком делу защиты сына, Гюго признал собственную вину:

«Мой сын написал эту статью, потому что я с детства вдохновлял его, потому что он – мой сын по крови и духу, потому что он хочет продолжить традицию своего отца. Мы столкнулись здесь не с обычным преступлением, и я удивлен тем, что за него хотят преследовать!»[4]

Мог ли адвокат, прекрасно знакомый со всеми увертками и хитростями французского законодательства, выразить так ясно и с таким энтузиазмом то, что переполняло сердце отца?

Целеустремленность

В процессе совершенствования вы иногда будете сталкиваться с обескураживающими ситуациями, которые заставят вас задуматься над тем, насколько вы успешны в искусстве публичных выступлений. Если вы сдадитесь в эти моменты, то погрязнете в груде извинений и оправданий и не сможете продолжить свой путь. Вам потребуется целеустремленность, чтобы миновать эти препятствия, и сила, чтобы идти дальше.

Демосфен, считавшийся одним из лучших античных ораторов, добился успеха в искусстве красноречия после того, как преодолел трудности, связанные с его физическим недостатком. Проблемы с дыханием, артикуляцией и позой не оставляли ему никаких надежд на успех в мире ораторского искусства. Кроме того, он подвергался постоянным насмешкам из-за того, что когда говорил, одно плечо у него поднималось выше другого. Однако у Демосфена было такое качество, как целеустремленность.

В самом начале своей подготовки Демосфен отправился в уединенное место, где его никто не мог потревожить. Чтобы гарантировать полную концентрацию, он сбрил себе полбороды и половину волос на голове. В таком виде показываться на людях было невозможно.

Чтобы научиться правильно дышать, он совершал долгие, изматывающие ежедневные пробежки. Он исправил свою дикцию, кладя гальку в рот и пытаясь как можно правильнее произносить слова. Поскольку он не мог контролировать положение своего плеча, он решил практиковаться перед зеркалом, и всякий раз, когда делал непроизвольное движение, наносил себе глубокий порез мечом. Раны были такими серьезными, что ему пришлось контролировать свою силу. Благодаря решительности, мечта Демосфена осуществилась: он стал величайшим оратором, которого знала Греция.

Навыки слушания

«Никто не глух так, как тот, кто не хочет слышать».

Народная пословица

Эй! Алло! Да, вы. Слушайте.

Я знаю, что слушать не всегда легко, временами мы испытываем такое раздражение, что хочется воспользоваться берушами, только бы оградить себя от словесной бойни. Со временем мы настолько устаем от подобных выступлений, что встаем на путь генерализации и защищаемся практически от каждого, кто хочет поговорить с нами.

По этой и многим другим причинам люди на самом деле не знают, как надо слушать. Недавно проведенные исследования показали, что мы обычно используем лишь 25 % наших навыков слушания. Исследование, проведенное Ларри Баркером, установило, что если коммуникация прошла на очень хорошем уровне, то через два месяца человек будет помнить 25 % услышанного.

Возможно, есть доля истины в старой поговорке, гласящей, что Бог дал человеку один рот и два уха, чтобы тот мог больше слушать и меньше говорить. Если научиться слушать лучше, то можно извлечь немалые преимущества. Я могу гарантировать, что этот навык поможет вам развивать и укреплять свои профессиональные и общественные связи.

Наши рекомендации