О лечении беспокойства, печали и скорби
В сборниках Бухари и Муслима, хадисе от Ибн Мас‘уда передается, что Посланник Аллаха r, когда был опечален чем-либо, всегда говорил: «Нет бога кроме Аллаха, Великого Кроткого! Нет бога кроме Аллаха, Господа Великого Трона! Нет бога кроме Аллаха, Господа семи небес, и Господа земли, Господа Благородного Трона!» «Ля иляха илляЛлах, аль-Газыйм аль-Халим. Ля иляха илля-Ллах раббуль гаршиль газыйм. Ля иляха илляЛлах раббу самавати сабг, ва раббуль арды ва раббуль гаршиль кярим».
Затем в сборнике Тирмизи, в хадисе от Анаса передается, что Пророк r, попав в затруднительное положение, всегда говорил: «О Живой, Вечно Сущий! Обращаюсь за защитой к милосердию Твоему!» «Йа Хайй, йа Кайюм, бирахматикя астагис».
Передается также, что он поднимал руки к небу и говорил: «Свят Ты, Господь!» «СубханаЛлах» или: «О Живой, Вечно Сущий!» «Йа Хайй йа Кайюм».
Также в сборнике Абу Дауда, в хадисе Абу Бакра говорится, что Посланник Аллаха r сказал: «Слова мольбы человека, которым овладела скорбь: «О Живой, о Вечносущий, обращаюсь за защитой к милосердию Твоему, приведи в порядок все мои дела и не доверяй меня душе моей ни на мгновение!» «Йа Хайй, йа Кайюм, би рахматикя астагис, аслих ли ша-ни кулляху ва ля такильни иля нафси тарфата гайн».
В сборнике Имама Ахмада, в хадисе от Ибн Мас‘уда также говорится, что Посланник Аллаха r сказал: «Если одного из рабов Гопода постигнет несчастье и он скажет: «О Аллах, поистине, я – раб Твой, и сын раба Твоего, и сын рабыни Твоей. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих Имен, которыми Ты назвал Себя Сам, или ниспослал в Книге Твоей, или открыл кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил скрытым ото всех, кроме Тебя, - сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!» «Аллахумма, инни габдукя, ибну габдикя, ибну аматикя, насыйати би йадикя, мадын фийа хукмукя, гадлун фийа кадаукя, асалюкя би кулли исмин хуа лякя саммайта бихи нафсакя, ау анзальтаху фи китабикя, ау галлямтаху ахадан мин халькыкя ау истагсарта бихи фи гильмиль гайби гындакя ан таджгаляль Курана рабига кальби, ва нура садри, ва джаляа хузни ва захаба хамми», Аллах устранит от него печаль и скорбь и заменит их радостью».
Также в хадисе от Саада бин Абу Ваккаса передается, что Посланник Аллаха r сказал: «Молитвой Пророка Юнуса, когда он находился в утробе кита, было: «Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, был я одним из несправедливых!» «Ля иляха илля Анта, субханакя, инни кунту мин аззалимина», если таким образом о чем-либо помолится мусульманин, то, несомненно, ему воздастся».
Также в хадисе Абу Саида аль Худри говорится: однажды Пророк r зашел в мечеть и увидел там одного, по имени Абу Умама, и говорит ему: «Отчего, Абу Умама, я вижу тебя в мечети в немолитвенное время?» «От забот, о Посланник Аллаха, и долгов!» – отвечает тот. «Так не научить ли мне тебя слову, если скажешь его - отведет Аллах от тебя невзгоды и расплатится за твой долг?» «Конечно, о Посланник Аллаха!» - говорит тот. «Тогда всегда говори с утра и на ночь: «О Аллах, поистине, я прибегаю к тебе от беспокойства и грусти, слабости и нерадения, скупости и малодушия, бремени долга и от того, что чаще всего случается с людьми!» «Аллахумма, инни агузу бикя мин аль хамми валь хазани, валь аджзи валь кясали, валь бухли валь джубни, ва даляид дайни ва галябати риджали».И сказал Абу Умама: «Я так и поступил, и не осталось у меня ни забот, ни долгов!»
В другом хадисе говорится: «Кто сделает обязательным для себя испрашивание прощения, тому Аллах укажет каждой проблемы разрешение, из каждой ситуации - выход, и предоставит пропитание, откуда тот не рассчитывает!» Об этом в Священном Коране сказано:
«Кто гнева Господа страшится, тому Господь устроит Свой исход и даст ему потребное (для жизни) откуда он не ведает совсем. И кто на Господа свои молитвы возлагает, тому не надо никого, кроме Него, - ведь он один вершит все назначенья. Поистине, Он меру должную всему установил»Ат-Талак, 2-3
В другом же хадисе говорится, что Посланник Аллаха r всегда, когда сталкивался с трудной задачей, спешил на молитву. Об этом в Священном Коране говорится:
«Себе вы в помощь призовите терпение и стойкость, и молитву, - сие есть тягота большая, но не для тех, кто кроток духом и смирен…»Аль-Бакара, 45
В ином же хадисе, в сборнике Ахмада, говорится: «(Всегда) помните о Джихаде, (ведь) он – врата из врат Рая, посредством него души очищаются от скорби и печали». Об этом в Священном Коране говорится:
«Сражайтесь с ними – вашими руками, накажет их Аллах, позором и бесчестием покроет, поможет вам их победить и исцелить сердца благочестивых, изгонит гнев из их сердец (вселив спокойствие и укрепив в них веру)»Ат-Тауба, 14-15
۞
{
О лечении беспокойства
Передается в сборнике Тирмизи от Бурайда, что как-то Халид бин аль-Валид пожаловался Пророку r: «О Посланник Аллаха! Я не сплю ночью из-за бессонницы». Тогда он ему говорит: «Когда станешь отходить ко сну, произнеси: «Аллахумма, Рабба самавати сабги ва ма азляльна, ва Раббаль арадына сабги ва ма акляльна, ва Рабба шайатына ва ма адляльна, ва Рабба рияхи ва ма зарайна, ас-алюкя хайра хазихиль карйати, ва хайра ахлиха ва хайра ма фиха, ва агузу бикя мин шарриха, ва шарри ахлиха ва шарри ма фиха!» «О Аллах, Господь семи небес и того, что они собой покрыли, и Господь семи земель и того, что они несут на себе, и Господь шайтанов и того, что они сбили с пути, и Господь ветров и того, что они развеяли, прошу Тебя о благе этого селения и благе тех, кто его населяет, и благе того, что в нем есть, и прибегаю к Тебе от зла его, и зла тех, кто его населяет, и зла того, что в нем есть!»
۞
{
О сохранении здоровья
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«Ешьте и пейте всласть, но в меру – Аллах не любит тех, кто неумерен»Аль-Аграф, 31. Отсюда следует, что наличие и сохранение здоровья организма является одной из основ бытия человека. Об этом говорит и Посланник Аллаха r: «Два блага, которыми обделены многие из людей – здоровье и свободное время».
Также Посланник Аллаха r сказал: «Тот, кто проснулся (начал день) в здравом теле, со свободной волей, и обеспечен пропитанием на день, тот схож с тем, у кого в подчинении весь мир».
Также в сборнике Тирмизи, хадисе от Абу Хурайры говорится, что Посланник Аллаха r сказал: «Первое, о чем спросится у раба в День Воскресенья – это о его благах. Спросится у него: «Разве мы не дали тебе здравие и не утолили твою жажду холодной водой?» В Коране об этом сказано:
«Поистине, в тот День сполна вас спросят за услады (что вы вкусили на земле)»Ат-Такасур, 8.
Также в сборнике Ахмада передается, что Посланник Аллаха r сказал: «О ‘Аббас! О дядя Пророка! Проси у Аллаха благополучия (здравия) в этой жизни и в той!»
Передается также от Абу Бакра ас-Сыддика: «Я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: «Просите у Аллаха убежденности и здравия, так как никому не давалось блага лучше, чем убежденность и эдравие». Откуда видно, что здравие в религии и здравие физическое нераздельны, ибо убежденность предохраняет раба от пагубности его деяний, а здравие предохраняет его от болезней и недугов. Поэтому в следующих главах говорится о манерах поведения Посланника Аллаха r во всех случаях его жизни, ибо в Коране сказано:
«Был вам в Посланнике Аллаха пример хороший тем, кто возложил свои надежды на Аллаха и на Последний День (Его Суда) и в поминании Аллаха проводит долгие часы»Аль-Ахзаб, 21
۞
{